refik.in.ua 1

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам некоторые способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников.

Типичные «отклонения»

Способы преодоления

Лживость (в основе лежит стремление защитить себя от наказания или унижения). Такое поведение сигнализирует о том, что ребенок не доверяет взрослым, или о том, что у него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребенка не выработалось умения справляться с трудностями.

Важно быть твердыми, справедливыми и последовательными. Подавайте хороший пример. Хвалите ребенка всякий раз, когда он говорит правды. Покажите, как вы справляетесь с тяжелой для Вас правдой (тщательно следите за тем, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали – все фразы должны быть краткими и убедительными)

Ругательства (ругательства и ненормативная лексика стала теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся – надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но можно отучить его браниться в школе и других присутственных местах. Самое замечательное, что можно сделать, - это научить детей переживать огорчения без гнева и ругани).

Не «стреляйте из пушек по воробьям» - не надо говорить ответных фраз угроз и паники. Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова, а жизнь ждет действий по решению проблем. Гнев – плохой советчик. Выражайте свое понимание того, что человеку в 10-14 лет хочется казаться старше и сильнее (на самом деле – быть как все). Дайте ребенку понять, что бранные слова могут сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни. Иногда можно выразить уважение человеку, который, воздержавшись от ругани и гнева, проявил свою силу и зрелость.


Импульсивность

(кажется, что ребенок постоянно попадает в беду, так как у него отсутствует способность оценивать свои поступки. Такое поведение говорит о том, что «внешний контроль» был последователен или отсутствовал вообще).

Формулируйте правила просто и конкретно. «Внешний контроль» должен продолжаться достаточно долго, чтобы пробудить «контроль внутренний». Будьте терпеливы, настойчивы. Уровень ваших ожиданий должен соответствовать требованиям, которые Вы предъявляете младшим детям.

Склонность к воровству

(частые кражи - предвестник того, что позднее у детей могут возникнуть проблемы с законом. Чем старше дети, тем труднее изобличить их в воровстве).

Будьте твердыми и последовательными, осознав наличие проблемы. Приучая детей быть честными, расскажите им случаи проявления честности из своей жизни. Расскажите о последствиях «воровства» во взрослой жизни и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребенка, а о существующих законах вообще. Когда вы убедитесь в том, что правила поняты, стремитесь, чтобы ребенок отвечал за совершенный поступок. Хвалите ребенка за любые другие правильные поступки. Не оставляйте без внимания старания быть честным. Обсудите зависть как стремление жить чужой жизнью. Избегайте ситуаций, провоцирующих желание «взять» чужую вещь.

Наркотики и алкоголь, табакокурение, токсикомания (дети подросткового возраста представляют интерес для сбытчиков наркотиков, алкоголя и т.д) средства, применяемые для вдыхания (клей, растворители…), легко доступны.

Учите детей говорить «Нет!» Тренируйте уверенность в правильном выборе, уверенность в себе. Репетируйте с ним отказ: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду»; «Забудь об этом!»; «Это – не из моей жизни!» и т.д. Напомните детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с тем, кто предлагает употребление наркотиков, алкоголя и т.д. Объясните им, что на них просто зарабатывают или хотят разделить с ними свою катящуюся под откос жизнь. Покажите, что их хотят использовать, считая безвольными и глупыми. Помните, когда мы говорим ребенку, что можно, а чего нельзя, мы обязательно должны подготовить его к возможным вариантам практического развития ситуации. Голословность исключает авторитет.