refik.in.ua 1 2 ... 16 17

Оглавление

Психология профессионального обучения 2

Структура учебной деятельности 2

Формирование знаний в процессе профессионального обучения 2

Формирование трудовых навыков 3

Факторы формирования трудовых навыков 4

Формирование умений 4

Список литературы 6

ПЛАНУЮЧА ДОКУМЕНТАЦ1Я
ВИКЛАДАЧА, МАЙСТРА ВИРОБНИЧОГО НАВЧАННЯ
(OCHOBHI ВИМОГИ) 7

ЗАСОБИ РЕАЛІЗАЦІЇ МЕТОДІВ,
ЩО АКТИВІЗУЮТЬ НАВЧАЛЬНО-ПІЗНАВАЛЬНУ
ДІЯЛЬНІСТЬ УЧНІВ 8

Висування проблеми уроку, узагальнення отриманих результатів. Самостійні спостереження, теоретичні та практичні дослідження. 8

Класифікація і структура типів уроків
теоретичного навчання і методів навчання 9

Примерный план проведения урока
производственного обучения в учебных мастерских 13

ПЛАН
професійно-практичної підготовки
на _______________ 20__р. 27

ПЕРЕЛІК НАВЧАЛЬНО-ВИРОБНИЧИХ РОБІТ
на _________________________________________ 20__р.
(період навчання) 28

ПЛАН
ВИРОБНИЧОГО НАВЧАННЯ В НАВЧАЛЬНИХ МАЙСТЕРНЯХ ПТНЗ
на _______________ 20__р.
(місяць) 29

ПЛАН
ВИРОБНИЧОГО НАВЧАННЯ (ВИРОБНИЧОЇ ПРАКТИКИ)
НА ПІДПРИЄМСТВІ ЧИ В СФЕРІ ПОСЛУГ
на _______________ 20__р.
(місяць) 30

Додаток 10 35

ЖУРНАЛ ОБЛІКУ
ТЕОРЕТИЧНОГО НАВЧАННЯ 37

Відомості про слухачів групи 39

Облік занять та досягнень слухачів з теоретичного навчання 39

Зауваження та пропозиції щодо ведення журналу теоретичного навчання 41

ЖУРНАЛ ОБЛІКУ
ВИРОБНИЧОГО НАВЧАННЯ 42

Форма 1 44

Відомості про слухачів групи
44

Облік занять та досягнень слухачів з виробничого навчання
44

Облік проведення інструктажів з охорони праці 45

Облік підсумкових досягнень слухачів з виробничого навчання та присвоєння кваліфікації 46


Зауваження та пропозиції щодо ведення журналу виробничого навчання 46

ЩОДЕННИК 48

виробничої практики слухача на підприємстві чи у сфері послуг
48




Психология профессионального обучения



Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

Наиболее общим понятием является научение - целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения каких-либо действий: физических, умственных. Различают стихийное научение, когда отсутствует цель приобретения новых знаний и умений, и специально организованное учение. Учение имеет место тогда, когда человек ставит перед собой цель усвоить определенные знания, умения и навыки, формы поведения и деятельности.

Структура учебной деятельности


Как всякая деятельность, она побуждается мотивами, направленными на удовлетворение определенных потребностей. Это могут быть познавательные потребности, потребности в развитии и саморазвитии, в достижениях. Стимулами учения могут выступать внешние источники активности: требование, ожидание, поощрение, наказание и т.п. Следующим компонентом учебной деятельности является учебная ситуация. Любая учебная ситуация должна иметь проблемный характер. Учение как деятельность складывается из обобщенных способов действий. И, наконец, учебная деятельность включает контроль над способами выполнения учебных, действий и оценку их правильности, а также оценку конечного результата учения.

В соответствии с концепцией личностно ориентированного обучения его целью является развитие всех подструктур личности обучаемого: потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер, отношений и установок; знаний, умений и навыков; психических процессов; индивидуально-типологических особенностей. Конечно, центром тяжести любого обучения является формирование социального опыта: знаний, умений и навыков, затем - развитие психических процессов, особенно мышления, и, наконец, качеств личности и психофизиологических свойств человека.


Для общего образования определяющее значение имеют формирование знаний и развитие психических процессов, для профессионального - развитие всех подструктур личности. Соотношение же их значимости зависит от профессии и специальности.

Формирование знаний в процессе профессионального обучения


Традиционно основная цель обучения сводится к освоению обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества.

Деятельность человека осуществляется на основе знаний двоякого рода: знаний об окружающей действительности (знаний об объекте) и знаний о способах деятельности. К первым относятся, например, знания в области физических, химических законов; об устройстве и принципах действия машин, аппаратов, о свойствах материалов и др. К знаниям второго рода относятся знания о способах выполнения рабочих операций, действий с техническими объектами, управления машинами и др.

Поскольку сформировать трудовые умения без таких знаний невозможно, они применяются при инструктаже, в процессе показа выполнения действий и т.п. Обучение знаниям реализуется посредством различных видов деятельности.

К ним относятся:

  1. демонстрация учащимся различных предметов и явлений;

  2. наблюдение учащихся за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей;

  3. сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств; выявление и объединение (синтез) таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы;

  4. абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;

  5. обобщение понятий путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.

Этот путь формирования знаний может демонстрироваться педагогом или обнаруживаться или создаваться самим учащимся при изучении литературы, проведении практических работ, упражнений и т.п.


следующая страница >>