refik.in.ua 1




«НЕ УМИРАЯ, ПРЕДАНЬЯ, ЖИВУТ ПОЭТЫ ДЛЯ СЕРДЕЦ»

/вечер-памяти А.С. Пушкина/

Горят свечи, тихо звучит мелодия_______________________________



Вед.: Друзья мои, сегодня вы приглашены в нашу литературно-музыкальную

гостиную, на вечер памяти «Не умирая, как преданья, живут поэты для

сердец».

Самое удивительное явление в природе – разум, который питается


мудрой и избирательной памятью. Мне кажется, никто не может вспомнить начало своей памяти. Но туман времён не в силах скрыть образ того, кто по праву назван солнцем русской поэзии. Каждое поколение считает Пушкина современником.

Звучит мелодия _______________________________________________

Вед.: Вечер памяти, день памяти, минута памяти. 10 февраля без четверти

три пополудни зазвенел колокол старинного русского Святогорского монастыря.

Звучит мелодия. Звонят колокола ________________________________

… Минута памяти Александра Сергеевича Пушкина… Прошло 170 лет, как не стало великого гения. Вернее вот уже 170 лет, как он обрёл бессмертие.

Много воды утекло за это время, многое до неузнаваемости изменилось. Иным стала родина Пушкина – но его имя нам всё ближе и родней, будто бы красота этого человека и его дар становиться совершенней.

Он был смертельно ранен на исходе зимнего дня 1837 года. Три координаты отмечают его последний путь на земле: Чёрная речка, дом на Мойке и родовой погост в Святогорском монастыре…

Благоговейно склонились головы у могилы Пушкина, сотни людей собрались у Чёрной речки, и ещё тысячи там, где перестало биться его сердце. В дни Прощания с А.С. Пушкиным на его квартире перебыло до 50.000 всех лиц всех сословий.

Звучит ______________________________________________________


Судьба российской лиры зла:

Летит свинцовая пчела

Из пистолетного ствола

И сердце обрекает рок

Оборвало теченье строк…

И только в шёпоте стихов

Душа его…

Летит, витает средь веков.

Звучит_______________________________________________________


Вед.: Глубок, светел и чист мир Пушкина, исполненный гармонии и красоты,

созданный вокруг человека и обращённый к человеку, он бесконечен и разнообразен как сама жизнь.

Его ни с кем нельзя сравнить

Вот Вам пример – возьму себя,

Давно я Пушкина читаю,

Но с каждым разом отмечаю

Как им горжусь, его любя.

Какой талант и ум какой

В единое соединились,

И стихотворной красотой

В поэте русском отразились!

В своих стихах воспел народ –

И в этом Пушкина заслуга.

Впервые Пушкина узнав,

Навеки обрела я друга.

Вед.: Мы приходим к нему с детства и он с детства становится нам своим,

родным. Мы читаем «Сказку о рыбаке и рыбке» и очаровываемся ею, как сказкою. И мы возвращаемся к ней взрослыми и поражаемся её реализму и мудрости. А многогранность художественного мастерства? Его гению подвластны все виды и жанры литературы. Он равно велик в поэме «Медный всадник» и в лирической поэме «Я Вас любил» в романе «Евгений Онегин» и маленьких трагедиях».

Своим сверкающим талантом

Он всех вокруг заворожил,

Народу своему стихами

Как верный сын всегда служил.

«Мой Пушкин» - назвала свою статью М. Цветаева. И каждый из читателей говорит со своим Пушкиным. Подрастая, все мы читаем одни и те же стихи и хрестоматии, и поначалу у нас был, один общий «хрестоматийный» Пушкин. С годами же возникал образ «своего» Пушкина. Когда-то А. Твардовский сказал, что если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по настоящему приходим к нему лишь с годами».


Вед.: «Жизнь кончена», - сказал Пушкин умирая. А она оказалась

бесконечной, простирающейся вдаль, воскресающей в человеческих умах заново, по разному приоткрывающейся для каждого.

Пушкин! Он и в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким именем

И от мёртвых восхитит бессмертием.

«В немногом – многое» - Это древнее латинское изречение, как нельзя лучше применимо к личности Пушкина.

Говоря о Пушкине невольно хочется повторить проникновенные слова его поэмы «Цыгане»:

Имел он песен дивный дар

И голос шуму вод подобный.

Творческое наследие А.С. Пушкина настолько велико, а жизнь его так многогранна и удивительна… Портрет писателя - это портрет самого дорогого нашего собеседника.

Звучит мелодия _______________________________________________

Хозяйка салона: /Под музыку зажигает свечи./

Друзья мои! Сегодня Вы приглашены на вечер памяти в литературно музыкальную гостиную. Наверное при упоминании об этом вспоминается гостиная Анны Павловны Шерер из эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Действительно, гостиная, салон это была самая распространённая форма общественной жизни. В салонах, наряду с государственными обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьёзными беседами. История гостиных и салонов своими корнями уходит вглубь веков в Древнюю Грецию. В России их появление связано с реформами Петра I. В ХIХ веке славились салоны княжны Тенишевой, княгини Зинаиды Волконской, у которой нередко бывал Александр Сергеевич Пушкин.

Ах, Пушкин и то далёкое прошлое…

Звучит ____________________________________________________________

/Из воспоминаний о Пушкине/ Ах, Пушкин! Сказать о нём что-нибудь – необыкновенное трудно…

« Во время уроков танцев по зале пронёсся слух, что приехал сочинитель А.С. Пушкин, мы все заволновались от ожидания увидеть его и вдруг, входит в залу господин небольшого роста, в чёрном фраке, курчавый шатен, с бледным, скорее мулатским рябоватым лицом, мне он показался очень некрасивым…»



«Пушкин читает в Москве «Бориса Годунова» - подлинный праздник, торжество ума, искусства, поэзии, вдохновения! Первый пушкинист Анненков запишет со слов писателя и историка литературы Степан Петровича Шевырева, который в те осенние дни дважды слушал, как читает свою трагедию Пушкин: «… Это был удивительный чтец: вдохновение так пленяло его, что за чтением «Бориса Годунова» он показался Шевыреву красавцем.»

А в самом деле, красив ли Пушкин? Сопоставим два свидетельства/ примечательно: оба принадлежат женщинам.

Первое: «Пушкин был очень красив».

Второе: «Я заметила походившего Пушкина. Какой урод!»

О вкусах конечно не спорят. Но речь словно о двух разных людях. Или дело в том, что это свидетельства двух очень разных людей?.

Звучит _______________________________________________________

Хозяйка салона: /подходит к столику рассматривает зеркало/

По – видимому Пушкин очень любил зеркало, более шестидесяти автопортретов. Ни у одного писателя /из тех, кто пытался рисовать/ нет такой огромной галереи автопортретов, как у Пушкина.

Графика Пушкина менее всего случайна, она «дитя пауз», спутница рождения его поэтических звёзд, его чувств и мыслей, в том числе и о самом себе, и кто хоть раз видел эти запрессованные в текст изображения, сразу и безоговорочно понимает: ни один профессиональный портрет Пушкина не даёт нам так полно представление о живом Пушкине, как даёт он сам.

Хозяйка салона /Подходит и рассматривает серию автопортретов, задумчиво/

Да, он очень любил зеркало, ибо было пристально следить за собой, своим жестом или горечью взгляда, чтобы за столь короткую жизнь более шестидесяти раз переменять приметы: изображать себя таким, каким был когда-то в садах лицея, заглядывать в дряхлую старость, перекраиваться на французский лад, вылупливаться придворным арапом, лакеем или в тюрбане с пером. Не внешняя, видимая теперь из всякого учебника биография души – вот что разворачивается в цепи пушкинских автопортретов.



Пушкин с лёгкой и стремительной уверенностью чертит светящийся вечно движущийся пунктир своей жизни, столь наполненной и прекрасной.

Если это Одесса – то это Ризнич и Воронцова, если Михайловское – то Вульфы и Керн, если Москва 1929 – то Гончарова.

/О Наталье Николаевне «Я должен был на тебе жениться… Всю жизнь был бы без тебя несчастлив… С твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете, а душу твою люблю ещё более твоего лица,… Я тебя ничем не заслужил пред богом. Счастье твое и детей священная, единственная моя цель» – скажет впоследствии Пушкин.

Дата же 1830 рубежная: за ней уже больше профилей Н.Н. чем своих, за ней не бесконечность, а настороженность линий, за ней в конце концов начинает клубиться тень Чёрной речки.

Никто из нас не в силах припомнить, когда впервые увидел лицо Пушкина: мы начинаем жизнь в окружении пушкинских портретов, нам кажется, мы всегда знали его неповторимый облик.

Писатель на хорошем портрете обычно «похож» на свои произведения. Пушкин был из тех людей, по которым истосковалась кисть живописца. Кипринский, Гейтман, Брюллов, Тропинин – целая плеяда художников. Портрет писателя – эпизод / а иногда событие!/ и в истории живописи и в истории литературы. Живопись и литература встречаются в портрете писателя – это счастливые встречи.

Счастливые встречи. И одна из них сегодня, здесь в этой литературно-музыкальной гостиной в нашем салоне. Салоны были символом культуры. В стенах аристократических гостиных могли наслаждаться живописью, литературой, игрой в домашних спектаклях, музыкой. Не пытаясь возродить их, мы лишь попробуем заглянуть в прошлое, прикоснуться к нему…

Звучит _______________________________________________________

Хозяйка салона Они уносят дух – властительные звуки!


В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей.

Взволнованное сердце замирает,


Но я тоску не властен утолить.

Душа безумная томиться и желает

И петь и плакать и любить!

Звучит _______________________________________________________

Любовную лирику Пушкина можно почти всю пропеть. Она лежит в основе более 600 романсов и хоров. Стихи поэта пленяют своей чистотой, подлинностью чувств, они чрезвычайно музыкальны.


Не пытаясь исчерпать пушкинскую тематику, я приглашаю Вас принять участие в музыкальном конкурсе.

/Проводится музыкальный конкурс/


Хозяйка салона: Слушайте и читайте Пушкина. В его творчестве нет ничего

случайного, в его поэзии сочетается правда и лукавая фантазия. Ну что ж пофантазируем, гостям предлагаю поместить «Альбом господину Пушкину свои ответы на два вопроса:


  1. Какие пушкинские стихи хранит ваша память?

  2. Что бы вы сказали великому поэту при встречи?

Вед.: Кажется, о Пушкине мы знаем всё. Есть книги повествующие о жизни

поэта днём за днём. Почти по минутам расписаны последние часы Пушкина перед роковой дуэлью 10 февраля 1937 года. Прочтены и расшифрованы все рукописи Пушкина. Даже густо зачёркнутые им слова черновиков восстановлены. Изданы его письма, документы.

Но знаем ли мы, как защищали память Пушкина ценой жизни более 60-ти лет назад? Стояло лето 1944 года на победном пути наших войск лежали Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь, маленький бревенчатый домик няни. Гитлеровцы по брёвнышку растаскали домик на постройку блиндажей. И ещё: на каждом шагу мины. После освобождения взвод сапёров приступил к разминированию Святогорского монастыря.

Солдатам было тогда по 18-20 лет. Мины уносили от Пушкинской могилы: часть из них взорвалась в руках воинов. Восемь погибших воинов.

В стороне от могилы Пушкина у Святогорского монастыря начертаны их имена., героев отдавших свои молодые жизни за Пушкина, его поэзию, его память.

Он жив! У всех душа нетленна,

Но он особенно живёт…

Есть даты, о которых помнят с болью в сердце… Как всегда светлые и печальные торжества. 10 февраля в 2 часа 45 минут пополудни, когда перестало биться сердце Пушкина возложим на его могилу лиру, почтим память минутой молчания. Вечер памяти, день, минута памяти…