refik.in.ua   1 ... 7 8 9 10

7.4. МЕТОДОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ КОНЦЕНТРАЦИЙ ЗВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЭЛАСТИЧНЫХ ПРОБООТБОРНЫХ ЕМКОСТЕЙ

Основными преимуществами пробоотборных эластичных емкостей являются малая масса, механическая прочность, удобство в эксплуатации и при транспортировке и возможность использования их совместно с автоматическими газоанализаторами.
Так как при контроле ИЗА температура газовой пробы может достигать нескольких сотен градусов и в ней может присутствовать большое количество паров воды и пыли, то использовать эластичные емкости можно только в комплекте с устройством oтбopa и подготовки пробы. Для подачи пробы в емкость может служить любое аспирационное устройство, газовые магистрали которого выполнены из материалов, устойчивых к компонентам газовой пробы. В качестве соединительных газовых линий можно использовать фторопластовые или поливинилхлоридные трубки. Штуцер емкости должен быть снабжен зажимом. Длина газового тракта от зонда до емкости не должна превышать 1 м.
Контроль ИЗА с помощью эластичных емкостей осуществляют следующим образом. Газозаборный зонд вводят в газоход и соединяют трубками с холодильником и емкостью, из которой предварительно удален воздух. Включают аспирационное устройство, и газовая проба отсасывается из газохода. Проходя через фильтр, она очищается от пыли. В холодильнике и каплеотбойнике удаляется влага. После того как емкость полностью заполнится, соединительную трубку перекрывают зажимом. Затем емкость транспортируют к месту анализа, где с помощью инструментальных, инструментально-лабораторных методов определяют количественный и качественный состав пробы.

Для проверки возможности использования устройства отбора и подготовки эластичной емкости необходимо предварительно провести сравнительные измерения. Для этого с помощью инструментальных или инструментально-лабораторных методов измеряют концентрацию ЗВ в ИЗА и параллельно отбирают пробу в эластичную емкость. Суммарную погрешность рассчитывают по следующему соотношению:

, (7.2)
где - суммарная погрешность измерения концентрации с использованием эластичной емкости;
- погрешность применяемой для измерения концентраций инструментально-лабораторной методики или газоанализатора;
- погрешность, вносимая эластичной емкостью:
, (7.3)
где - концентрация, полученная путем прямого измерения с помощью инструментальных или инструментально-лабораторных методов;
- концентрация, полученная при анализе пробы с использованием эластичной емкости.

7.5. МЕТОДОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ КОНЦЕНТРАЦИЙ ЗВ В ВЫБРОСАХ АВТОТРАНСПОРТА

7.5.1. МЕТОДОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Измерение содержания СО и CH в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями необходимо проводить в строгом соответствии с #M12291 1200005818ГОСТом 17.2.2.03-87 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями"#S.
Согласно стандарту, содержание СO и CH в отходящих газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала: минимальной () и повышенной () в диапазоне от 2000 мин до 0,8. Нормальная частота вращения коленчатых валов приведена в табл.7.1. При контроле используют технические средства, приведенные в разделе 6 Руководства.

Таблица 7.1

Нормативная частота вращения коленчатого вала автомобильного двигателя

при проверке СО и CH в отходящих газах

(числитель - минимальная, знаменатель - повышенная)


#G0Марка двигателя


Базовая модель автомобиля


Частота вращения коленчатого вала, мин


МеМЗ-968


ЗАЗ-968, ЛУАЗ-969


500-600/3400


ИЗМА-408Э


"Москвич" 408


450-550/3700


УМЗ 412 Э


"Москвич" 412, 2140


600-700/4700


ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103, ВАЗ 2105


"Жигули"


700-800/4500


ВАЗ-2108


"Спутник"


700-800/4500


ВАЗ-2106, ВАЗ 2121


"Жигули", "Нива"


700-800/4300


ЗМЗ-2401


ГАЗ-24, РАФ-2203


550-650/3600


ЗМЗ 4022-10


ГАЗ-24-10, ГАЗ-3102


600-700/3700


ГАЗ-21


ГАЗ-21, РАФ-977


450-500/3200


ГАЗ-69


ГАЗ-69


450-500/2400


УМЗ-451 М


УАЗ-451, УАЗ-469


450-500/3700

ГАЗ-52


ГАЗ-52


450-500/2100


ГАЗ-55


ГАЗ-53, КАВЗ-685


450-500/2500


ГАЗ-66


ГАЗ-66


450-500/2500


ЭМЗ-672


ПАЗ-672


450-500/2500


ЗИЛ-157


ЗИЛ-157


450-500/2500


ЗИЛ-120


ЗИЛ-130, 131


450- 500/2500


ЗИЛ-375


Урал-375, ЛИАЗ-677


450-500/2500




ЛАЗ-697






Перед началом работы необходимо убедиться, что выполняются условия эксплуатации газоанализатора. Подключение к сети электропитания производится согласно инструкции по эксплуатации прибора. Для обеспечения санитарно-гигиенических требований к воздуху в зоне измерений следует вывести линию сброса отходящих газов в систему вытяжной вентиляции или за пределы места проведения измерений. Устройство пробоподготовки подготавливают к работе и включают газоанализатор на прогрев. После прогрева в течение времени, оговоренного инструкцией по эксплуатации, производят проверку и настройку нуля и чувствительности по реперу газоанализатора.

Перед измерением двигатель надо прогреть до минимальной температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в руководстве по эксплуатации автомобилей. Внешним осмотром определить исправность выпускной системы автомобиля.

Концентрацию СО и CH в отходящих газах измеряют в следующей последовательности:
1) рычаг переключения передачи (избиратель скорости для автомобиля с автоматической коробкой передач) устанавливают в нейтральное положение;
2) автомобиль тормозят стояночным тормозом;
3) двигатель (при его работе) заглушают;
4) открывают капот двигателя;
5) подключают тахометр;
6) устанавливают пробоотборный зонд газоанализатора в выхлопную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выхлопной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза);
7) полностью открывают воздушную заслонку карбюратора;
8) запускают двигатель;
9) частоту вращения вала двигателя увеличивают до и проводят измерения на этом режиме в течение не менее 15 с;
10) устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя и не ранее чем через 20 с измеряют содержание СО и CH. При необходимости измерения содержания СО и CH при повышенной частоте вращения вала двигателя замер производят не ранее чем через 30 с после установления .
По окончании измерения результаты замеров заносят в протокол проверки. После выключения двигателя газоанализатор отсоединяют от выхлопной трубы, а тахометр - от бортовой сети автомобиля. Автомобиль выводят за пределы площадки.
При температуре наружного воздуха ниже +5 °С газоанализатор надо установить в помещении с температурой выше +5 °С, при этом газоотборный шланг необходимо утеплить. Длину газоотборного шланга выбирают в зависимости от расхода воздуха через газоанализатор так, чтобы постоянная времени прибора вместе с газоотборным шлангом была не более 20 с. При настройке нуля прибора используют теплый воздух из помещения. Во избежание загрязнения воздуха в помещении необходимо предусмотреть отвод отходящих газов, проходящих через газоанализатор.

7.5.2. МЕТОДОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ ДЫМНОСТИ ОТХОДЯЩИХ ГАЗОВ

АВТОМОБИЛЕЙ С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Дымность автомобилей с дизельным двигателем необходимо измерять строго согласно #M12291 1200005825ГОСТу 21393-75 "Автомобили с дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности"#S. Стандарт устанавливает норму определения дымности на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

При контроле используют технические средства определения дымности отходящих газов, приведенные в разделе 6 Руководства.
Дымомер подключают к сети электропитания согласно инструкции по эксплуатации прибора. Прибор включают на прогрев. После прогрева в течение времени, оговоренного инструкцией на эксплуатацию, производят проверку, настройку нуля и чувствительности дымомера.
Перед проведением измерений двигатель надо прогреть до температуры охлаждающей жидкости или моторного масла (для двигателей с воздушным охлаждением), при которой можно начинать движение автомобиля. Внешним осмотром необходимо определить исправность выпускной системы автомобиля.
Дымность отходящих газов следует измерять в следующей последовательности:
1) рычаг переключения передачи (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передачи) устанавливают в нейтральное положение;
2) автомобиль тормозят стояночным тормозом;
3) двигатель (при его работе) заглушают;
4) прибор подключают к выпускной системе автомобиля;
5) заводят двигатель и нажатием педали подачи топлива устанавливают максимальную частоту вращения вала двигателя;
6) по достижении температуры отходящих газов не ниже 60 °С педаль отпускают;
7) проводят 10-кратный цикл увеличения частоты вращения вала дизеля от минимальной до максимальной с интервалом не более 15 с;
8) снимают максимальные показания прибора по последним четырем циклам;
9) не позднее чем через 60 с частоту вращения вала двигателя доводят до максимальной;
10) при установлении показателей прибора (размах колебаний не более 6 единиц) снимают значения дымности.
По окончании измерений двигатель отключают, прибор отключают от выхлопной трубы, автомобиль удаляют за пределы площадки.

За результат измерения дымности на режиме свободного ускорения принимают среднее арифметическое значение по последним четырем циклам. При этом разность показаний по циклам не должна превышать 6 единиц. Результаты измерений заносят в протокол проверки.


7.5.3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КОНТРОЛЕ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА

Содержание ЗВ в отходящих газах автомобилей надо проверять, как правило, на контрольно-регулировочных пунктах или в специально отведенном месте. При отсутствии такого места для проведения измерения и при выборочной проверке автомобилей на линии подбор места должен исключать возможность наезда автомобилей на лиц, проводящих измерения.
Места, выбираемые для проведения инструментального контроля токсичности и дымности отходящих газов автомобилей, должны обеспечивать санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений по #M12291 1200003608ГОСТу 12.1.005-71#S, иметь естественную или принудительную вентиляцию.
На месте проведения инструментального контроля должны находиться только лица, имеющие непосредственное отношение к работам.
Очередной автомобиль для проведения измерений должен останавливаться не ближе 2 м от автомобиля, находящегося на проверке. Скорость движения автомобилей на подъездных путях к месту проведения замеров не должна быть больше 10 км/ч; в помещениях и в непосредственной близости от места измерения должна быть не более 5 км/ч.
Непосредственно перед проведением инструментального контроля необходимо убедиться в соблюдении водителем мер предосторожности, исключающих самопроизвольное движение автомобиля.
К работе с приборами контроля допускается обслуживающий персонал, ознакомленный с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации используемого измерительного прибора, прошедший инструктаж и имеющий право пользования электрическими и электроизмерительными приборами.


Текст документа сверен по:

официальное издание

Всесоюзный научно-исследовательский институт

охраны природы и заповедного дела - СПб, 1991


<< предыдущая страница