refik.in.ua 1 2 ... 9 10

#G0

ОНД-90

ОБЩЕСОЮЗНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

РУКОВОДСТВО

ПО КОНТРОЛЮ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
ОНД-90
Часть I



Дата введения в действие 1991-01-01

РАЗРАБОТАН отделом контроля атмосферы Всесоюзного научно-исследовательского института охраны природы и заповедного дела Министерства природопользования и охраны окружающей среды СССР.
Исполнители: канд. физ.-мат. наук В.Б.Миляев (научный руководитель разработки); Б.М.Бевзюк, В.Д.Григорьев (разд.7, 9); Л.И.Давыдова (разд.2, 3); Ю.А.Дергунов (разд.3, 6, 10); канд. техн. наук В.С.Матвеев (разд.1, 5, 6, 9, 11); Б.К.Нурмеев (разд.5, 11); А.В.Оглоблин (разд.3, 6, 7, 11); канд. физ.-мат наук Н.И.Орлов (раздел 9); М.Ю.Прокофьев (разд.6, 8); Т.И.Самуйлова (разд.3, 7, 9, 12); канд. хим. наук Е.Н.Семенюк, Н.Н.Звягина (разд.6, 7, 12); Е.И.Соловьева (разд 10); канд. хим. наук С.В.Тимаков (раздел 3, 5, 7); Цибульский В.В. (раздел 6); канд. техн. наук А.Н.Ясенский (раздел 4); канд. техн. наук С.Т.Евдокимова, канд. техн. наук А.И.Алексеев
УТВЕРЖДЕН заместителем председателя Госкомприроды СССР В.Г.Соколовским. Постановление N 8 от 30 октября 1990 г.
Срок действия с 1 января 1991 г. по 1 января 1996 г.*

Настоящее Руководство предназначено для оказания практической помощи территориальным Государственным комитетам по охране природы в организации, техническом оснащении и методическом обеспечении государственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов и проверке эффективности газоочистного оборудования. Руководство создано с целью установить единые требования к организационным основам, информационному обеспечению, техническому оснащению и методологии контроля источников загрязнения атмосферы.
Руководство является обязательным для всех территориальных Государственных комитетов по охране природы.


ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим направлением атмосфероохранной деятельности является государственный контроль источников загрязнения атмосферного воздуха в целях получения объективной информации о выбросах вредных веществ в атмосферу промышленными предприятиями и транспортом и оценки соответствия фактических значений выбросов установленным нормативам.

Решение данной задачи возложено на городские, областные, краевые, региональные и республиканские Государственные комитеты по охране природы, в состав которых входят специализированные подразделения, обеспечивающие государственный контроль за соблюдением предприятиями норм предельно допустимых выбросов и выполнением мероприятий по снижению уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Руководство состоит из 12 разделов.
В разделе 1 дана характеристика основных задач, решаемых в рамках государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
В разделе 2 приведены перечни и дана краткая характеристика основных документов, регламентирующих атмосфероохранную деятельность.
В разделе 3 приведены характеристики технологических процессов и данные по составу выбросов для ряда отраслей промышленности, вносящих наибольший вклад в общий баланс валовых выбросов в СССР.
В разделе 4 рассмотрены основные положения государственного учета источников загрязнения атмосферы, номенклатура и принципы заполнения отчетных документов, а также принципы формирования банков данных по выбросам загрязняющих веществ.
В разделе 5 рассмотрены основные задачи, решаемые в рамках государственного, ведомственного и производственного контроля источников загрязнения атмосферы и даны рекомендации по определению пространственно-временных параметров контроля, к выбору методов контроля.
В разделе 6 рассмотрены принципы действия, технические характеристики и устройство основных средств инструментального и инструментально-лабораторного контроля концентраций загрязняющих веществ и термодинамических характеристик газовых потоков в источниках загрязнения атмосферы промышленных предприятий и автотранспорта.
В разделе 7 приведены методические основы контроля концентраций загрязняющих веществ с применением инструментальных и инструментально-лабораторных методов в выбросах промышленных предприятий и автотранспорта.

В разделе 8 приведены методики контроля скорости, давления, температуры и влажности газовых потоков.

В разделе 9 рассмотрена методология определения массовых выбросов по результатам измерений концентраций загрязняющих веществ и параметров газовых потоков, приведены основные положения, связанные с расчетными методами определения массовых выбросов, и даны методические основы контроля неорганизованных источников загрязнения атмосферы.
В разделе 10 приведены основные сведения о типах газоочистного оборудования, рассмотрены методические основы контроля газоочистного оборудования с применением газоаналитических средств и даны рекомендации по применению различных методов снижения выбросов.
В разделе 11 даны рекомендации по оценке соблюдения нормативов выбросов при контроле промышленных предприятий и автотранспорта, а также приведены основные критерии принятия решений по результатам контроля.
В разделе 12 определен порядок расчета трудовых затрат для обеспечения контроля источников загрязнения атмосферы с использованием инструментальных и инструментально-лабораторных методов.
Приложения содержат перечни нормативных документов, технических средств, методических и справочных материалов, используемых при контроле источников загрязнения атмосферы.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется Советом народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными государственными органами:
- территориальными Комитетами по охране природы Госкомприроды СССР - в части соблюдения норм и правил по охране атмосферного воздуха, регулирования использования воздушного бассейна, оснащенности предприятий оборудованием для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- санитарно-эпидемиологической службой Минздрава СССР - в части соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха;

- Государственной автомобильной инспекцией СССР - в части соблюдения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, установленных для автотранспортных средств.

Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха осуществляется Госкомприродой СССР.
1.2. Государственные комитеты по охране природы осуществляют Государственный контроль:
- за выполнением планов и заданий по охране атмосферного воздуха;
- за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами приказов и инструкций, а также других правил, установленных законодательством по охране атмосферного воздуха;
- за соблюдением требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий;
- за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ);
- за выполнением плановых заданий по строительству и вводу в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
1.3. Настоящее Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы посвящено организации, техническим средствам и методологии государственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
1.4. Предельно допустимый выброс в граммах в секунду (тоннах в год) является научно-техническим нормативом, устанавливаемым для каждого конкретного источника загрязнения атмосферы, исходя из условия, что выбросы загрязняющих веществ от него и всей совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом их рассеивания и превращения в атмосфере, а также перспектив развития предприятий не создадут приземных концентраций, превышающих установленные нормативы качества атмосферного воздуха (предельно допустимых концентраций).
1.5. Нормативы ПДВ, установленные для предприятий, пересматриваются в случае изменения мощности источников, технологии производства или режима работы предприятия не реже одного раза в пять лет.

1.6. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами (городскими, областными, краевыми, региональными и республиканскими комитетами по охране природы).

1.7. Предприятия, получившие разрешение на выброс, должны обеспечить соблюдение нормативов и организовать производственный контроль источников загрязнения атмосферы (ИЗА).
1.8. Соответствие величин фактических выбросов источника загрязнения атмосферы нормативным значениям надо проверять инструментальными или инструментально-лабораторными методами во всех случаях, когда для этого имеются технические возможности.


2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

В настоящем разделе приведен перечень законодательных документов по контролю за охраной атмосферного воздуха от загрязнения, которые необходимо знать специалистам, осуществляющим контроль в части соблюдения правил и норм по охране атмосферного воздуха и регулирования использования воздушного бассейна городов и промышленных центров [6, 27].
2.1.1. Конституция (Основной Закон) СССР.
Ст.18. В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и окружающей человека среды.
Ст.67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Ст.147. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экологическое и социальное развитие их территории, осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, соцкультбытового и иного обслуживания населения.

2.1.2. #M12291 9003794Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха"#S. Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27 (2049), с. 528-529.

2.1.3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.08.82 г. "Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха". Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, N 94 (2160), с. 635.
2.1.4. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 01.12.78 г. "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов". Собрание постановлений правительства СССР, 1979, N 1, с. 6.
2.1.5. Постановление Совета Министров СССР N 1203 от 06.12.84 г. "О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха городов, других населенных пунктов и промышленных центров". Сборник постановлений правительства СССР, 1985, N 23, с. 115.
2.1.6. Постановление Совмина СССР от 16.12.81 г. "О нормативах ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее". Сборник постановлений правительства СССР, 1982, N 4, с. 18.
2.1.7. #M12291 9003936Постановление Совмина СССР от 12.08.82 г. "Об утверждении положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух"#S. Сборник постановлений правительства СССР, 1982, N 22, с. 115.
2.1.8. #M12293 0 9037819 1265885411 7715059 1687119237 3896485802 4 444332258 1687119237 1183472Уголовный кодекс РСФСР. Статья 223 "Загрязнение водоемов и воздуха"#S.
2.1.9. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР N 32 от 07.01.88 г. "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". Собрание постановлений правительства СССР, 1988, N 6, с. 36.

2.2. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

В настоящем разделе приведен перечень государственных отраслевых стандартов в области контроля источников загрязнения атмосферного воздуха [34].
2.2.1. #M12291 1200004383ГОСТ 17.2.1.01-76. Охрана природы. Атмосфера (СТ СЭВ 1366-78). Классификация выбросов по составу#S.

2.2.2. #M12291 1200009363ГОСТ 17.2.1.02-76. Охрана природы. Атмосфера (СТ СЭВ 1365-78). Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин. Термины и определения#S.

2.2.3. #M12291 1200004384ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Meтеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения#S.
2.2.4. #M12291 1200005818ГОСТ 17.2.2.03-77. Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и методы определения#S.
2.2.5. #M12291 1200001355ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями#S.
2.2.6. #M12291 1200005825ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений#S.
2.2.7. ГОСТ 8.010-72. Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к стандартизации и аттестации методик выполнения измерений.
2.2.8. ГОСТ 8.316-78. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация и утверждение государственных стандартных образцов.
2.2.9. ГОСТ 8.504-84. Требования к построению, содержанию и изложению документов, регламентирующих методики выполнения измерений содержаний компонентов проб веществ и материалов.
2.2.10. ГОСТ 8.505-84 Метрологическая аттестация методик выполнения измерений содержаний компонентов проб веществ и материалов.
2.2.11. РД 52.04.59-85. Охрана природы. Атмосфера. Требования к точности контроля промышленных выбросов. Методические указания.
2.2.12. Предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В соответствии с #M12291 9003794Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха"#S установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Нормативы ПДК утверждены Минздравом СССР и являются едиными для всей страны. В настоящее время используют максимально разовые (ПДК) и среднесуточные (ПДК) предельно допустимые концентрации для населенных мест и предельно допустимые концентрации для рабочей зоны (ПДК). Вещества, для которых не определены ПДК у населенных мест, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Списки ПДК и ОБУВ регулярно дополняет и изменяет Минздрав СССР.

#M12291 5200177Список ПДК за N 3086-84 утвержден 27.08.84 г#S. и содержит сведения о максимальных разовых и среднесуточных ПДК для 298 веществ. В дополнение N 1 N 3865-85 к списку 3086-84, утвержденному 08.05.85 г., внесены 28 веществ, в дополнение N 2 N 4256-87 внесены 22 вещества. Новый список ОБУВ N 4414-84 утвержден 28.07.87 г. и содержит сведения о 537 веществах.
2.2.13. Перечень отраслевых документов, используемых при контроле ИЗА, приведен в прил.1.

2.3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Основные термины и определения, используемые в настоящем Руководстве, приведены в табл.2 1.

Таблица 2.1

Основные термины и определения контроля ИЗА


#G0Термин


Определение


Загрязняющее вещество


Вещество, не входящее в постоянный состав атмосферы и неблагоприятно воздействующее на окружающую среду и здоровье людей


Источник выделения загрязняющего вещества


Объект (технологические установки, агрегаты, машины и т.д. или технологические процессы), в котором возникает и из которого выделяется загрязняющее вещество


Источник загрязнения атмосферы


Объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу


Выброс загрязняющего вещества


Поступление в атмосферу загрязняющего вещества от ИЗА


Организованный источник загрязнения атмосферы

ИЗА, оборудованный устройством для направленного вывода в атмосферу загрязняющего вещества


Неорганизованный источник загрязнения атмосферы


ИЗА, не имеющий специальных устройств для вывода загрязняющих веществ в атмосферу


Массовый выброс


Масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от ИЗА в единицу времени


Валовый выброс


Масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу в течение года от источника или совокупности источников загрязнения атмосферы


Охрана атмосферы

Система государственных мероприятий по защите атмосферы от загрязняющих веществ



Контроль за охраной атмосферного воздуха


Общегосударственная система мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства в области охраны атмосферы


Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха


Контроль за охраной атмосферного воздуха, осуществляемый Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также специальными уполномоченными государственными органами


Ведомственный (отраслевой) контроль за охраной атмосферного воздуха


Контроль за охраной атмосферного воздуха, осуществляемый головной организацией ведомства (отрасли)


Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха

Контроль за охраной атмосферного воздуха, осуществляемый специализированными подразделениями предприятий



Очистка газа (газоочистка)


Выделение из газа или обезвреживание загрязняющего вещества, поступающего из источника выделения


Запыленность газа


Массовая концентрация пыли в газе


Дымовые газы

Газы, образующиеся в источниках выделения при горении органических веществ




3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПОВЫХ ИЗА

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВЫХ ИСТОЧНИКОВ В ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКЕ

Предприятия теплоэнергетики делятся по своему назначению на три основные группы:
- тепловые станции, предназначенные для выработки электрической энергии (ТЭС или ГРЭС);
- теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), предназначенные для получения тепловой и электрической энергии;
- промышленные и бытовые котельные для выработки тепловой энергии.
ТЭС (ГРЭС), как правило, оснащены мощными котлоагрегатами с производительностью пара 100-1000 т/ч. ТЭЦ характеризуются наличием большого числа котлов средней мощности с производительностью пара 50-500 т/ч. На промышленных бытовых котельных устанавливаются паровые котлы с производительностью пара до 50 т/ч и водогрейные котлы мощностью до 60 Дж/ч (200 ккал/ч).
На предприятиях теплоэнергетики дымовые газы отводятся в атмосферу через сравнительно небольшое число дымовых труб. На ТЭЦ и ТЭС их число не превышает 10, а на промышленных и бытовых котельных - от 2 до 4 шт.
Высота труб на ТЭС и ГРЭС 180-400 м. На ТЭЦ, как правило, высота труб не более 180 м. Высота дымовых труб котельных 40-120 м в зависимости от суммарной производительности котлов.

Построенные к настоящему времени дымовые трубы на ТЭЦ и ТЭС не оснащены местами отбора проб для анализа, однако практически все газоходы, отводящие дымовые газы непосредственно от котлоагрегатов, оборудованы замерными сечениями. Фактическое значение выброса загрязняющих веществ (ЗВ) из дымовых труб определяется в этом случае суммированием выбросов, измеренных для каждого котлоагрегата. Контроль выбросов в газоходах позволяет определить влияние технологических параметров процесса горения на выделение загрязняющих веществ, выявить методы и пути снижения выбросов, определить причины превышения нормативных значений.

Отвод дымовых газов на котельных отличается от отвода на ТЭЦ и ГРЭС. Газоходы отдельных котлов объединяются в общий газоход до входа в дымовую трубу. В объединенном газоходе имеется ряд технологических отверстий, которые можно использовать для отбора проб.
Таким образом, массовые выбросы ИЗА на ТЭС и ТЭЦ целесообразно определять суммированием измеренных количеств вредных веществ, отходящих от отдельных работающих котлоагрегатов, а ИЗА котельных бытового и промышленного назначений контролировать непосредственно.
В табл.3.1 приведены ориентировочные концентрации SО, NО и СО в массовых выбросах основных типов котлоагрегатов малой производительности.

Таблица 3.1



следующая страница >>