refik.in.ua 1


МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Республиканский нормативный документ


Охрана атмосферного воздуха

МЕТОДИКА

определения выбросов автотранспорта

для проведения сводных расчетов

загрязнения атмосферы городов
РНД 211.2.02.11-2004
Издание официальное

Астана, 2004


II
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Республиканским научно-исследовательским Центром охраны атмосферного воздуха, НИИ «Атмосфера»
ВНЕСЕН Республиканским научно-исследовательским Центром охраны атмосферного воздуха
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан
от 20.12.2004 г. № 328 п
3 ОДОБРЕН на заседании рабочей группы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, протокол №1 от 20 декабря 2002 года
4 РЕГИСТРАЦИЯ не требуется согласно письма Министерства юстиции Республики Казахстан №4-01-10-6/7082 от 17.10.2001г.
5 СОГЛАСОВАН С:
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 1 РАЗ В 5 ЛЕТ

Документ оформлен с учетом требований РНД 211.1.01.02-1994 «Правила изложения и оформления нормативных документов», Алматы, 1994 и СТ РК 1.5-2000 «Требования к построению, изложению, оформлению и содержанию государственных и фирменных стандартов, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений и изменений к ним»

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения разработчика.




Содержание
1 Область применения 19

2 Нормативные ссылки 19

3 Определения, обозначения и сокращения 20

4 Общие положения 20

5 Расчет выбросов автотранспорта на автомагистралях 21


5.1 Расчет выбросов движущегося автотранспорта 22

5.2 Расчет выбросов автотранспорта в районе регулируемого перекрестка 24

6 Организация и проведение натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях 26

Литература 31


III


Введение


IV

В настоящем документе, переработанном на основе новейших нормативно-методических документов,
IV
представлены методические подходы к организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами автомобильного транспорта.

Приложением к РНД являются также разрабатываемые программы для различных ЭВМ, согласованные в установленном порядке с разработчиками методики и утвержденные Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан1.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ



МЕТОДИКА

определения выбросов автотранспорта

для проведения сводных расчетов

загрязнения атмосферы городов

РНД

211.2.02.11-2004


Дата введения 1.01.2004 г.
1 Область применения
Настоящий документ устанавливает порядок расчета выбросов автомобильного транспорта для их использования при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферы городов; может быть применен ко всем категориям автотранспортных средств при эксплуатации в городских условиях.

Полученные по настоящему документу результаты используются в качестве исходных данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов выбросами промышленности и автотранспорта.

Любая деятельность по проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы городов, проводимая в Республике Казахстан, должна осуществляться в соответствии с настоящим документом и удовлетворять рекомендациям, приведенным в нем.

2 Нормативные ссылки
ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Основные термины и определения. М. Изд-во стандартов, 1978.

ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., Изд-во стандартов, 1980.

РНД 211.2.01.01-97. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Алматы, 1997.

3 Определения, обозначения и сокращения
В настоящем документе применяются термины и определения в соответствии с ГОСТ 17.2.1.04-77, ГОСТ 17.2.1.03-84.

4 Общие положения
4.1 Настоящая методика предназначена для оценки величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских магистралях.

4.2 Полученные величины выбросов автотранспортных потоков на городских автомагистралях применяются при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха города (региона) выбросами промышленности и транспорта.

4.3 В качестве исходных данных для расчета выбросов автотранспорта в атмосферу используются результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным категориям автотранспортных средств.

4.4 Приведенные в данном документе усредненные удельные значения показателей выбросов отражают основные закономерности их изменения при реальном характере автотранспортного движения в городских условиях, определяемых целесообразным выбором передаточного отношения от двигателя к трансмиссии. При этом учитывается, что в городе автомобиль совершает непрерывно разгоны и торможения, перемещаясь с некоторой средней скоростью на конкретном участке автомагистрали, определяемой дорожными условиями.

4.5 Расчеты выбросов выполняются для следующих вредных веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей:


  • оксид углерода (СО)

  • оксиды азота NOx (в пересчете на диоксид азота);

  • углеводороды (СН)1;

  • сажа;

  • диоксид серы (S02);

  • формальдегид;

  • бенз(а)пирен;

  • соединения свинца2.

4.6 Используемые при расчете выбросов параметры определяются на основе натурных обследований, проведение которых осуществляется по достаточно простой схеме, не требующей инструментального оснащения и продолжительного обучения. Это позволяет выполнять такие работы практически в любом городе с необходимой периодичностью, что весьма важно для регулярной корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленности и автотранспорта города в оперативном режиме.

5 Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортом
Расчет выброса i-го загрязняющего вещества автотранспортным потоком (MLi) определяется для конкретной автомагистрали, на всей протяженности которой структура и интенсивность движения изменяется не более чем на 20-25%. При большем различии автотранспортных характеристик автомагистраль разбивается на участки, которые в дальнейшем рассматриваются как отдельные источники.

Такая магистраль (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых перекрестков или (и) регулируемых при интенсивности движения менее 500 авто/час.

Для автомагистрали (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (более 500 авто/час) дополнительно учитывается выброс автотранспорта (МП) в районе перекрестка.

В районе перекрестка выбрасывается наибольшее количество вредных веществ за счет торможения и остановки автомобиля перед запрещающим сигналом светофора и последующим его движением в режиме «разгона» по разрешающему сигналу светофора. Это обусловливает необходимость выделить на выбранной автомагистрали участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего сигнала.


Таким образом, для автомагистрали (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс М будет равен:

(5.1)

где:

- выброс в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем сигнале светофора;

- выброс в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автомагистрали в рассматриваемый период времени;

n и m - число остановок автотранспортного потока перед перекрестком соответственно на одной и другой его образующих улицах за 20-минутный период времени;

индексы 1 и 2 соответствуют каждому из 2-х направлений движения на автомагистрали с большей интенсивностью движения, а 3 и 4 - соответственно для автомагистрали с меньшей интенсивностью движения.
5.1 Расчет выбросов движущегося автотранспорта

Выброс i-того загрязняющего вещества (г/с) движущимся автотранспортным потоком на автомагистрали (или ее участке) с фиксированной протяженностью L (км) определяется по формуле:

, (5.2)

где:

-пробеговый выброс i-гo вредного вещества автомобилями K-й группы для городских условий эксплуатации, г/км (по табл. 1.);

K- количество групп автомобилей;

- фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. количество автомобилей каждой из К групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автомагистрали за единицу времени в обоих направлениях по всем полосам движения, шт/час;

- поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения транспортного потока (V, км/час) на выбранной автомагистрали (или ее участке), (по табл. 2);

1/3600- коэффициент пересчета «час» в «сек»;

L - протяженность автомагистрали (или ее участка), км;

L0 - протяженность очереди автомобилей перед запрещающим сигналом светофора и длина соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования), км.
Таблица 1

Значения пробеговых выбросов ML1 (г/км) для различных групп автомобилей


Наименование группы автомобилей

Номер группы

Выброс, г/км

СО

NOх (в пересчете на NO2)

СН

сажа

SO2

формальдегид

соединения свинца

бенз(а)пирен

Легковые

I

19.0

1.8

2.1

-

0.065

0.006

0.019

1.710-6

Легковые дизельные



2.0

1.3


0.25

0.1

0.21

0.003

-

-

Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т (в т.ч. работающие на сжиженном нефтяном газе) и микроавтобусы

II

69.4

2.9

11.5

-

0.20

0.020

0.026

4.510-6

Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т (в т.ч. работающие на сжиженном нефтяном газе)

III

75.0

5.2

13.4

-

0.22

0.022

0.033

6.310-6

Автобусы карбюраторные

IV

97.6

5.3

13.4

-

0.32

0.03

0.041

6.410-6

Грузовые дизельные

V

8.5

7.7

6.0

0.3

1.25

0.21

-

6.510-6

Автобусы дизельные


VI

8.8

8.0

6.5

0.3

1.45

0.31

-

6.710-6

Грузовые газобаллонные, работающие на сжатом природном газе

VII

39.0

2.6

1.3*

-

0.18

0.002

-

2.010-6

П
6
римечание: * - значение выброса за вычетом метана.

Таблица 2

Значения коэффициентов rv.k.1, учитывающих изменения количества выбрасываемых вредных веществ, в зависимости от скорости движения





Скорость движения (V, км/час)




10

15

20

25

30

35

40

45

50

60

75

80


100

rv.k.1

1.35

1.28

1.2

1.1

1.0

0.88

0.75

0.63

0.5

0.3

0.45

0.5

0.65

Примечание: для диоксида азота значение rv.k.1 принимается постоянным и равным 1 до скорости 80 км/час.
5.2 Расчет выбросов автотранспорта в районе регулируемого перекрестка

При расчетной оценке уровней загрязнения воздуха в зонах перекрестков следует исходить из наибольших значений содержания вредных веществ в отработавших газах, характерных для режимов движения автомобилей в районе пересечения автомагистралей (торможение, холостой ход, разгон).

Выброс i-гo загрязняющего вещества автомобилями в зоне перекрестка при запрещающем сигнале светофора определяется по формуле:

, (5.3)

где:

-значения удельных выбросов для автомобилей, находящихся в зоне перекрестка, г/мин (по табл. 3);

K - количество групп автомобилей;

Р - продолжительность действия запрещающего сигнала светофора (включая желтый цвет), мин;

Т - количество циклов действия запрещающего сигнала светофора за 20-минутный период времени;

- количество автомобилей в каждой из K групп, образующих «очередь» в зоне перекрестка на обследуемой автомагистрали.

Значения МПk определяются по таблице 3, в которой приведены усредненные значения удельных выбросов (г/мин), учитывающие режимы движения автомобилей в районе пересечения перекрестка (торможение, холостой ход, разгон); а значения Р, Т, GK.T - по результатам натурных обследований.

Таблица 3

Удельные значения выбросов для автомобилей, находящихся в зоне перекрестка Мп.1


Наименование группы

Номер группы

Выброс, г/мин

СО

NOx (в пересчете на NO2)

CH

сажа

SO2

формальдегид

соединения свинца

бенз(а)-пирен

Легковые

I

3.5

0.05

0.25

-

0.01

0.0008

0.0044

2.010-6

Легковые дизельные



0.13

0.08

0.06

0.035

0.04

0.0008

-

-

Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т (в т.ч. работающие на сжиженном нефтяном газе) и микроавтобусы


II

6.3

0.075

1.0

-

0.02

0.0015

0.0047

4.010-6

Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т. (в т.ч. работающие на сжиженном нефтяном газе)

III

18.4

0.2

2.96

-

0.028

0.006

0.0075

4.410-6

Автобусы карбюраторные

IV

16.1

0.16

2.64

-

0.03

0.012

0.0075

4.510-6

Грузовые дизельные

V

2.85

0.81

0.3

0.07

0.075

0.015

-

6.310-6

Автобусы дизельные

VI

3.07

0.7

0.41

0.09

0.09


0.020

-

6.410-6

Грузовые газобаллонные, работающие на природном газе

VII

6.44

0.09

0.26*

-

0.01

0.0004

-

3.610-6


Примечание: * - значение выброса за вычетом метана.

6 Организация и проведение натурных обследований структуры
и интенсивности автотранспортных потоков
на основных автомагистралях

Для определения выбросов автотранспорта на городских автомагистралях и последующего их использования в качестве исходных данных при проведении расчетов загрязнения атмосферы проводится изучение особенностей распределения автотранспортных потоков (их состава и интенсивности) по городу и их изменений во времени (в течение суток, недели и года).

Территориальные различия состава и интенсивности транспортных потоков зависят от площади и поперечных размеров города, количества населения, схемы планировки улично-дорожной сети, особенностей расположения промышленных предприятий, автохозяйств, автозаправочных станций и станций техобслуживания.

Временные различия в значительной степени связаны с режимом работы промышленных предприятий и учреждений города и с климатическими особенностями района, в котором расположен город.

6.1. На основе изучения схемы улично-дорожной сети города, а также полученной в органах государственной автомобильной инспекции (ГАИ) и архитектурных управлениях информации о транспортной нагрузке составляется перечень основных автомагистралей (и их участков) с повышенной интенсивностью движения и перекрестков с высокой транспортной нагрузкой. В качестве таких магистралей (участков) рассматриваются:


- для городов с населением до 500 тысяч человек - магистрали (или их участки) с интенсивностью движения в среднем более 200-300 автомобилей в час;

- для городов с населением более 500 тыс. человек - магистрали (или их участки) с интенсивностью движения в среднем более 400-500 автомобилей в час.

Выбранные автомагистрали (или их участки) и перекрестки наносятся на карту-схему города (с учетом масштаба карты). На этой карте фиксируются и перекрестки, на которых предполагается проведение дополнительных обследований.

6.2 Для определения характеристик автотранспортных потоков на выбранных участках улично-дорожной сети проводится учет проходящих автотранспортных средств в обоих направлениях с подразделением по следующим группам:

I. Л - легковые, из них отдельно автомобили производства стран СНГ (СНГ) и отдельно зарубежные;

II. ГК<3 - грузовые карбюраторные грузоподъемностью менее 3 тонн и МА - микроавтобусы (ГАЗ-51-53, УАЗы, "Газель", РАФ и др.);

III. ГК>3 - грузовые карбюраторные грузоподъемностью более 3 тонн (ЗИЛы, Урал и др.):

IV. АК - автобусы карбюраторные (в ПАЗ, ЛАЗ, ЛИАЗ);

V. ГД - грузовые дизельные (КРАЗ, КАМАЗ);

VI. АД - автобусы дизельные (городские и туристические);

VII. ГГБ - грузовые газобаллонные, работающие на сжатом природном газе.

6.3 Подсчет проходящих по данному участку автомагистрали транспортных средств проводится в течение 20 минут каждого часа. При высокой интенсивности движения (более 2-3 тыс. автомашин в час) подсчет проходящих автотранспортных средств проводится синхронно раздельно по каждому направлению движения (а при недостаточности числа наблюдателей - первые 20 минут - в одном направлении; следующие 20 минут - в противоположном направлении). Местоположение одного наблюдателя и направления движения учитываемых машин показано на рис.1.



6.4 Для выявления максимальной транспортной нагрузки наблюдения выполняются в часы «пик». Для большинства городских автомагистралей отмечается два максимума: утренний и вечерний (соответственно с 7-8 часов до 10-11 часов и с 16-17 часов до 19-20 часов), для многих транзитных автомагистралей наибольшая транспортная нагрузка характерна для дневного времени суток.

С целью получения исходных данных о выбросах для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы города наблюдения организуются в часы «пик» летнего сезона года.

Натурные обследования состава и интенсивности движущегося автотранспортного потока проводятся не менее 4-6 раз в часы «пик» на каждой автомагистрали.

6.5 Результаты натурных обследований структуры и интенсивности движущегося автотранспортного потока заносятся в полевой журнал по форме приведенной в табл. 4.

6.6 Для оценки транспортной нагрузки в районе регулируемых перекрестков проводятся дополнительные обследования.

6.6.1 Последовательно (а при возможности, одновременно) на каждом направлении движения в период действия запрещающего сигнала светофора (включая и желтый цвет) выполняется подсчет автотранспортных средств (по группам, согласно п.6.2), образующих «очередь». Одновременно фиксируется длина «очереди» в метрах. Подсчеты проводятся не менее 4-6 раз в периоды, указанные в п.6.4.

6.6.2 Результаты дополнительных обследований заносятся в полевой журнал по форме, приведенной в табл.5.

Таблица 4

Полевой журнал

обследования характеристик движущегося автотранспортного потока

наименование улицы

направление движения

ширина проезжей части

количество полос

Дата


Время подсчета, за период 20 минут

Число автомобилей по группам

Скорость движения потока км/час

Л

ГК3, МА

ГК3

АК

ГД

АД

ГГБ

Легковые

Грузовые

Автобусы

СНГ

зарубежные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13








































6.7 В ходе проведения натурных обследований дополнительно определяется ряд параметров, необходимых как для расчета выбросов согласно п.5 настоящего документа, так и проведения расчетов загрязнения атмосферы.


6.7.1 На каждой автомагистрали (или ее участке) фиксируются следующие параметры:


  • ширина проезжей части (в метрах);

  • количество полос движения в каждом направлении;

  • протяженность выбранного участка автомагистрали (в км) с указанием названий улиц, ограничивающих данную автомагистраль (или ее участок);

  • средняя скорость автотранспортного потока с подразделением на три основные категории: легковые, грузовые и автобусы (в км/час) (определяется по показаниям спидометра автомобиля, движущегося в автотранспортном потоке).

Определение средней скорости движения основных групп автотранспортного потока выполняется по всей протяженности обследуемой автомагистрали или ее участка, включая зоны нерегулируемых перекрестков и регулируемых перекрестков, выбранных согласно раздела 4 настоящего документа.

6.7.2 На обследуемом перекрестке фиксируются следующие параметры:

  • ширина проезжей части (в метрах);

  • количество полос движения в каждом направлении;

  • протяженность зоны перекрестка в каждом направлении (в метрах).

6.7.3 К полевым журналам по формам таблиц 4 и 5 прилагаются схемы расположения обследуемых автомагистралей и перекрестков с регулируемым движением.
Таблица 5
Полевой журнал

обследования автотранспортных потоков на перекрестках

наименование улиц, образующих перекресток

направление движения автотранспорта

ширина проезжей части

количество полос

количество циклов действия запрещающего сигнала светофора за 20-минутный период времени



Дата

Время работы запрещающего сигнала светофора, мин.


Число автомобилей по категориям

Длина очереди автотранспорта (м)

Л

ГК3, МА

ГК3

АК

ГД

АД

ГГБ

СНГ

зарубежные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




































ЛИТЕРАТУРА


  1. Методические рекомендации по инвентаризации и нормированию выбросов автотранспорта в Санкт-Петербурге. С-Пб., 1995.

  2. Ложкин В.Н., Лемочка О.И. и др. Экспериментально-расчетная оценка выбросов вредных веществ с отработавшими газами ДВС на эксплуатационных режимах работы. Технический отчет по НИР. С-Пб., НПО ЦНИТА, 1990.

  3. Жегалин О.И., Лупачев П.Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М., Транспорт, 1985.
  4. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1998.


  5. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М., 1993.

  6. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. М., 1997.

  7. Сравнительная оценка методик расчета выбросов от автотранспорта и возможностей их использования при проведении комплексных оценок рассеивания загрязняющих веществ. Отчет по НИР. Пермский Гос. Университет, 1998.

  8. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. – СПб.: Изд-во «Петербург - XXI век», 2000. - 320 с.

1 Названия Министерств, ведомств и организаций приведены на момент утверждения документа

1 используется ПДКм.р углеводородов предельных С1219 (код 2754) [8]

2

 расчет выбросов соединений свинца для автомобилей, движущихся по городским автомагистралям, производится в том случае, если в данном городе используется этилированный бензин. Рассчитанные значения выбросов соединений свинца целесообразно уточнить с учетом, доли этилированного бензина в общем потреблении бензинов всех марок в данном городе.