refik.in.ua 1

Лабораторная работа № 1

Тема:


Измерение скорости движения тела.

Дата:

_____________

Цель:

научиться определять скорость движения тела.

Приборы, материалы:


высокий стеклянный цилиндр с водой, метроном или секундомер, штатив с муфтой и кольцом, несколько горошин, измерительная лента, узкая полоска бумаги, скотч, карандаш.



Теоретические сведения.


Одним из примеров равномерного движения тела есть падение тела в жидкости. В процессе падения в жидкости скорость движения тела сначала увеличивается, и спустя некоторое время становится постоянной. Это время может быть разным в зависимости от вязкости жидкости, плотности тела, его размеров и формы. Например, горошина диамет­ром 4—5 мм, которая падает в воду, пройдёт за это время расстояние, которое приблизительно равняется 10 см.

Ход работы

Подготовка к эксперименту


  1. Прежде чем приступить к выполнению работы, дайте ответу на такие вопросы:

    1. Какое движение называется равномерным?

    2. По какой формуле определяется скорость движения тела и в каких единицах она измеряется?

    3. Каким прибором можно измерять пройденный путь?

  2. Вспомните, каких мер безопасности необходимо придерживаться во время работы со стеклянным цилиндром.

  3. Определите цену деления шкалы измерительной ленты:
    Сстр = _____________________

  4. Закрепите на стеклянном цилиндре с помощью скотча узкую полоску бумаги.
  5. Соберите установку, как показано на рисунке.


  6. Отмерьте от верхнего края воды 10 см и обозначьте черточкой на полоске бумаги.

  7. Настройте метроном на 60 ударов на минуту.

Эксперимент


  1. Взяв в руку горошину, расположите её около самой поверхности воды в цилиндре.

  2. Одновременно с ударом метронома отпустите горошину.

  3. Под каждый удар метронома обозначьте карандашом положение горошины, которая падает, на полоске бумаги.

  4. Снимите полоску бумаги. Измерьте расстояние между каждыми двумя соседними черточками. Результаты измерений занесите к табл. 1.

Таблица 1

Физическая величина, которая определяется

Участок

Весь путь

І

II

III

IV

V

Расстояние между рисками l, см



















Время движения t, с

1

1

1

1

1



Скорость v, см/с



















Обработка результатов эксперимента


  1. Зная расстояние между соседними метками и время, за которое горошина проходить это расстояние (t1 = t2 = t3 = t4 = t5 =1 с), определите модуль скорости (или средней скорости) движения горошины на каждом участке пути:



  1. Измерьте расстояние от поверхности жидкости к дну сосуда и определите среднюю скорость движения горошины:




  1. Результаты измерений и вычислений занесите в табл. 1

Анализ эксперимента и его результатов


Проанализируйте ход эксперимента и его результаты. Сформулируйте вывод, в котором укажите, какую физическую величину определяли, какой результат получили, какие факторы могли повлиять на точность полученных результатов.

Вывод.















Творческое задание

Заполните табл. 2 и по её данным постройте график зависимости пути, который пройдено горошиной, от времени ее движения. Можно ли на основании полученного графика сделать вывод о характере движения горошины? Обоснуйте свой ответ.


Т
l, см
аблица 2

t, с

l, см

1




2




3




4




5