refik.in.ua 1





Метелица Мария Владимировна,

методист детского лагеря «Полевой» Международного детского центра «Артек», Украина



Представления о взрослости у младших подростков


Постановка проблемы

Проблема изучения представления о взрослости у младших подростков является довольно актуальной, ведь именно в подростковом возрасте формируется критическое мышление, рефлексия, закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Именно в этот период становления личности важным является формирование представления о взрослых, особенностях взрослой жизни у подростка. Но в этот период подросток сталкивается с проблемой несовершенства взрослой жизни, у него проявляется желание быть наравне с взрослыми, как в общении, так и во взаимодействии, подростку необходимо понять важность таких понятий как ответственность, самостоятельность, должна быть сформирована готовность воспринимать окружающий мир со всеми его недостатками и изъянами, и при этом невозможность самостоятельно изменить те или иные явления, или события. Одновременно подросток пытается занять своё положение в обществе, найти удобную для себя нишу в нём.

Субъективным ощущением перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства [5]. Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу [7]. Одной из таких ролей является роль взрослого, которая является наиболее привлекательной для младших подростков. Внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни.

Подростковый возраст довольно противоречив: с одной стороны родители предъявляют к нему высокие требования, но при этом еще не доверяют выполнение ответственных поручений. По мнению Л.Ф. Обуховой [3] центральным новообразованием подростничества является возникновение представления о себе «не как о ребенке». Подросток отвергает свою принадлежность к детям, у него еще нет подлинного ощущения взрослости, но уже есть потребность в признании его взрослости окружающими. Для подростка является характерным желание получения статуса взрослого. В результате стремления достигнуть ожидаемой взрослости, он получает лишь чувство возрастной неполноценности [1], что может искажать представление о взрослости.


Т.В. Драгуновой были выделены и изучены следующие виды взрослости [3]:


  • подражание внешним признакам взрослости;

  • равнение подростков на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»;

  • социальная зрелость;

  • интеллектуальная взрослость.

При этом они сменяют друг друга в процессе развития личности, но в таком случае довольно часто подростки смешивают истинное содержание взрослости с внешними его атрибутами: яркий макияж, нарушение режимных моментов дня, курение, злословие, и.д.. При этом внешний более привлекательный слой намного быстрее отпечатывается в сознании подростка, а неумение правильно проанализировать происходящие вокруг события, является ключевыми при некорректном формировании представлений о взрослости. Еще одним ключевым моментом в формировании представлений о взрослости является не совпадение между ожидаемым, идеальным результатом и реальным. Тем самым появляется рассогласования в «Я-Образе» подростка, переживании чувства одиночества в результате эмоционального отвержения родителей. Подростки различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими.

Условия детского лагеря предъявляют подросткам особые требования. Это и адаптация в новом социокультурном пространстве, и адаптация к новым режимным моментам, и знакомство с новым детским окружением, а самое главное принятие новых требований от взрослых (педагогов-организаторов, вожатых). При этом педагогам необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, знать их возрастные особенности. Вступая во взаимодействие с взрослыми подросток стремиться общаться с ним на равных, воспринимает его как идеальный образец поведения и мыслей. Поэтому педагогам, которые работают с младшими подростками необходимо поддерживать их начинания, но при этом помогать им реально воспринимать свои возможности, взаимодействовать с ними как с равными, помогая правильно оценивать результаты своей работы, научить видеть перспективу дальнейшей деятельности, поддерживать положительный имидж взрослого человека.


Проведённое исследование позволило глубже понять представление о взрослости у современных младших подростков, проанализировать доминирующие понятия в формировании представления о взрослости, разработать практические рекомендации при работе в условиях детского лагеря с данной возрастной группой.

Исходя из всего вышесказанного целью данной работы является эмпирическое и теоретическое исследование особенностей представлений о взрослости у младших подростков

Методологическую базу исследования составили работы по возрастной психологии Л.В. Обуховой, А.С. Мухиной, Э. Эриксона и др.; работы по психосемантике Е.Ю. Артемьевой, В. Ф. Петренко, В.А. Серкина и др.


Результаты эмпирического исследования

В исследовании принимало участие 26 детей: в возрасте 12 лет. Все дети поживают на Украине, воспитываются в семьях с различным экономическим, социальным и нравственным уровнем. Для детей в большинстве является характерным увлечение спортивной и творческой деятельностью. Младшие подростки экспериментальной группы очень общительны, легко идут на контакт, у них не возникают затруднения в понимани инструкции исследования. Все дети отдыхали в течении 21 дня в Международном детском центре «Артек» в детском лагере «Полевой» и были активными участниками программы смены.

Для изучения представления у младших подростков о взрослости был выбран психосемантический метод, т.к. стандартизированные опросники усредняют и ограничивают результаты исследования. Для нас же было интересным выявление субъективных представлений подростка о взрослости, внешне не заданных и неограниченных. Поэтому основываясь на утверждении о том, что психосемантика изучает генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений [6], мы остановили свой выбор именно на этом методе.


Так как метод ассоциативного эксперимента является уже довольно изученным и включает в себя личностные смыслы испытуемых [2], что является более ценным, чем ограниченные рамки опросников. Исходя из того, что методы экспериментальной психосемантики используют опосредствующие математические процедуры [4], нами была построена модель системы значений подростков связанных с понятием «взрослость».

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе подростки принимали участие в ассоциативном эксперименте, где им необходимо было дать ассоциации на понятие «Взрослость». После этого было выделено 10 наиболее часто встречаемых понятий: воспитанность, доброта, любовь, ответственность, поддержка, правильные решения, работоспособность, самостоятельность, свобода, семья, смелость, ум. На втором этапе испытуемым было предложено проранжировать представленные понятия. Полученные результаты были обработаны с помощью кластерного анализа (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Самым значим по семантическому значению стали кластеры, в которые вошли понятия: правильное решение, поддержка, самостоятельность. Следует отметить, что возможность принимать самостоятельные решения и умение нести за них ответственность является одним из ключевых в представлении о взрослости подростками. Решения взрослых подростки принимают как безоговорочно правильные, идеализируя тем самым личность взрослого. При этом взрослый не обязательно должен быть членом семьи, а скорее всего он будет не знаком подростку (киногерой, взрослый из газетной статьи, новостей, любой другой человек не входящий в референтную группу подростка, более старший подросток, юноша). Умение помочь, поддержать в трудной жизненной ситуации, выслушать так же, по мнению подростков, является ещё одним атрибутом взрослости. Исходя из того, что ведущей деятельностью подростка является интимно-личностное общение, для него становиться важным не только возможность самостоятельно высказаться, но и быть услышанным, что в большинстве случаев сверстники не могут выполнить. Поэтому подросток, особенно младший, у которого только изменилась социальная ситуация развития ищет помощи у взрослых, тем самым отождествляя их помощь с атрибутами взрослости. Так же основной деятельностью в подростничестве становится общественно значимая деятельность, в которой подросток стремится подражать поведению взрослых. Таким образом, представление о взрослости носит довольно диффузный характер: с одной стороны подросток в стремлении к самостоятельности принимает это качество за атрибут взрослости, с другой – ещё сам нуждается в помощи и не способен на самостоятельные решения, с заведомо положительным результатом, и, в-третьих, подросток не в полной мере может самостоятельно действовать, не всегда принимает правильное решение и поэтому когда он станет взрослым он сможет это всё выполнить.


В один кластер объединяются понятия смелость, свобода и ответственность. Постоянные ограничения со стороны взрослых, родителей способствует развитию у подростков чувства смелости, возможности преодоления запретов, желанию проверить свои возможности. Но при этом постоянное стремление выйти за рамки дозволенного порождает ещё одну сторону взрослости – ответственность. В сознании подростка формируется представление о том, что действия, поступки, мысли взрослого носят свободный характер, но при этом он способен нести ответственность за них, объяснять причины, прогнозировать дальнейшие результаты своей деятельности, понести наказание за негативный результат. Требования, предъявляемые к подростку, не в полной мере позволяют ему ощутить свободу действий, ответственность за свои поступки, возможность проявить свою смелость.

Стоит отметить, что представления о взрослости формируется у каждого подростка в зависимости от ситуации его развития, семейного воспитания, социального окружения, степени воздействия средств массовой информации, поэтому в условиях детского лагеря является важным создание воспитательного пространства основанного на общечеловеческих гуманных ценностях. Так как для подростка одним из важных составляющих взрослости являются такие понятия как любовь, доброта, воспитанность, а представления о них являются сугубо индивидуальными, то взрослый человек, в представлении подростка, способен строить отношения, основанные на любви, доброте, сострадании, принятия других со всеми его недостатками и положительными сторонами, умеет тактично и корректно общаться с другими. Также следует обратить внимание и на то, что родители в процессе воспитания часто упоминают о значимости любви, доброты, хорошего воспитания для человека и поэтому подросток воспринимает их как составляющие взрослости, недоступные ещё ребенку, но важные и нужные для взрослого.

Интересным фактом является то, что понятия «семья» и «работоспособность» являются наиболее семантически отдалёнными от понятия «взрослость» у младших подростков. Скорее всего, это связано с тем, что референтная группа подростков становится намного шире – теперь она выходит за границы близкого семейного окружения. В таком случае следует обратить внимание на значимость других, которые могут стать не только примером для подражания, но и авторитетом для подростка. Такая личность должна быть яркой, харизматичной, эмоционально наполненной, выделяться из общей массы, возможно даже иметь ореол недосягаемости. При этом результативность деятельности не несёт значимости для подростка, он уже осознаёт, что его физическое состояние будет приближено к физическому состоянию взрослого, предвидеть его, сравнивая себя с родителями. При этом семья в сознании подростка – это родители, сиблинги, но еще не супруг, собственные дети, поэтому семья воспринимается как то, что ограничивает свободу, требует ответственности.


Выводы

Представление о взрослости в сознании младших подростков включает себя умение принимать правильные решения, давать поддержку, быть самостоятельным, смелым, свободным и ответственным, а также связывается с любовью, добротой и воспитанностью личности. Взрослость не связывается младшими подростками ни с реализацией личности в деятельности, ни с реализацией в семейных отношениях.

Представление о взрослости у младших подростков в основном сформировано на основе ожиданий и предвосхищении этого возрастного периода в их жизни. Представления обращены в будущее. Подросток примеряет к себе роль взрослого, пытается достичь некого идеала. Он стремится не столько понимать на когнитивном уровне сложности и ответственность взрослости, сколько следуют за своим эмоциональным желанием поскорее освободиться от периода детства, стать независимым, самостоятельным и окунуться в мир взрослой вседозволенности.

Рекомендации

Педагогическая деятельность в условиях детского лагеря в процессе формирования представления о взрослости носит сложный характер, обусловленный многими факторами. Следует обратить внимание, что на короткий период времени (21 день) вожатый для ребёнка становится тем самым значимым взрослым, который становится основой для формирования представления о взрослости, по сути он является примером для ребенка, авторитетом, на который он начинает равняться, поэтому следует помнить, что:


  • общение и взаимодействие с подростками должно строится на основе общечеловеческих ценностей;

  • следует формировать воспитательное пространство в условиях лагеря таким образом, чтобы младший подросток смог почувствовать ответственность за результаты своей деятельности и самостоятельность в решении поставленных перед ним задач;
  • необходимо обращать внимание, кооректировать представления о таких нравственных ценностях, как любовь, дружба, поддержка, воспитанность, доброта, милосердие и т.д.;


  • собственный пример вожатого является самым влиятельным для подростков, поэтому важно педагогу самому следовать нравственным ценностям, представлениям, не просто их заявлять, декларировать, а внутренне принимать;

  • следует способствовать развитию у детей умений анализа результатов собственной деятельности, умению выделять сильные и слабые стороны своей деятельности, своей личности, рефлексии является основной для формирования адекватных представлений о взрослости и способствует развитию ответственной за свои поступки, зрелой личности в дальнейшем.

Таким образом, представление о взрослости у младших подростков основывается на ожиданиях от поведения, мыслей и поступков окружающих их взрослых, эмоционально-оценочной составляющей подростков и возможностях достижения своих идеалов.


Литература

  1. Возрастная психология. Феноменология развития. // Мухина B.C. / 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

  2. Косаревская Т.Е. Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания: методические рекомендации /Т.Е.Косаревская, Р.Р.Кутькина. – Витебск: УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2009. – 61 с

  3. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.

  4. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики: учебное пособие. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. – 400 с.

  5. Склярова Т. В., Психологические особенности подростка, материал с сайта http://www.portal-slovo.ru
  6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998.

  7. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество. .—— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КЛАСТЕНОГО АНАЛИЗА