refik.in.ua 1


Управление образования городского совета г. Мариуполя

УВК «гимназия-школа» №27


РИТОРИКА


СПЕЦКУРС


10 КЛАСС


Составитель:

Каракашьян Л. И.


2008 г.


ТЕМА №1 Предмет «Риторика»:суть, цели изучения.

« Красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника». ( Платон)

«Умение убеждать – это искусство гигантов мудрости». (Платон)

«Мы слушаем не речь, а человека». (Аристотель)

«Приятная для слуха речь – своего рода музыка». (Аристотель)

Задание: прокомментировать высказывания, найти ключевые по смыслу слова.


Риторика – это наука о способах убеждения, различных формах речевого влияния на аудиторию.

Риторика – это наука об умении понятно говорить.

Риторика в широком смысле слова есть некий тип филологического мировоззрения, который составляет часть духовной культуры человеческой цивилизации. Риторика является культурной основой знания и социальной деятельности, она позволяет человеку быть гражданином правового общества.

Формула риторики: риторика = (красота речи + философия + интригология) х мудрость.

Цели изучения предмета – дать ответы на вопросы:

- для чего мы говорим – знать цель своей речи;

- что мы хотим сказать – определить тему своей речи;

- какими средствами мы хотим это сделать – овладение приемами речи;

- какова реакция на нашу речь – изучение приемов владение аудиторией.

Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. С помощью речи реализуется фундаментальная общественная потребность – обмен информацией между людьми. Речь – организация спланированной ситуации воздействия на слушателей, цель которой создать в аудитории единство настроя, интереса и понимания с выступающим.



Компоненты процесса общения:

Отправитель контакт сообщение адресат

Таким образом, выделяются следующие функции языка:

- установка на отправителя, то есть передача состояния отправителя, его эмоции;

- установка на адресат, то есть стремление вызвать у адресата желания воспринимать речь;

- установка на сообщение, то есть на ту форму, в которой передано сообщение;

- установка на систему языка, то есть на специфические особенности того языка, на котором передается сообщение;

- установка на контакт, то есть на осуществление общения с помощью невербальных средств.

Для того чтобы правильно говорить, уметь убеждать, необходимо знать:

- фонетико-стилистический уровень языка – как правильно произносить слова;

- грамматико-стилистический уровень – в какой грамматической форме использовать слово;

-лексико-стилистический уровень – какое слово или словосочетание выбрать для правильности передачи данной мысли;

- синтаксический уровень – как расположить слово в предложении;

- текстуальный уровень – как построить связный текст из определенного набора предложений, фактов и т.д.;

- как средствами голоса передать нужную информацию;

- как использовать невербальные средства общения для овладения вниманием аудитории.


Термины для запоминания.

Монолог – речь одного человека.

Диалог – речь двух и более людей.

Тезис – основная тема обсуждения.

Аргументы – факты, доводы, доказательства, используемые для доказательства тезиса, для убеждения аудитории.

Спор – выяснение приоритетности какой-либо гипотезы, при этом каждая сторона отстаивает свою правоту.


Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему, при этом стороны стремятся придти к одному мнению.

Дискуссия – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного обычно научного вопроса. Характерность четкости темы, стремление сторон выработать общее понимание вопроса.

Дебаты – обсуждение какого-либо вопроса после доклада, выступления.

Оппонент – участник спора, опровергающий выдвинутый другой стороной тезис.


Практическая работа.

Прокомментируйте данные высказывания.

Б. Пастернак « Культура ненавязчива, самолюбива и иронична, а бескультурье дидактично, себялюбиво и кровожадно. Невежда начинает с поучения, а заканчивает кровью».

В.Гюго «Импровизация – не что иное, как внезапное и произвольное открытие резервуара, называемого мозгом, но нужно, чтобы этот резервуар был полон. От полноты мысли зависит богатство речи. В сущности, то, что вы импровизируете, кажется новым для слушателей, но старо для вас. Говорит хорошо тот, кто расточает размышления целого дня, недели, месяца, а иногда и целой своей жизни в речи, которая длится всего час.»


ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Оратор создает свой образ посредством речи, поэтому, если он абсолютно искренен, то, как правило, проигрывает: его речь приводит к дезорганизации публики. Образ оратора, как и всякий авторский образ, зависит от аудитории, предмета речи, типа речи. Три категории характеризуют акт речетворчества: риторический логос, риторический пафос, риторический этос.

Риторический логос – это аргументация в речи, связанная с пониманием действительности.

Риторический пафос – это эмоции оратора, которые помогают аудитории понять оратора.

Риторический этос – это категория доверия, статус, имидж, доброжелательность, чувство справедливости оратора.

Оратор может выступать перед одним слушателем и целой аудиторией. Говорящему легче настроиться на одного слушателя, учитывая его возраст, степень образования, эмоциональное состояние и т.д. Более сложным коммуникативным случаем является контакт с аудиторией. Как воздействовать на публику, если перед вами много людей с разными убеждениями, образованием, находящихся в разном психологическом состоянии? Сделать это можно, только поняв , что если в определенное время в некотором месте встретилось много людей, значит существует что-то между ними общее, существует одна причина, которая их собрала. Тогда необходимо определить личностное пересечение, то есть общее, что есть у этих людей. Тогда речь, направленная на публику, должна быть ориентирована на зону такого пересечения.


Когда человек говорит, он передает собственно информацию, которая является обычно зоной сознательного, свое отношение к этой информации, свое отношение к тем людям, к которым обращается.

Прием и передача информации может осуществляться как на уровне естественного языка, так и способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление – восприятие мира при помощи картинки.

Сенсорика – биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается другим человеком.

Собственно информация – это зона сознательного. Свое отношение к информации может быть и сознательным и бессознательным. Свое отношение к слушающим и говорящему – это бессознательное восприятие мира.

Практическая работа.

Прокомментировать высказывания.

М.Достоевский: «Послушайте, вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать не так прекрасно? А то говорите, точно книжку читаете».

Б. Шоу: «Есть 50 способов сказать да, и 50 способов сказать нет, и только один способ их написания».

Петр1: «Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна стала».


Основной риторический закон - соответствие типа речи типу ситуации.

Если такого соответствия нет, то наивно надеяться, что речь достигнет своей цели.

В связи с основным риторическим законом существует классификация речей по целеполаганию: информационные, убеждающие, побуждающие к действию, воодушевляющие, развлекающие, сокровенные.

Задачей информационной речи является сообщение неких сведений, передача информации. Например, объявление, выступление на собрании, доклад на совещании, ответ студента на экзамене и др.

Убеждающие речи преследуют цель склонить слушателей к определенной точке зрения. Это тем труднее, чем значительнее первоначальные расхождения позиций убеждающего и убеждаемого.


Типичным примером речей, побуждающих к действию, является поручение выполнить задание, приказ, просьба.

Воодушевляющие речи – это приветствия, поздравления, комплименты, выступления, апеллирующие к патриотическим чувствам.

Развлекающие речи знакомы нам по выступлению юмористов, рассказчиков анекдотов.

Сокровенные разговоры имеют цель поделиться наболевшим, получить моральную поддержку.

Многие речи являются соединением элементов различных речей. Однако и при комплексной структуре речи легко увидеть, какой компонент является главным, а какой вспомогательным.

Практическая работа.

1.Подготовить выступление из истории риторики.

2.Подготовить презентацию лучших образцов красноречия: «Золотое слово» Святослава, «Слово про закон и благодать » Иллариона.

ТЕМА №2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ

Четырнадцать правил, помогающих убедить аудиторию.

1.Первое правило (правило Гомера).

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные – средние – самый сильный.

Из этого правила следует, что начинать нужно не с просьбы, а с аргументов. Слабыми аргументами лучше не пользоваться, ибо вреда от них намного больше, чем пользы. Лицо, принимающее решение, уделяет больше внимания слабостям в ваших аргументах, ибо приняв положительное решение, оно принимает на себя ответственность, поэтому ему важно не ошибиться. Не количество аргументов решает исход дела, а надежность их. Следует отметить одно важное обстоятельство: один и тот же аргумент для разных людей может быть и сильным, и слабым, - поэтому сила аргумента должна определяться лицом, принимающим решение.

2.Второе правило (правило Сократа).

Для получения положительного решения по очень важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет вам «да».


Установлено, что когда человек говорит или слышит слово «нет», в его кровь поступают гормоны норадреналина, настраивающие его на борьбу. Слово же «да» приводит к выделению морфиноподобных веществ – «гормонов удовольствия» (эндорфинов). Получив две порции «гормона удовольствия», собеседник расслабляется, настраивается благожелательно, ему психологически легче согласиться, нежели вступить в борьбу.

3.Третье правило (правило Паскаля).

Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо».

Часто собеседник не соглашается с вами только потому, что согласие как-то ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Слова Паскаля : «Ничто так не разоружает противника, как условие почетной капитуляции», - лучше всего подсказывают, как практически реализовать данное правило.

4.Четвертое правило.

Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

Статус – это положение человека в обществе.

Имидж – это характеристика человека с точки зрения его качеств (умный – глупый, хороший – плохой, порядочный – непорядочный и т.д.).

5. Пятое правило.

Не загоняйте в угол себя, не понижайте свой статус.

Следует избегать извинений (без должных причин), проявления признаков неуверенности, так как неуверенное поведение принижает, ассоциируется с низким статусом.

6.Шестое правило.

Не принижайте имидж и статус собеседника.

Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику есть покушение на его статус, и вызывает, как правило, негативную реакцию. Указание на ошибку собеседника или на его неправоту отрицательно влияет на имидж критикуемого, и поэтому воспринимается болезненно, провоцирует спор или конфликт.

7. Седьмое правило.

К аргументам приятного вам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически.


Аристотель говорил, что сильнейшее средство убеждения заключается в личном благородстве оратора. Вызвать симпатию можно уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными манерами, внешним видом.

8. Восьмое правило.

Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.

Если же вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает крайне редко), поблагодарите хотя бы за то, что собеседник четко изложил свою позицию, что вам интересно было познакомиться с его точкой зрения.

9.Девятое правило.

Проявите эмпатию.

Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его мыслей, как бы «влезть в его шкуру».

10. Десятое правило.

Будьте хорошим слушателем.

Внимательное слушание – залог вашей убедительности: никогда не сможешь убедить, если не поймешь ход мысли собеседника. Замечено, что мы слышим то, что хочется услышать, а не то, что нам говорят.

11. Одиннадцатое правило.

Избегайте конфликтогенов.

Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту. Конфликтоген – рождающий конфликты. Конфликтогенами являются всевозможные проявления превосходства, агрессии и невоспитанности: грубость, угрозы, насмешки, замечания, хвастовство, перебивание собеседника, безапелляционность, навязывание советов, обман, утаивание информации и т.д.

12. Двенадцатое правило.

Проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга.

Наиболее употребительные слова имеют множество значений, поэтому степень понимания сообщения, особенно устного, всегда следует проверять. Для проверки в основном используются вопросы, разъяснения и т.д.

13. Тринадцатое правило.


Следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.

Невербальные средства общения помогают понять недосказанное словами, отношение собеседника к вам.

14. Четырнадцатое правило.

Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-то потребность собеседника.

Согласно А.Маслоу потребности человека делятся на :

- физиологические (пища, вода, сон, жилье, здоровье и т.д.);

- потребность в безопасности, уверенность в будущем;

- потребность в принадлежности к какой-либо общности (семья, компания друзей, коллектив на работе и т.д.);

- потребность в уважении, признании;

- потребность в самореализации, проявлении своих возможностей, духовные потребности.

Человек нуждается в удовлетворении всех уровней потребностей, и это служит источником для нахождения сильных аргументов. Сильнейшим аргументов является возможность удовлетворить какую-либо из потребностей.


Задание: определите, какие из данных правил являются активными и какие запрещающими.


Практическая работа.

Определите, какие правила использовались в данных эпизодах, какие из них помогли в убеждении и какие помешали.


1.Конец семестра. У Коли решается оценка: шесть или семь.

Коля: Татьяна Васильевна, поставьте мне 7. Вы же сами знаете, что я знаю на 7.

Татьяна Васильевна: Я не могу поставить 7, в журнале есть две 2.

Коля: Это же по поведению.

Татьяна Васильевна: Что написано пером – не вырубишь топором, знаешь такую пословицу?

Коля: Да что мне пословицы, преподаватель должен непредвзято оценивать только знания.

Татьяна Васильевна: Ты меня еще и учить вздумал…

За семестр было выставлено 6 баллов.

2.Ученику нужно исправить оценку по истории, и он хочет, чтобы учитель дал ему возможность ответить. По дороге в школу он встречает учителя:


-Доброе утро, Нина Дмитриевна, правда, погода сегодня отличная?

- Здравствуй, Саша, погода действительно хорошая.

- Скоро каникулы, наконец-то вы отдохнете от нас.

- Да, все устали – и мы, и вы, наверное тоже мечтаете о каникулах.

- Конечно, веселее, правда, идти на каникулы с хорошими отметками.

- А как семестр заканчиваешь?

- Возможно, без шестерок, если удастся исправить шесть баллов по вашему предмету.

- А почему не учил как следует во время семестра?

- Да я-то учил, но только чуть недоучишь, вы тут же и спрашиваете, как чувствуете.

- Да уж, за 20 лет работы можно научиться учеников насквозь видеть.

- Но теперь-то я как следует выучил, разрешите пересдать.

- Ну что ж , приходи, пересдай.


СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.


  1. Не доказывайте очевидного.

Слушатель всегда ищет в речи что-то новое, не известное ему, а не найдя – теряет интерес и к речи, и к говорящему. Именно это происходит, когда человек слышит прописные истины или банальности.

2.Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.

3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.

4.Не упускайте возможности изложить довод в виде дилеммы.

5. Не бойтесь согласиться с оппонентом, когда есть возможность его же утверждения повернуть против него.

6. Если аргументы сильны, лучше приводить их порознь, подробно развивая каждый в отдельности. Если же есть только несильные аргументы, следует собрать их в одну горсть.

7. Старайтесь подкреплять одно доказательство другим, выстраивая их в логической последовательности.

8. Не пытайтесь объяснить то, что сами не вполне понимаете.

9. Не старайтесь доказывать большее, когда можно ограничиться меньшим.


10. Не допускайте противоречия в своих доводах.


СПОСОБЫ ОПРОВЕРЖЕНИЯ.


  1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и разбивайте их по отдельности.

  2. Возражая противнику, не показывайте своей озабоченности и старательности.

  3. Не оставляйте без возражения сильных доводов противника.

  4. Не доказывайте, когда можно отрицать.

  5. Отвечайте фактами на слова.

  6. Поверните против оппонента его собственные доводы.

  7. Не спорьте против несомненных доказательств и верных мыслей оппонента.

  8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.

  9. Если оппонент обошел молчанием некое обстоятельство, следует только обратить на это внимание и указать, что у оппонента нет аргументов против важного обстоятельства.

  10. Не опровергайте невероятного.

Практическая работа.

Приведите не менее 6 примеров, используя способы доказательства и способы опровержения.

.

ТЕМА №3 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Вербальными средствами общения называются те, что осуществляются посредством речи.

Невербальные средства общения – это передача информации, эмоционального состояния без слов. К невербальным средствам относятся пантомимика, нерефлексивное слушание, улыбка, визуальный контакт, взаимное расположение в пространстве, межличностное расстояние, жесты.

Жесты, мимика, интонация – важнейшая часть общения. Специальным исследованием установлено, что с помощью слов передается 7% информации, с помощью звуковых средств (тон голоса, высота голоса и т.д.) – 38%, мимики, жестов, поз – 55%. Другие исследователи показали, что словесное общение в беседе дает 1\3 информации, а 2\3 – невербальные средства.


Каналы воздействия оратора на слушателя: звуковые, визуальные.

Звуковые делятся на лингвистические (язык) и паралингвистические (голос, интонация, темп речи, паузы).


Визуальный канал – э то пантомимика: позы, жесты, мимика, взгляд.

Выражение лица – главный показатель чувств. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

- удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

- страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

- гнев – брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

- отвращение – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

- печаль – брови сведены, глаза потухшие, часто внешние уголки губ опущены;

- счастье – глаза спокойные могут быть с блеском, внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Три разновидности взгляда:

- деловой взгляд – взгляд, направленный на треугольник, расположенный на лбу у собеседника;

- социальный взгляд – опускается ниже уровня глаз собеседника, взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом;

- интимный взгляд - опускается от глаз ниже подбородка.

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу, но контакт этот должен быть не более 10 секунд. Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Слишком пристальный взгляд воспринимается как признак враждебности.

Практическая работа.

Определите значение данных взглядов:

- подъем головы и взгляд вверх;

- открытый взгляд, улыбка, возможен наклон головы;

- ритмичное кивание головой, внимательный взгляд;

- долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику;

- взгляд в сторону;

- взгляд в пол;

- движение головой, насупленные брови, пристальный взгляд.


Признаки натуральной и ненатуральной улыбок:

- натуральная улыбка – улыбаются не только губы, но и сокращается нижняя часть круговой мышцы глаза, при этом приподнимается нижнее веко;

- ненатуральная улыбка – улыбаются только губы, глаза остаются безучастными.

Голос как источник информации.

Если, как говорят дипломаты, язык дан человеку, чтобы скрыть свои мысли, то голос выдает их. Немало информации дают сила и высота голоса. Гнев, страх, радость выражаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость передаются мягким, приглушенным голосом с пониженной интонацией к концу каждой фразы. Люди говорят быстро, когда они взволнованы, обеспокоены чем-то, хотят нас в чем-то убедить или скрыть свои чувства и желания. Медленная речь обычно свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, усталости или же высокомерии. Неуверенность в выборе слов, ошибки в речи говорят о неуверенности говорящего, о желании нас удивить, обдумывании аргументов, а также о желании нас обмануть.


Классификация жестов.

Жесты открытости: раскрытые руки, обращенные к собеседнику, расстегивание пиджака.

Жесты подозрительности и скрытности: прикрытие лица руками, несогласованность жестов, искусственная улыбка, собеседник машинально потирает лоб, подбородок, отводит взгляд в сторону.

Жесты защиты: простое скрещивание рук, сжатие пальцев в кулак, кисти скрещенных рук охватывают плечи, скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук.

Жесты сомнения и неуверенности: почесывание указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи, легкое потирание носа, рисование на бумаге.

Жесты, говорящие о нежелании слушать, затягивании времени: опущенный взгляд, почесывание уха, потягивание мочки уха, оттягивание сережки, собеседник передвигается на стуле и разворачивается в сторону двери, снимает очки и кладет в сторону, покусывает дужки очков, постоянно надевает и снимает очки, протирает линзы очков.


Практическая работа.

Укажите, что означают жесты партнера по общению.

1.Раскрытие руки ладонями вверх.

2. Руки спрятаны за спину или в карманы.

3.Руки скрещены на груди.

4.Собеседник сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена, опирается на руку.

5.Почесывает подбородок, легко прищурены глаза.

6.Медленно и осторожно снимает очки и протирает линзы.

7.При рукопожатии рука стремится быть сверху.

8.Сидит, отклонившись назад.

9.Женщина медленно поднимает руки к шее и перебирает бусы.

10.Раскрытые кисти рук упираются друг в друга (наподобие домика).

11.Скрестив ноги, покачивает верхней ногой.

12.Щелкает колпачком ручки.


Жестикуляция может помочь донести оратору донести излагаемые мысли до сознания слушателей, а может и помешать. Жесты, не связанные с содержанием речи, отвлекают внимание слушателей, мешают восприятию услышанного, следовательно, ухудшают качество самой речи.

Жесты, помогающие оратору, называются риторическими. В зависимости от выполняемых ими функций они подразделяются на:

- ритмические жесты, которые подчеркивают логическое ударение, изменение темпа речи и ее интонации;

- эмоциональные жесты, которые передают различные оттенки чувств, эмоциональный накал речи как нельзя лучше подчеркивается энергичными жестами;

- указательные жесты, которые выделяют какай-то предмет из ряда подобных ему, показывают место или направление, о котором едет речь;

- изобразительные жесты, которые помогают создать визуальный образ обсуждаемого понятия;

- символические жесты: рукопожатие, аплодисменты, воздетые руки к небу и др.

ПРАВИЛА ЖЕСТИКУЛЯЦИИ.

1.Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту только тогда, когда есть внутренняя потребность в нем.


2.Жестикуляция не должна быть непрерывной.

3. Управляйте жестами.

4.Разнообразьте жестикуляцию.

5. Количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.

6. Во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

7. Необходимо посвятить некоторое время упражнениям по освоению жестов.


ТЕМА №4 СТРУКТУРА РЕЧИ

В публичном выступлении большую роль играет знание композиции речи.

Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объема речи, конкретной коммуникативной ситуации. Эти восемь форм древнегреческие риторики называли частями речи. Композиция речи складывается как последовательность частей речи в той или иной конфигурации, когда одна форма сменяется другой, повторяется, комбинируется с другими различным образом.

Классическая последовательность частей речи такова: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательства, опровержение, воззвание.

Обращение – это аргумент от личности говорящего. Здесь убеждает сам образ оратора, но образ оратора действует через обращенную к аудитории речь. Поэтому содержание обращения – так или иначе высказанная просьба прослушать все то, что последует за ним. Задача обращения – расположить аудиторию к оратору.

Называние – обозначение темы. Название темы должно соответствовать предмету речи, быть понятным аудитории, должно быть построено стилистически так, чтобы заинтересовать слушателей. Это значит, что из разных по стилю высказываний нужно выбрать яркое и современное, отвечающее вкусам аудитории.

Повествование – это развитие лекции в историческом становлении. События, составляющие повествование, подбираются так, чтобы подвести слушателя к определенным выводам.


Описание. В нем дается систематическая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям, и в целом.

Доказательство содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации. В древности говорили: «Аргументы не перечисляются, а взвешиваются». Действительно, важно не количество аргументов, а их весомость, уместность, качество. Доказательство – основная часть речи.

Опровержение следует за доказательством. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного. В конкретной ораторской практике опровержение может стать не только абстрактным, но и реальным. Это бывает тогда, когда оратор получает вопросы и возражения, начинающие спор. Тогда опровержение в зависимости от характера аудитории может вестись как диалектика, полемика или эристика.

Под диалектикой в данном (античном) смысле слова понимается доказывание с употреблением примеров, в диалектике говорящий и слушающий совместно ищут истину.

При полемическом опровержении целью является доказать оппоненту справедливость своей точки зрения и склонить его принять ее. Успех полемики определяется тем, что оппонент оказался убежденным и признал справедливость и правильность аргументов.

При эристическом споре понятие правильности и справедливости аргументов практически не меняется, здесь происходит утверждение своего интереса. Результатом эристического спора должно быть соглашение, в определенной степени устраивающее все стороны (пример - умение торговаться на базаре).

Воззвание – это обращение к сердцам слушателей, к их эмоциям.

Заключение. В нем подводится итог выступления, и даются перспективы на будущее.

ПЛАН ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕЧИ

К каждому выступлению необходимо готовиться. Как это делать? Существует много споров: писать ли предварительно речь или возможно выступать экспромтом. Обратимся к словам Цицерона: «Как корабль продолжается двигаться, когда начинают грести, так и речь, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти своим путем даже тогда, когда записи закончились».


Речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели. Цель же информационной речи – помочь познать и усвоить, а это достижимо лишь при условии, если речь интересна и ясна.

ПЛАН ВВЕДЕНИЯ.

Привести предмет в движении труднее, чем поддерживать само движение – это простой физический закон. Слушатель также бывает в состоянии инерции покоя и движения. Поэтому введение – наиболее важная часть информационной речи.

Вступительные замечания. Что может расположить к вам аудиторию? Это четыре ваших качества: уверенность в себе, деловитость и дружеское отношение к слушателям, скромность и эмоциональный подъем. Слушатели сразу настраиваются против вас, если вы держитесь отчужденно, безразлично, вяло, беспомощно или используете извиняющийся тон.

Начинать речь можно:

- с юмористического замечания;

- замечания о значении темы для слушателя и оратора;

- с вопроса или сообщения, захватывающего внимание;

- с цитаты или подходящего примера;

- изложения конкретной цели;

- пояснения;

- обзора главных разделов темы.

Если вступительных замечаний может быть от одного до нескольких, то обязательными должны быть пояснение, обзор и постановки цели.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Подобрать примеры вступительных замечаний.

ПЛАН ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.

Основная часть может быть построена различным способом:

- хронологический порядок, разбивка на разделы по признаку времени должна быть логической;

- порядок по пространственным признакам;

- разработка при помощи определений;

- развитие от частей к целому;

- разработка по признаку причинной зависимости;

- разработка на основе противопоставлений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подобрать примеры к способам построения основной части информационной речи.


ПЛАН ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Речь надо решительно начать и решительно закончить. Поэтому заключение следует тщательно планировать. В заключении необходимо подытожить речь или еще раз внести в нее пояснения, расширить интерес слушателя, подкрепить смысл и значение сказанного, создать соответствующее настроение в конце речи. Каким образом можно достичь этого? Любой из методов, применяемых на протяжении речи, может быть применен и в заключении.

Особенно рекомендуется:

- повторение;

- иллюстрация;

- обязывающее или впечатляющее утверждение;

- юмористическое замечание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подобрать примеры к заключению.

ДОВОДЫ АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ

Во время речи важно не то, что происходит на трибуне, а то, что происходит в сознании слушателей. Речь – средство, отклик аудитории – цель. Речь служит этой цели, если она вызывает реакцию слушателей. В информационной речи желаемый отклик – стремление знать, в агитационной – воля к целеустремленному мышлению и действию. Как можно достичь такой реакции? Двумя путями:

- представляя доводы, склоняющие к убеждению и действию;

- взывая непосредственно к чувствам слушателя.

Таким образом, это логическое и психологическое воздействие на аудиторию.

Логические доводы. Все логические методы можно классифицировать как индуктивные дедуктивные.

Индукция – это умозаключение от частного к общему. Дедукция – это умозаключение от общего к частному.

Есть два варианта индукции: аналогия и суждение о причинной зависимости. Полная индукция состоит в исследовании каждого случая, входящего в состав явлений, по поводу которого делаются выводы. Подобная возможность предоставляется редко, поскольку отдельных случаев бесконечное множество. Таким образом, мы делаем обобщения на основе изучения типичных случаев. Всякий раз, когда оратор предпочитает воспользоваться исчерпывающей индукцией вместо простого обобщения, он действительно прибегает к перечислению всех частных случаев ограниченной группы.


Аналогия. Главный вариант обобщения – заключение от частного к частному. Это – аналогия или заключение по аналогии. Два предмета, похожие один на другой, по крайней мере с какой-то точки зрения аналогичны. Отмечая сходство и делая вывод, что схожие предметы тождественны и в других отношениях, мы рассуждаем по аналогии.

Умозаключение о причинной зависимости играет особенно важную роль в речи агитатора. Именно ему чаще всего приходится держать речь о смене явлений. Заключение о причине и есть логическое рассуждение о перемене: оно представляет вывод, что при данном положении вещей результатом будет то или иное (заключение от причины к следствию) или что данное положение вещей вызвано известными другими условиями (заключение от следствия к причине). Вариантом этих видов умозаключений будет вывод от следствия к следствию, если у того и другого одна общая причина.

Дедукция – кратчайший путь к познанию. В этом ее характерное преимущество. Явления, которые мы сами или другие постигли при помощи обобщения, приобретают значение общего правила, необходимого нам для дальнейшего познания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДОВОДЫ.

Слушатели приходят на вашу речь с собственными установками. С того времени, как перед слушателями появляется оратор, все, что он делает и говорит, взвешивается именно на весах интереса публики. Оратор должен строить и развивать свою речь так, чтобы она пробуждала интересы слушателей. Он должен также или оставить в состоянии покоя, или преодолеть те желания публики, которые стали бы препятствием к формированию убеждения или готовности к действию.

Психологи распределяют основные желания и влечения по нескольким группам, объединяющим стремления к самосохранению, к продолжению рода, к утверждению своей личности и различные чувства. Фактически в той или иной ситуации мотивом убеждений и действия может оказаться одно или несколько из желаний, испытываемых людьми в повседневной жизни.

Разновидность желаний:


- физическое благополучие;

- экономические интересы;

- общественные интересы;

- развлечения;

- чувство собственного достоинства;

- истина и право.

ЖАНРЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Доклад – выступление перед аудиторией на определенную тему. Доклад может быть деловым, отчетным, политическим.

Сообщение – небольшое публичное выступление на определенную тему.

Речь - выступление с целью подачи определенной информации и влияния на чувства, волю, ум слушателей. Речь может быть деловая, юбилейная, митинговая.

Беседа – диалогический метод, целью которого есть создание обстановки, способствующей диалогу.

Лекция – форма пропаганды научных знаний.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-либо вопроса. Виды дискуссий: дискуссия по решению общей проблемы, дискуссия, направленная на формирование убеждений, дискуссия по обоснованию научных положений.


ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (зачет).

1.Бывают ли случаи, когда цель оправдывает средства?

2.Юношеский нигилизм: суть, проблемы.

3.Революционное и эволюционное развитие общества и мира.

4.Предпосычки насилия в нашей стране.

5. Смертная казнь: за или против?

6.Что такое преступление?

7.Родительские обязанности перед детьми.

8.Представители молодежной субкультуры.

9.Обязанности детей перед родителями: проблемы и их решения.

10.Насилие в семье: проблемы и их решения.

11.Проблема моральных категорий добра и зла в современном обществе.

12. Проблема отцов и детей на современном этапе.

13.Деньги: их роль в жизни человека.

14.Проблема новых технологий сохранения жизни человека.

15. Экологические проблемы нашего города.

16.Эвтаназия: за или против.

17. Клонирование: за или против.


18. Этика деловых отношений.

19. СМИ: абсолютная свобода и цензура в современном обществе.

20.Глобальные экологические проблемы современности.

21.Мировой терроризм как явление.

22. Демократия: проблемы и преимущество.

23. Проблема нравственного отношения к животным.

24. Благотворительность, меценатство, спонсорство в нашем обществе.

25.Роль массовой культуры в жизни общества.

26. Защита работ, подготовленных на МАН.


ТЕМА №5. ИСКУССТВО СПОРА.

Искусство спора с древних времен непрерывно совершенствовалось. Накоплен огромный материал о том, как вести спор. Наука вести спор, полемику называется эристикой. Эристика – это не только наука, но и искусство. Кроме логических аспектов у него имеется множество трудноуловимых психологических, нравственных и эстетических граней.

Существует достаточное количество методов аргументирования, которые обеспечивают широкие речевые возможности при ведении полемики, это:

- метод фундаментальности;

- метод противоречий;

- метод следствий;

- метод примеров;

- метод сравнений;

- метод изнанки ( техника «да…но»);

- метод ограничений (техника дифференцирования);

- метод бумеранга;

- метод повышения ценности;

-и метод переоценки;

- метод опережения (исключения возражения);

- метод запроса;

- метод мнимой поддержки.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОВОДОВ ОППОНЕНТА.

Опровержение – это разновидность доказательства, когда доказывается не истинность, а ложность суждения или неправильность самого доказательства. Опровержение, таким образом, направлено на разрушение доказательств оппонента. Так как доказательство происходит по схеме: тезис – аргументы – демонстрация, то для его разрушения достаточно разбить любую из составляющих этой триады:


- опровержение тезиса;

- критика аргументов;

- критика демонстрации.

Опровержение тезиса может быть прямым и косвенным. Прямое опровержение имеет целью показать абсурдность утверждения оппонента. Например: « Предположим, что вы правы. Но тогда из вашего утверждения вытекает такое следствие, а из него еще одно. А это противоречит всем известному факту (называется факт)».

Сущность косвенного опровержения тезиса состоит в том, что опровергающий вовсе не касается тезиса, который он хочет опровергнуть. Вес силы бросаются на серьезную аргументацию собственного тезиса, который противоречит критикуемому. После того, как удастся убедить в справедливости собственного тезиса, подводится итог: поскольку наш тезис доказан, а он противоречит критикуемому, следовательно, оппонент не прав.

Критика аргументов выражается в том, что оппоненту указывают на неточное изложение фактов, двусмысленность статистических данных, выражают сомнение в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается оппонент и д.т.

ТИПОЛОГИЯ СОБЕСЕДНИКОВ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ВОСПРИЯТИЯ.

По особенностям восприятия собеседников можно разделить на четыре типа: аудиалы, визуалы, кинестики, «компьютеры». Это определяется тем, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинестическая или мыслительная. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, которая у него развита лучше.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Составьте таблицу характерных признаков данных типов, используя показатели: употребляемые слова, поза, движения, дыхание, речь, взгляд, особенности слушания.

ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ СПОРА.


  1. Предварительная подготовка.

  2. Терпимое отношение к оппонентам.

  3. Последовательный анализ альтернатив.

  4. Корректность.

  5. Отстранение.
  6. Преодоление психологических барьеров.


  7. Поэтапное приближение к истине

Принцип терпимого отношения к инакомыслящим:

- истина может быть не только ваша;

- уметь признать, что оппонент в чем-то прав;

- имейте терпение аргументированно обосновать свою точку зрения;

- чем больше уважения к оппоненту, тем больше шансов перевести спор в конструктивное русло.

Принцип корректного спора:

- говоря «нет», аргументируйте почему;

- критикуя, предлагайте позитив;

- не дайте спровоцировать себя на перепалку, ругань, некорректное поведение;

- не стремитесь перекричать оппонента – переубеждайте аргументами.

Чтобы спор рождал истину, рекомендуется:

1.Споря, поставьте цель, четко определите предмет спора, уточните смысл понятий, которыми оперирует оппонент, следите за доказательностью суждений.

2. Не бойтесь усомниться в правоте собственной точки зрения. «Усомниться в самом себе – высшее искусство и сила».(Фейербах)

3. Чтобы понять оппонента, нужно мысленно встать на его сторону, проанализировать проблему и способы ее решения с его точки зрения, т.е. проявить к нему эмпатию.

4.Беседуя, обсуждая, споря, ищите истину, а не навязывайте только свою правоту и тем более не поучайте других.

5.Споря, избегайте монолога, помните, что наиболее эффективен диалог.

6.Точнее формулируйте вопросы оппоненту, чтобы ответы высветили его слабые стороны.

7.Споря, опирайтесь на факты.

8.Избегайте слов «Я убежден», «Я считаю», «Как считает большинство», так как категоричность не способствует диалогу.

9. Чаще используйте реплики типа: «Это интересная мысль», «Давайте вместе подумаем», «Так ли я вас понял?», которые являются хорошим стимулом процесса дискуссии-спора.

10. Будьте терпеливым и внимательным слушателем. Множество споров непродуктивно, потому что люди не понимают друг друга и не умеют слушать.


11. Не спешите обобщать.

12.Опровергая, не переходите на личность, не навешивайте ярлыков.

13. Продуктивности спора способствует постоянная опора на то, что вас объединяет.

14. Не лишне помнить: чем менее человек компетентен и менее образован, тем чаще он бывает зачинщиком спора.

15. В стремлении «загрызть» друг друга некорректные спорщики часто нарушают границы дозволенного. Лучший прием против такого спорщика – дать ему основательно выговориться.

16.Замечено, что в споре часто выигрывает не тот, кто более аргументированно отстаивает свою позицию, а тот, кто не лишен чувства юмора и остроумен.

17. Не вступайте в спор, если плохо разбираетесь в его предмете.

Особенности вопросов и замечаний во время спора.

Виды вопросов:

- вопрос-капкан, такие вопросы могут вывести из себя, парировать эти вопросы можно только юмором, иронией, пародией, анекдотом;

- контрвопрос применяется для нейтрализации суждения;

- блокирующий вопрос, эти вопросы подталкивают оппонента в направлении, нужном вам, они блокируют возможные альтернативы у оппонента;

- каверзные вопросы, ими пользуются, если чувствуют в оппоненте фальшь, уберечься от таких вопросов можно только искренностью;

- принудительные вопросы, вымогая наше согласие таким вопросом, оппонент практически оставляет нам лишь одну возможность – признать себя побежденным;

- риторические вопросы обеспечивают молчаливое согласие участников беседы с нашим мнением;

- ускоряющий вопрос схожи с ведением допроса, защита одна: «Вы меня не подгоняйте»;

- уточняющие вопросы, ими пользуются, когда необходимо получить дополнительные сведения.

Вопросы выполняют важную роль на всех фазах дискуссии, закрепляя промежуточные результаты обмена мнениями.

Виды замечаний: иронические, компрометирующие, объективные, угрожающие, недоброжелательные, льстивые, ехидные, нападающие.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подберите примеры использования вопросов и замечаний во время дискуссии.


ТЕМА № 6 ВИДЫ ДИСКУССИЙ

Дискуссия – это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. Способ убеждения у свободного народа заменяет деспотическое принуждение. Это особенно наглядно проявляется в дискуссии. В большинстве публичных выступлениях, ведущих к решению или к действию, говорит не один оратор, а несколько, таким образом, возникают прения или дискуссии того или иного вида.

ВИДЫ ДИСКУССИЙ:

-Массовая дискуссия. При массовой дискуссии в се участники, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков, все присутствующие могут высказать свое мнение. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.

Собрание, не обставленное формальностями и посвященное обсуждению какого-нибудь частного вопроса, обычно называется массовым митингом. В виде примера можно привести закрытое партийное собрание.

Наиболее частый вид массового обсуждения – заседание комиссий. Иногда процедура массовых митингов бывает совершенно простой, неформальной. Во всех случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы при обсуждении никто не занимал преимущественного положения. Собрание или председатель с согласия собрания могут установить время, необходимое для выступления. Но председатель не должен навязывать свою волю и противодействовать желаниям большинства.

- Групповая дискуссия. Данная дискуссия заключается в обсуждении вопроса специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет собой диспут. В задачи групповой дискуссии входит широкая информация. Ее целью является представление возможных решений проблемы или обсуждение противоположных точек зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо одному решению. В групповой дискуссии принимает участие от трех до восьми - десяти человек, не считая председателя. Вариантом такой дискуссии может быть диалог, включающий только двух участников. Участники сидят полукругом к аудитории, председатель – в центре.


- Симпозиум – ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповых дискуссиях, его цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора, а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказания на нее воздействия. Количество не должно превышать четырех или пяти человек, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиумах принята процедура обоих видов дискуссии.


ЛИТЕРАТУРА

1.В.П.Шейнов. Риторика, Минск, 2000г.

2.Е.Н.Зарецкая. Риторика, Москва, 2001г.

3.Поль Л.Сопер. Основы искусства речи, Ростов-на-Дону, 2001г.

4. Х.Леммерман. Уроки риторики и дебатов, Москва, 2002г.

5.П.С.Таранов. Карманная риторика, Севастополь, 2005г.

6. Л.И.Нечволод. Риторика, сборник заданий, Харьков, 2004г.