refik.in.ua 1 2 ... 21 22

Раздел I

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

$ 1. Понятие и признаки государства. § 2. Истори­ческие условия возникновения государства. § 3. Ти­пы, функции и формы, государства. § 4. Государство в политической системе общества. § 5. Понятие и признаки права. § 6. Правовые нормы. § 7. Система права. § 8. Правовые отношения. § 9. Законность и правопорядок

§ 1. Понятие и признаки государства

Государство живо, пока в нем проживают благополучные граждане.

Каждый гражданин должен знать свое государство и иметь реальную его защиту.

Вопрос о государстве является фокусом всех политиче­ских вопросов и политических споров современности. От характера ответа на этот вопрос зависит толкование всех других проблем общественного развития.

Провозглашение Украины независимым суверенным государством, принятие Конституции, необходимость реаль­ного обеспечения прав и свобод гражданина, утверждение верховенства права в общественной жизни обусловили по­требность осмысления сущности и роли государства в труд­ную пору перемен и гуманистического его развития, эффек­тивного регулирования социальных действий людей.

Государство — это политическая организация, которую использует правящая партия (или блок партий), получившая большинство мест в парламенте в результате всенародных выборов, для проведения в жизнь своей научно-обоснованной предвыборной программы, а также для управления социаль­ными и экономическими процессами, гарантирования прав и свобод личности, обеспечения одинаковых правил для субъектов хозяйственной деятельности.

Депутаты правящей партии или блока партий образуют конституционное парламентское большинство. Правящий блок партий образуется путем соглашения партий по про­грамме социально-экономического развития общества на

5

определенный период. Парламентское большинство долж­но создаваться на основе общей программы, а не для реше­ния конкретного вопроса. В тех случаях, когда нет правя­щей партии и невозможно образовать правящий блок, парламент должен быть распущен и назначены новые вы­боры. Таков путь парламентаризма.


В Украине же в период перестройки государства сложи­лась парадоксальная ситуация. Известно, что программа реформ, программа перехода к рыночным отношениям бы­ла провозглашена нынче запрещенной Коммунистической партией. Коммунисты-депутаты составляли большинство в Верховной Раде. Многие из них отреклись от своей партии, но никто не отказался от провозглашенной ею программы реформ.

В этой связи возникают закономерные вопросы: програм­му какой партии осуществляет в жизнь Верховная Рада Украины, и какая политическая сила формирует аппарат исполнительной власти? Этот парадокс порождает не толь­ко допустимые противоречия в практической деятельности Верховной Рады и аппарата исполнительной власти, но и в ряде случаев — диктат исполнительной власти. С другой стороны, этот же парадокс обусловливает и тот факт, что Украина, по существу, не имеет целостной и целеустремлен­ной научно обоснованной политики социально-экономиче­ского развития. Признаки государства как организации политической власти следующие:


  • наличие общественной власти, формулирующей, пре­зентующей и защищающей интересы господствующего класса или другой доминирующей социальной группы;

  • публичная государственная власть распространяется на всех людей, пребывающих на принадлежащей ей терри­тории, т.е. по принципу территориального разделения на­селения.

Функции государственной публичной власти осуществ­ляются специальным аппаратом. Возникает обособленная структура власти (исполнительная);

— для содержания структур государственной власти ус­
танавливается налоговая система, являющаяся также-осо­
бой регулирующей функцией.

Создается система юридических норм общеобязательных правил поведения, совокупность которых выражается тер­мином «право»;

государственный суверенитет, как состояние незави­симости осуществления государственной власти, во всех сферах общественной жизни, как внутри страны, так и во вне ее.


§ 2. Исторические условия возникновения государства

Первые в истории человечества государства возникли вследствие разделения первобытного общества на классы с противоположными социально-экономическими интереса­ми. Наряду с этой закономерностью образование государств у различных народов имеет свои специфические условия. А именно: у римлян процесс образования государства был ускорен борьбой плебеев против патрициев; у германцев — за­воеванием чужих территорий; у других —. в условиях внут­ренних противоречий, в частности, в процессе ликвидации империй, колоний, многонациональных государств и т.п.

Народы в составе многонациональных государств вслед­ствие конкретных исторических причин начали осуществ­лять свое право на самоопределение и формирование нацио­нальных суверенных государств. По подобному варианту возникло и утверждается демократическое, независимое, правовое государство Украина; с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины и провозглашением •е независимости открылись реальные возможности построе­ния демократического правового государства. Развитие де­мократии и создание правового государства должны осуще­ствляться одновременно. Правовое государство может воз­никнуть только в демократически развитом обществе, в котором есть необходимые условия для полновластия народа, осуществления и защиты основных прав человека как наи­высшей социальной ценности общества. Вместе с тем, право­вое государство может функционировать при надлежащем уровне цивилизованности общественных отношений. ' Правовое государство — это государство, в котором пра­ва и свободы человека реально обеспечиваются всеми мате­риальными и юридическими средствами. К числу основных признаков, характеризующих правовое государство, следу­ет отнести:

— демократический характер управления собственно­стью;


6

7

  • приведение законодательства в соответствие с обще­признанным международным содружеством, стандартами прав и свобод человека;


  • разделение власти на законодательную, исполнитель­ную и судебную;

  • защита конституционного устройства со стороны Кон­ституционного суда;

  • режим строгого соблюдения законности всеми госу­дарственными органами, должностными лицами, объеди­нениями граждан, обеспечивающий правление закона;

  • высокое правосознание граждан,.их осведомленность с действующим правом и практикой его применения.

Внутренняя природа правового государства характери­зуется:

  • верховенством закона среди государственнр-правовых актов. Его высокий авторитет и уважение к нему обеспечи­ваются прежде всего тем, что он юридически закрепляет требования объективных законов развития общества, инте­ресы всего народа или отдельных его групп;

  • четким распределением функциональных полномо­чий между структурами государственного механизма на основе подчинения закону. Для государства, всех его звень­ев и должностных лиц закон так же обязателен, как и для каждого человека;

  • взаимоответственностью между личностью и государ­ством. Это означает ответственность не только гражданина перед государством, но и ответственность государства перед гражданином;

  • четкой системой судебных органов и строгим соблю­дением принципов их деятельности как наиболее эффектив­ной юридической гарантией прав и свобод человека.

§ 3. Типы, функции и форма государства

Тип государства определяется его сутью, т.е. тем, инте­ресы какой социальной группы или всего общества она выражает, удовлетворяет, защищает, а также его экономи­ческой основой — определенным типом производственных отношений. Следовательно, когда возникает вопрос о типе государства, то нужно выяснить, чьи интересы оно защища­ет и какая его экономическая основа. Принимая во внима­ние отмеченные существенные черты, характеризующие тип государства, следует иметь в виду, что в некоторых ус-


ловиях тип государства зависит не только от того, интересы какой социальной группы или всего общества оно выража­ет, удовлетворяет, защищает, а и от национальных групп и этнических общностей. Учитывая сказанное, историче­скими типами государства являются: —- рабовладельческий;


  • феодальный;

  • буржуазный;

  • социалистический;

  • переходный от социалистического типа к социально-демократическому.

Функции государства и их виды

Природа государства раскрывается через его функции. Функция государства — это направление его деятельности. Различают функции:

а) основные и неосновные. Основные функции государ­
ства — это основные направления его деятельности, непо­
средственно раскрывающие его суть и социальное назначе­
ние. Неосновные — не раскрывают непосредственно суть
государства;

б) внутренние и внешние. Внутренние функции — охра­
на собственности; обеспечение и защита прав человека на
принципах свободы и справедливости; организационно-эко­
номическая; организационно-воспитательная; экологиче­
ская и другие. Внешние функции — оборона от нападения
извне; обеспечение мирного сосуществования наций; защи­
та прав человека на международной арене; охрана между­
народного правопорядка и другие;

в) экономические, гуманитарные, политические, посто­
янные, временные и др.

Форма государства

Выше государство рассматривалось с точки зрения воз­никновения, признаков, функций. Сейчас посмотрим на государство с точки зрения его форм. Порядок организации И осуществление государственной власти принято называть формой государства.

Форма государства характеризуется единством структур Государственной власти и территориальной организации, ё,'Также методов осуществления государственной власти, форму государства определяют: государственное правле-Яие, государственный строй и государственный политиче­ский режим.



8


9


Государственное правление — это организация государ­ственной власти, юридически обусловленной ее формаль­ным источником, под которым следует понимать или свобо­ду одного физического лица, или свободу народа, или того •и другого вместе взятых. В тех случаях, когда источником государственной власти является физическое лицо (мо­нарх), то государственное правление называется монар­хией. А когда источником государственной власти является народ или его большинство, то в таком случае государствен­ное правление именуется республикой.

Признаками монархии являются: наличие единоличного носителя верховной власти — монарха, царя, императора, шаха и т.п., пользующегося своей властью пожизненно; на­следственный порядок перехода власти; представительство государства монархом не по мандату, а по собственному пра­ву; юридическая безответственность главы государства.

Монархии бывают абсолютные и конституционные. В современный период распространена конституционная монархия. Конституционные монархии разделяются на дуалистические и парламентарные. В дуалистических мо­нархиях за монархом сохраняется вся полнота исполни­тельной власти.

Монарх назначает министров, ответственных перед ним. Парламентарными монархиями являются такие, при кото­рых монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах.

Республика — это государство, в котором высшая госу­дарственная власть осуществляется выборными на опреде­ленный срок органами власти.

Признаками республики являются: наличие единолич­ного «ли коллегиального главы государства; высшие орга­ны государственной власти выбираются на определенный срок; пользование государственной власлю^о поручению (непосредственное право пользования г^додоеаной вла­стью принадлежит народу); отввтственябстЪглавы государ­ства л случаях, предусмотренных законом.


Республики бывают: президентски^, полупрезидент­
ские, парламентские.
'
и

Президентская республики характеризуется тем, что глава государства (президент) и парламенмыбираются на­селением. Состав правительства формирует президент и возглавляет его (США, Мексика).

Для парламентской республики характерным является то, что значительно повышается роль парламента в форми-

10

ровании органов исполнительной власти и в осуществлении контроля за их деятельностью. Парламент выбирает прези­дента и формирует правительство, подотчетное парламенту. Президент не может существенно влиять иа состав и полити­ку, проводимую в жизнь правительством (Италия, ФРГ).

Полупревидеятские (президентоко-парламентские или парламентско-президентские республики).

Признаками полупрезидентской республики является то, что президент предлагает кандидатуры премьер-минист­ра и министров, подлежащие обязательному утверждению парламентом (Франция, Украина). Республики бывшего Советского Союза, бывшие парламентскими республиками, трансформируются сейчас в президентские, полупрезидент-скиеили парламентские республики.

Государственное устройство — способ территориальной организации государства, разделения его территории на определенные составные части и распределение власти ме­жду этими частями и их взаимоотношения с центральной властью.

Основными Видами государственного строя являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.

Унитарное государство характеризуется единым адми­нистративно-территориальным делением, части не имеют суверенитета, всех признаков государственности (например, области в Украине, воеводства в Польше). Унитарными го­сударствами являются также государства, включающие автономные образования (Португалия, Италия, Украина).


Федеративные государства состоят из двух и более го­сударственных образований, каждое из них имеет сувере­нитет, все признаки государственности, но часть суверен­ные прав ониделегируют центрально!: власти. В федера­тивном государстве существуют законодательная, испол­нительная и судебная власть в центре и отдельно у каждого субъекта федерации, а также распределение полномочий между центром и субъектами федерации, а также наличие или отсутствие права выхода из состава федерации (США, Швейцария).

Конфедерация — это объединение, союз суверенных го­сударств, создаваемые для выполнения определенных за­дач. История и современная действительность свидетельст­вуют о кратковременном переходном характере конфедера­тивного государственного строя.

11

От федерации и конфедерации следует отличать другие союзы государств или Союз независимых государств, кото­рые образовались после распада Союза ССР.

Политический режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Различают демократический и тоталитарный политические режимы. Демократический режим основан на законе и власти трудящихся-собственников. Государственная власть обес­печивает и гарантирует основные права и свободы человека, свободное изъявление и учитывание интересов всех групп населения посредством выборов, референдумов и т.п. Госу­дарство обеспечивает деятельность разнообразных общест­венных объединений и учитывает их интересы в выработке и осуществлении государственной политики.

Тоталитарный политический режим характеризуется тем, что государственная власть ограничивает и нарушает основные права и свободы человека; деятельность общест­венных объединений. Государственная власть сосредоточи­вается в руках правящей верхушки или одного лица. Свое­волие нередко становится законом.

Разновидности тоталитарного политического режима: фашистский, автократический, корпоративно-аппаратный, военно-диктаторский. Современные тоталитарные полити­ческие режимы сохранились в отдельных странах Ближне­го Востока и Африки.


§ 4. Государство в политической системе общества

Политическую систему составляют все политические явления, существующие в социально-неоднородном обще­стве. В более узком понимании политическую систему об­щества составляют все государственные структуры, обще­ственные объединения и трудовые коллективы.

Государство в политической системе является ее ядром (центром). Это предопределяется тем, 4*0 только государст­во может:

а) выражать интересы всех Членов общества и является
наиболее эффективным средством мобилизации их усилий
на выполнение тех или других задач;

б) является олицетворением суверенитета, т.е. полити­
ко-юридической особенностью государственной власти,
реализатором права народа на самоопределение;

12

в) имеет специальный аппарат управления и принужде­
ния, без которого выполнение социально-экономических
задач невозможно;

г) может устанавливать общеобязательные для населения
страны юридические акты (законы, подзаконные акты).

Государство хотя и является связующим звеном в поли­тической системе, но не является единственным. Оно нахо­дится в окружении других политических структур, отноше­ния с которыми должны иметь исключительно правовой характер. Негосударственные организации и другие объеди­нения граждан не должны стоять над суверенностью госу­дарственной власти.

§ 5. Понятие и признаки права

Понятие права. Право и государство возникают одновре­менно, они взаимозависимы. Очевидным является факт, что природа права состоит в том, чтобы упорядочить социальную жизнь и свободу человека, его автономию и индивидуаль­ность, цивилизованность общественных отношений.

Право — это система установленных или санкциониро­ванных государством общеобязательных правил, выражаю­щих волю определенной части общества, на основании кото­рых обеспечиваются и защищаются права и свободы челове­ка, осуществляется государственная власть, обеспечивается нормальная жизнедеятельность личности.


Совокупность законов и других нормативных государст­венно-правовых актов, которые содержат в себе общеобяза­тельные правила поведения для всех, независимо от инди­видуальной особенности субъекта, принято называть правом в объективном понимании, а закрепленную в юридических нормах правомочность, т.е. возможность определенного по­ведения человека, — субъективным правом личности.

§ 6. Правовые нормы

Первичными элементами права являются правовые нормы.

Правовая норма — это установленное или санкциониро­ванное государством общеобязательное правило поведения с целью регулирования общественных отношений, которое


13

обеспечивается, в случае необходимости, его принудитель­ной деятельностью.

Правовая норма регулирует группу количественно неоп­ределенных общественных отношений; применяется неод­нократно; действует непрерывно; ее действие прекращается в установленном законодательством порядке. Она не только содержит формально-обязательное правило поведения, но и определяет условия ее осуществления и меры ответствен­ности за ее нарушение, т.е. имеет определенную структуру. Составными элементами структуры правовой нормы явля­ются: гипотеза, диспозиция, санкция,

  1. Гипотеза правовой нормы — это та ее часть, в которой указываются условия, с наступлением которых диспозиция начинает действовать. Условия, обстоятельства, отмечен­ные в гипотезе правовой нормы, принято именовать юриди­ческими фактами.

  2. Диспозиция правовой нормы — это та ее часть, в кото­рой указывается правомочие (права и обязанности) субъек­тов.

  3. Санкция — это та часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного принуждения в случае невыполнения, нарушения ее диспозиции.

Правовые нормы различаются по характеру диспозиции на регулятивные, охранительные, обязывающие, уполно­мочивающие, запрещающие.


Соотношение правовых норм с другими социальными нормами

Правовые (юридические нормы) и другие социальные нормы регулируют общественные отношения, взаимодейст­вуют и влияют друг на друга.. Вместе с тем правовые нормы и другие социальные нормы не тождественны.

Правовые нормы отличаются от других социальных норм прежде всего порядком их возникновения и средствами обеспечения. Первые устанавливаются или санкциониру­ются государством и обеспечиваются, кроме других средств, принудительной силой государства. Вторые устанавливают­ся или санкционируются другими негосударственными субъектами и обеспечиваются общественным мнением, ин­дивидуально-психологическими явлениями: чувством, интуицией, убеждением, верованием и другими негосудар­ственными средствами. Конечно, есть и другие признаки, по которым правовые нормы отличаются от других социаль­ных норм.

оотношение экономики и права

кономика является материальной основой права. Каж­дому типу производственных отношений соответствует обусловленная ими правовая система как совокупность всех юридических явлений, существующих в государстве. Влия­ние экономики на право заключается в том, что она влияет на право, определяя ее содержание, как прямо, так и через отдельные социальные явления. В свою очередь, и право имеет влияние на экономику.

Соотношение политики и права

Политика — это практический вывод из требований объективных экономических законов развития общества. В политике правящей партии должны быть также учтены общественные, групповые и индивидуальные интересы. Только в таком случае политика будет научно обоснованной. Как только политика выработана, она должна объективи­роваться в соответствующих формах.

Важной формой проявления политики правящей партии является право. Но в праве выражается только та часть по­литики, которой необходимо придать общую обязатель­ность со всеми вытекающими отсюда юридическими послед­ствиями. Следовательно, право является сердцевиной поли­тики правящей партии. Право есть мера политическая. Политика, со своей стороны, зависит от права, поскольку право является средством ее декларирования, средством ее реализации, защиты и пропаганды.


§ 7. Система права

Система права — это распределение всех действующих правовых норм по отраслям и институтам. Распределение юридических норм конкретного государства по отраслям осуществляется в соответствии с предметом и методом пра­вового регулирования.

Предмет правового регулирования — это совокупность относительно обособленных общественных отношений, уре­гулированных правом.

Метод правового регулирования — это способ властного воздействия государства на субъекты общественных отно­шений, осуществляемый с помощью юридических средств. Отрасль права — совокупность правовых норм в соответ-


14

15

Ствии с предметом и методом правового регулирования, относительно обособленной группы общественных отно­шений.

Основные отрасли права Украины: государственное (кон­ституционное), административное, финансовое, земельное, гражданское, семейное, трудовое, сельскохозяйственное, кооперативное, социально-обеспечивающее, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, ис­правительно-трудовое, экологическое.

В различных государствах названия указанных отраслей права могут отличаться.

Институт права — совокупность-юридических норм, регулирующих относительно обособленную группу обще­ственных отношений, как правило, внутри определенной отрасли права. Например, институт государственной служ­бы в пределах административного права. В современной системе права Украины есть и межотраслевой институт права — институт ответственности за экологические пра­вонарушения.

Систематизация законодательства — это деятельность по упорядочению нормативно-правовых актов, сведению их в единый комплекс. Систематизация законодательства помогает человеку более или менее уверенно ориентировать­ся в действующей системе права, найти необходимую юри­дическую норму.


Существует два способа систематизации законодательст­ва: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация заключается в объединении определен­ной группы нормативно-правовых актов в одном комплексе (сборнике).

Кодификация состоит в содержательной переработке определенной группы юридических норм, связанных об­щим предметом регулирования, и объединение их в едином юридическом акте (основы законодательства, кодекс, устав и др.).

Источники права — это внешние формы проявления юридических норм (нормативные государственно-правовые акты). К источникам права относятся: санкционированные обычаи, судебные (или административные) прецеденты, нормативные акты (законы, постановления правительства, указы, нормативные акты различных ведомств и др.), нор­мативные договоры.

16

§ 8. Правовые отношения

Правовые отношения — это общественные отношения между людьми, урегулированные нормами права, в кото­рых стороны реализуют гарантированные государством субъективные права и обязанности.

Элементами правовых отношений являются: субъект, содержание, объект.

Субъектами являются граждане, организации, государ­ство как носители юридических прав и обязанностей. Гра­жданин может стать участником правовых отношений, если он является носителем таких юридических свойств, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это способность лица иметь субъ­ективные права и нести юридические обязанности.

Дееспособность — это способность лица осуществлять свои юридические права и обязанности личными действия­ми. Различают дееспособность неполную, полную и ограни­ченную.

Содержание правоотношения — это субъективные права и юридические обязанности его участников.

Объект правоотношения — это материальные и немате­риальные блага, для использования которых устанавлива­ются государством взаимные юридические права и обязан­ности субъектов.


Усвоение основных положений правовых отношений содействует овладению и использованию юридических средств для осуществления и защиты прав человека в нашем обществе.

Юридическая ответственность

Правовые отношения складываются в большинстве слу­чаев на основании сознательного, добровольного выполне­ния субъектами этих отношений прав и обязанностей, уста­новленных соответствующей нормой права. Юридическая ответственность возникает только в тех случаях, когда субъ­екты этих отношений нарушают юридические нормы, со­вершают правонарушения или бездействуют.

Правонарушение характеризуется как противоправное виновное деяние (действие или бездеятельность) деликто-способного лица, наносящее вред личным, общественным интересам или являющееся общественно опасным. Законо­дательством Украины установлены такие виды юридиче-

17

ской ответственности: конституционная, административ­ная, дисциплинарная, гражданская, материальная, уго­ловная.

§ 9. Законность и правопорядок

Законность заключается в установлении юридических норм при верховенстве закона и в требовании точного и не­уклонного соблюдения и активного их выполнения всеми государственными органами, общественными организация­ми, должностными лицами и гражданами, вследствие чего обеспечивается стабильность законов, устанавливается прочность и ясность правового порядка, создается устойчи­вое правовое положение личности в обществе.

Стало быть, следствием законности является правопоря­док как режим (состояние) упорядоченности общественных отношений.

Правовой порядок в обществе может сложиться при ус­ловиях строгого соблюдения принципов законности. А имен­но: единообразия нормативно-правового регулирования и применения юридических норм на всей территории страны; соответствия законов и других государственно-правовых актов целям обеспечения прав человека, развитию общества на демократических основах.


В независимом государстве Украина неуклонно возрас­тают роль и значение законности в общественной жизни. И в современный период компетенция государственных органов и общественных организаций, их права и обязан­ности, формы и методы работы, а также права и обязанно­сти граждан должны быть более четко определены в Кон­ституции и других законах Украины, что обеспечит даль­нейшее развитие и совершенствование общественных отношений и тем самым откроет путь к цивилизованному обществу.



следующая страница >>