refik.in.ua 1

17-та КРИМСЬКА КОНФЕРЕНЦSЯ УАІБ „УПРАВЛІННЯ АКТИВАМИ: НОВІ МОЖЛИВОСТІ РОЗВИТКУ”

Шаповал Ю.І.,


Первый зам. Председателя

Правления ОАО „МФС”


Проблемные вопросы учета прав собственности

на ценные вопросы ИСИ в депозитарной системе


В связи с увеличением количества выпусков ценных бумаг институтов совместного инвестирования (ИСИ), в том числе в бездокументарной форме, депозитарием МФС проводится самостоятельная работа по техническому и юридическому упорядочиванию документооборота, а также предпринимаются попытки обратить внимание Комиссии по ценным бумагам на проблемные вопросы в обслуживании ЦБ, выпущенных ИСИ в депозитарии, несмотря на факт отсутствия законодательного регулирования особенностей обслуживания обращения ценных бумаг ИСИ в депозитарии.

Я имею в виду такие особенности как:

- депонирование глобальных сертификатов выпусков ЦБ, как корпоративных ИФ так и паевых ИФ,

- проведение операций по счетам в ЦБ эмитентов данных ценных бумаг,

- формирование отчетности, как хранителями так и депозитарием, по ценным бумагам ИСИ.


В своем выступлении я хотел бы акцентировать внимание участников конференции прежде всего на вопросах либо до сих пор законодательно не урегулированных, либо урегулированных с созданием дополнительных проблем в депозитарном обслуживании ЦБ, выпущенных ИСИ.


Начну, наверное, с самого «родного» документа «Положение о депозитарной деятельности».


Согласно п.3.4 предусмотрена исключительная прерогатива депозитария по открытию счетов в ЦБ эмитенту бездокументарных ЦБ, которая напрямую вытекает с норм, предусмотренных Законом «О Нац. деп. системе». Также такая особенность отображена в типовом договоре обслуживания эмиссии, утвержденного Комиссией по ЦБ.

В то же время пунктом 5.12.8. Положения о депозитарной деятельности (в редакции от 20/11/2001 года) предусмотрена обязанность хранителя осуществлять контроль за выпуском, выкупом и аннулированием ценных бумаг ИСИ в соответствии с регламентом, проспектом эмиссии ЦБ ИСИ и действующим законодательством. Т.е. фактически счет в ЦБ эмитента находится в депозитарии, а контролировать операции по данному счету должен хранитель, поскольку операции выпуска, выкупа и аннулирования ценных бумаг ИСИ осуществляются через счет эмитента в ЦБ депозитарии, а обязанности контроля возложены на хранителя.



В результате анализа пункта 5.5.1 данного Положения о депозитарной деятельности, которым устанавливается перечень документов, подаваемых в открытия счета в ЦБ эмитенту в депозитарии, можно сделать вывод, что при открытии депозитарием счета эмитенту - ИСИ, ни слова не сказано про какие-либо особенности (например, подача регламента и проспекта эмиссии).

Таким образом, депозитарий, не имея нормативного регулирования деятельности ИСИ, не может контролировать выполнение ИСИ своих обязательств. Это следует из отсутствия нормативно утвержденного перечня оснований для отказа в выполнении операций по ценным бумагам ИСИ на уровне депозитария или хотя бы упоминанием о необходимости контроля депозитарием за исполнением ИСИ норм существующего законодательства.

С другой стороны, хранитель, не имеющий полномочий на открытие счета в ценных бумагах эмитента, должен фактически нарушать требование Закона «О Нац. деп. системе» и проводить фактически операции по счету эмитента, как по счету банального собственника, в том числе как при размещении, так и при выкупе.


В ракурсе данной проблемы, хотел бы обратить внимание на одну из ее производных: депозитарное обслуживание паевого венчурного фонда в части обслуживания его закрытого размещения.

Несмотря на отсутствие законодательного урегулирования, депозитарием МФС во внутренних документах все-таки предусмотрено предоставление проспекта эмиссии и регламента. Однако, несмотря на их наличие и факт их регистрации ДКЦПФР, мы столкнулись со следующей особенностью. Комиссия по ценным бумагам считает (тем что регистрирует выпуски таких ЦБ), что компания по управлению активами (венчурный фонд), осуществляющая выпуск инвестиционных сертификатов, является каким-то специфическим эмитентом, специфика которого позволяет компании от собственного имени покупать выпускаемые ею от имени паевого фонда инвестсертификаты.

Т. е. получается, что инвестором и эмитентом паевого венчурного закрытого недиверсифицированного фонда выступает одно и то же юридическое лицо.


На наш взгляд, с точки зрения п.3.4 Положения о депозитарной деятельности данная операция является операцией выкупа ЦБ.

В то же время операции выкупа по данному типу фондов запрещены Законом «Об институтах совместного инвестирования..», также законодательно разделены понятия эмитент и инвестор, кроме того часть 6 статьи 25 Закона «Об институтах совместного инвестирования..» предусматривает, что инвесторы паевого инвестфонда не имеют права вмешиваться в деятельность компании по управлению активами. Интересно, как это можно обеспечить в данном случае.


По этому поводу депозитарием был направлен запрос в Комиссию, а операция (и не одна) проведены в связи с отсутствием возможности мотивированного отказа клиенту в проведении данной операции (отсутствие права депозитария на анализ документов).

Отдельно хочу остановиться на обслуживании акций корпоративных инвестфондов. Законом «Об институтах совместного инвестирования…» предусмотрено такое понятие как «первоначальный уставный фонд». Нормами Закона «О ценных бумагах и фондовой бирже» установлен порядок оплаты акций акционерного общества, т.е. фактически порядок формирования уставного фонда. В тоже время Законом «Об институтах совместного инвестирования..» и нормативными документами Комиссии введено условное понятие плавающего уставного фонда. Т.е. зарегистрировал два выпуска акций, один первоначальный, а второй «инвестиционный» на фантастическую сумму со сроком оплаты 50 лет (у нас в системе депоучета МФС уже такой имеется). Есть два варианта отображения данного уставного фонда: в уставе (первоначальный и инвестиционный) или только «первоначальный». На самом деле и первый, и второй вариант несет в себе проблемы. Если включить в устав весь объем выпусков акций, а предполагается, что полное размещение акций произойдет лет через 10, то есть опасность, что в ближайшие 10 лет собрать кворум на собрание акционеров не удастся. Если включить в устав только первоначальный уставный фонд, то в случае продажи части «инвестиционного выпуска акций» окажется, что на собрании надо регистрировать более 100 % держателей акций, поскольку расчет участниками Нацдепсистемы процентных долей в учетном реестре ведется согласно зарегистрированному УФ, который указан в уставе.



Пока эта проблема формально отобразилась при сдаче отчетности Комиссии хранителями и депозитарием, когда в графе % владение части в УФ, по некоторым собственникам и хранителям стали появляться цифры в тысячи процентов.


А фактически проблема возникнет тогда, когда депозитарий начнет формировать учетный реестр на собрание акционеров, согласно которому у собственников окажется более 100 % акций. Т.е. по такому реестру собрание будет провести невозможно.


Таким образом, нормами Закона «Об институтах совместного инвестирования…» заложена бомба под возможность и легитимность проведения собрания акционеров корпоративного фонда, который применяет практику регистрации дополнительного инвестиционного выпуска акций.


На наш взгляд, данную проблему можно решить исключительно путем внесение изменений в Закон «Об институтах совместного инвестирования...», а пока эти изменения не будут внесены, Комиссии следует прекратить практику регистрации выпусков акций, оплата которых будет осуществлена в сроки превышающие сроки установленные Законом «О ценных бумагах и фондовой бирже».


В завершение хочу обратить Ваше внимание на статью 54 Закона «Об институтах совместного инвестирования…». В соответствии с данной статьей, и учитывая, что данный Закон был принят после Закона «О Нацдепсистеме» реестр собственников ЦБ ИСИ нельзя в полной мере считать реестром, который собирается в соответствии с Законом «О Нацдепсистеме». Учитывая формулировки Закона «О Нацдепсистеме» и учитывая, что в соответствии с Законом «О Нацдепсистеме» хранитель не ведет реестр, мы имеем дело с совершенно иным реестром, который ведется вне зависимости от формы выпуска ЦБ либо регистратором либо хранителем активов ИСИ.

Итак, - или обращение ценных бумаг ИСИ должно осуществляться по весьма специфическим правилам, или в Закон «Об институтах совместного инвестирования…» должны быть внесены соответствующие поправки в части обращения и фиксации прав на ценные бумаги ИСИ.