refik.in.ua 1

Оценка конкурентоспособности товара на основе расчета интегрального показателя


Данная методика основана на изучении технических и экономических параметров товара.

Сначала определяются единичные показатели, затем - групповые, а на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности товара (К).

Последовательность проведения расчета К следующая:

1. Определяют единичные показатели конкурентоспособности. Один из товаров принимается за базу сравнения. Единичные показатели по каждому параметру рассчитываются по следующим формулам:

qi = Роцен / Рбаз

или

qi = Рбаз / Роцен ,


где qi - единичный показатель по i - му параметру; Роцен — величина i-го параметра для оцениваемого товара; Рбаз - величина i-го параметра для товара, принятого за базу сравнения. Первая формула используется в случае, когда рост показателя соответствует улучшению параметра исследуемого товара (чем больше показатель, тем лучше свойства). Если с ростом показателя параметр ухудшается, то используется вторая формула (чем больше показатель, тем хуже свойства).

2. По единичным показателям рассчитывают групповые показатели.

2.1. Вначале рассчитывается групповой показатель по техническим параметрам.

Для этого единичные показатели суммируют с учетом коэффициента значимости каждого из них по формуле: Im = , где Im - групповой показатель по техническим параметрам; п - число параметров, участвующих в оценке; ai - коэффициент значимости i - го параметра (сумма всех коэффициентов значимости = 1); qi - единичный показатель по i - му техническому параметру.


2.2. Потом рассчитывается групповой показатель по экономическим параметрам, который рассчитывается по формуле:

Iэ = Соцен, / Сбаз

где Сбаз - цена потребления товара, принятого за базу сравнения; Соцен - цена потребления исследуемого товара.

Цена потребления товара (С) складывается из цены изделия (С1), расходов на его транспортировку (С2), установку (С3), наладку (С4), эксплуатацию (С5), ремонт (С6), техническое обслуживание (С7) и рассчитывается по формуле:

С = С1 + С2 + С3 + ... + Сn.

Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам покупателя.

3. На базе групповых показателей рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности товара:

К = Im / Iэ


Интегральный показатель выражает степень привлекательности товара для покупателя. Если К > 1, то исследуемое изделие превосходит по конкурентоспособности товар, принятый за базу сравнения; если К < 1 - уступает; если К = 1 - оба изделия находятся на одном уровне.

Для принятия решения о целесообразности вывода продукции на рынок, руководствуются следующими значениями: К > 1,6 очень перспективно, К = 1,4 – 1,59 перспективно, К = 1,2 – 1,39 , малоперспективно, К = 1,00 – 1,19 неперспективно.


Задача

На рынок планируется выпуск автомобиля новой марки «ОТТО». Однако, уверенные позиции там уже давно занимает марка «ПРЕТТО».

Оцените, будет ли новая марка конкурентоспособной на данном рынке, используя такие данные:

Параметр

ОТТО


ПРЕТТО

К значимости

Мощность двигателя, л.с

122

119

20

Максимальный крутящий момент, н.м.

186

188

12

Запас топлива, л

70

80

10

Максимальная скорость, км/час

220

210

16

Укомплектованность, в балл

7

7

18

Дизайн, в балл

8

7

13

Срок эксплуатации, лет

15

16

11

Марка бензина

А95, А98

А98

-

Расход горючего на 100 км, л

14

15




Затраты на техническое обслуживание, грн

1030

1100


Количество ремонтов за период эксплуатации


3

2




Средние затраты на один ремонт, грн

4000

5000




Другие расходы, грн

20000

15000




Цена автомобиля, грн

55000

53000




В среднем для выполнения задач предприятия автомобиль находится в движении 1/8 суток и средняя скорость движения равна 60км/час.

Стоимость А 95 – 4,5 грн, Стоимость А 98 – 4,8 грн


Рассчитать уровень конкурентоспособности




Параметр

Марка холодильника

К значимости параметра

1

2

3

4

5

6

7

1

Надежность (ресурс), (тыс.час)

100

130

120

130


130

110

120

18

2

Наработка до поломки, (тыс.час)

50

70

65

80

65

60

55

11

3

Экономичность, Квт/час

1,65

1,10

1,25

0,90

1,30

1,75

1,65

15

4

Температура НТВ, С°

-12

-15

-12

-12

-18

-10

-12

12

5

Емкость НТВ, дм. куб

40

50

50

60

60

40

50

12

6

Объем, л

250

280

260

240

265


240

280

11

7

Дизайн, в баллах по 10-балл

10

6

3

5

5

3

4

10

8

Хранение продукции при отключении эл. энергии, час

5

11

10

10

10

5

5

5

9

Материалоемкость, кг

48

60

55

55

55

70

65

5






Параметр

Марка холодильника

1

2

3

4

5

6

7

1

Цена, грн


1700

1450

1600

1700

1400

1700

1600

2

Общие затраты потребителя за весь период эксплуатации

5000

6700

7000

6000

6600

4500

6200