refik.in.ua 1 2 ... 5 6

1. Экономическая теория — одна из самых древних наук. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием "буржуазного" способа производства.Первая школа экономической науки – меркантилизм. Источником богатства меркан-тилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.Выдающимися представителями классической экономической науки являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, которых основным объектом исследования выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ.Важный вклад в развитие экономической теории дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть их взглядов заключалась в том, что в реальной жизни производства вообще не существует, что общественное производство имеет две сто¬роны: производительные силы и производственные отно¬шения. Особенно ценным у К. Маркса и Ф. Энгельса явля¬ется то, что в их работах, во-первых, показано материа¬листическое понимание истории, во-вторых, они открыли закон прибавочной стоимости.Современный этап развития экономической теории. В современной экономической теории выделяют неоклас¬сическое, неокейнсианское, институционально-социологи¬ческое и другие направления.В основу неоклассического направления положен прин¬цип невмешательства государства в экономику–рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать рав¬новесие между предложением и спросом, между производ¬ством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эф-фективности. Поэтому неоклассики выступают за свобо¬ду частного предпринима-тельства, рыночных сил (пред¬ставители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Неокейнсианство (Дж. М. Кейнса) – необходимости воз¬действия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым усло¬виям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, система¬тическое вмешательство государства в экономику (предста¬вители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).Представители институционально-социологического на¬правления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают эко¬номику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и со¬циально-психологических факторов. Объектом их исследо¬вания являются "институты", под которыми подразумевают¬ся корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явле¬ния (например, обычаи, нормы поведения различных соци¬альных групп, привычки, инстинкты и т.д.).Концепция неоклассического синтеза (Д.Р.Хакс, П. Самуэльсон и др.) – соче¬тание государственного и рыночного регулирования эконо¬мики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.В середине 50-х гг. возник монетаризм — экономичес¬кая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавли¬вающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризм профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М. Кейн¬са и попытался доказать, что рыночному хозяйству прису¬ща особая устойчивость, делающая ненужным вмешатель¬ство государства в хозяйственный процесс.Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сто¬ронники которого отстаивают принцип саморегулирова¬ния, свободного от излишней регламентации. Неолибера¬лы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.


2. Производство – любая деятельность членов общества по использованию естественных ресурсов. Его цель заключается в создании необходимых отд.членам общества и обществу вцелом мат. и немат. благ. Две стороны: мат-вещ и соц-эконом.Мат-вещ представлена процессом труда – целесообразная деятельность человека, в ходе которой он преобразует вещества природы для удовлетворения потребностей. Эл-ты труда: предметы труда, средства труда, рабочая сила (совокупность умст. и физ способностей человека к труду). 1+2 – средства произвадства.ПС – возможности создания и увеличения производства продукта, заключенные в имеющихся ресурсах общества. Классификации:1.а) первичные Пс-возможности, заключенные в природных ресурсах, средствах производства и производителях благ.б) вторичные Пс – х-тся формами организации общ-го процесса производства, вовлечением в него результатов развития науки, образования, технологий.2. а) естественные Пс – сводятся к субъектам (естественные силы труда) и объективным эл-м (зависит от наличия, доступности и кач-ва труда).б) общ-е Пс – созд-е и накопл-е в ходе развития общества силы: общественное разделение труда, коопирация труда, новшества и т.д. в) всеобщие Пс – х-тся пр-ми силами науки. Пс отражают мат-ное создание процессов производства и ф-ют в определенной соц-эк форме, которая представлена По (соц-эк ст-на).По бывают организационно-эк и соц-эк.Орг-эк от-ния возникают в связи с необ-тью организации производства.Формы:-общ-е разделение труда, специализация -кооперация-концентрация пр-ва-централизацияСоц-эк отношения – отношения между людьми, возник-щие в пр-ве, распр-нии, обмене и потреблении, х-р которых опр-ется формой собственности на ср-ва пр-ва.пр-во, распределение (раб.силы по отраслям), обмен, потребление (личное и производительное). Черты По:1) объективность2) историчность 3) формы дв-ния Пс4) материальность5) системность

3.Проблема выбора в экономике. Эффективность.Четыре группы ресурсов:- природные – применяемые в производстве естественные силы и вещества,- материальные – созданные человеком средства производства, которые сами являются средством производства,- трудовые – население в трудоспособном возрасте,- финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.Закон ограниченности ресурсов:Экономические ресурсы недостаточны в своем количестве и производительности по отношению к безграничным потребностям, причем применение их в одной сфере исключает возможность их применения в другой.Ограниченность ресурсов порождает проблему эк выбора: если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то существует проблема его альтернативного использования и поиска лучшего сочетания факторов производства. Сводится к решению опросов: что производить? как производить? для кого производить?Оборотной стороной проблемы выбора является проблема эффективности – ограниченного и продуманного выделения средств на удовлетворение данной потребности при обеспечении возможности удовлетворения других потребностей данного эк субъекта.Эффективность – достижение максимального продукта при минимальных затратах ресурсов и времени. Различают показатели эффективности по примененным затратам (ресурсам) и потребленным затратам.По примененным затратам выделяют показатели:- производительность труда (П/Т продукт/труд), наоборот – трудоемкость,- капиталоотдача (П/К – фонд, капитал), наоборот – фондоемкость,- материалоотдача (П/М – материалы), наоборот – материалоемкость.


4.Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны эк-кой жизни общ-ва, наз-ся эк-кими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, зарплата, прибыль и др. Все эк-кие процессы в общ-ве управляются экономическим законами.Эк-кий закон - внутренне присущее, часто повторяющиеся, устойчивые св-ва эк-ких процессов или явлений. Эк-кие законы объективны - действуют независимо от воли или желания людей, оттого, познаны они или нет.Эк-кие законы возникают и реализуются в ходе практической деятельности.Эк-кие законы в своей совокупности образуют систему эк-ких законов развития общ-ва, вторая включает в себя различные группы, слои общества.Эк-кие законы классиф-ся по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):1) Специфические эк-кие законы - законы развития конкретных, историч. определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.2) Особенные эк-кие законы - законы, свойственные тем историческим эпохам, где охраняются условия для их действия, например, закон стоимости (ценности).3) Общие эк-кие законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства Например, закон экономии времени, закон возвышения возрастания потребностей, закон разделения общественного труда.Экономическая политика – система мероприятий, осуществляющихся государством для достижения тех или иных экономических целей.

5.Экономическая теория: предмет, функции, структура.Общая экономическая теория- это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.ЭТ изучает поведение субъектов хозяйствования, индивидуума, фирмы, государства в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества.Структура ЭТ:1. Общие основы ЭТ.2. Микроэкономика (обособляет хозяйственные единицы и формирует принципы поведения экономических субъектов).3. Макроэкономика (исследует национальную экономику в целом, формирует цели экономической политики, определяет инструменты её реализации).4. Мезоэкономика (изучает отдельные отрасли национальной системы).5. Мировая экономика.ЭТ бывает позитивная и нормативная.Позитивная -отражает объективную реальность.Нормативная – создаёт идеальную модель поведения человека в экономике и отвечает на вопрос-как должно быть?Функции ЭТ:1. Образовательная.2. Критическая.3. Прогностическая (предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития).4. Прагматическая (практическая) – научное обоснование эк.полит.государства.5. Культурологическая- предполагает формирование экономического мышления, заключающегося в рациональности поведения.

6. Методы экономических исследований.Методы – инструменты приёма и исследования науки и воспроизведения их в экономических категориях и законах.Выделяют 4 подхода к методологии:1. Субъективистский.2. Неопозитивно – эмпирический.3. Рационалистический.4. Диалектико – материалистический. При субъективистском подходе объектом исследований является поведение субъекта, поэтому экономика становится теорией выбора различных вариантов, осуществляемых субъектом. При неопозитивно – эмпирическом подходе предметом познания является технический аппарат исследования. А результатом исследования являются различного рода экономические модели. Цель рационального подхода - открытие законов цивилизации, поэтому цель экономической теории – изучение законов, регулирующих производство, обмен и потребление.Диалектико-материалистический подход предполагает, что экономические процессы и явления находятся в постоянном движении - экономические явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются. На разных этапах развития использовалась различная методология: формальная логика, теоретическая (диалектическая) логика, функциональный анализ.Формальная логика предполагает изучение мысли со стороны её структуры и формы. Основатель – Аристотель. Методы формальной логики - анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение, доказательство и гипотеза.На базе диалектической логики возникла математическая логика – наука, применяющая математические методы исследования с помощью вычислений. Это явление переходит к фундаментальному анализу, который появился в конце 19в. и устанавливает причинно-следственные связи между явлениями.В настоящее время большое значение в экономике имеет микро- и макроэкономическое регулирование - оно предполагает изучение социально- экономических явлений по их теоретическому образцу- модели, которая замещает сам объект исследования, т.е. в процессе моделирования явления или объекта создаётся его аналог.Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.Способы отражения моделей:изображение словами,графический метод,уравнение,табличная форма.Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.Анализ – расчленение изучаемого объекта на составные части.Синтез – изучение предмета в единстве и взаимодействие всех составных частей.Индукция – движение мысли от частных к общим умозаключениям.Дедукция – движение от общего к частному с целью научной оценки, углубления, уточнения, повышения качества научных выводов.Аналогия – основана на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.Сравнение- определение сходства и различий явлений и процессов.Доказательство- обоснование истинности одной мысли при помощи другой.Гипотеза – выдвижение научно обоснованных предположений о природе, структуре или закономерностях экономических процессов или явлений.Абстрагирование – особый мыслительный процесс, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия (абстракции и экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщённом виде содержание конкретных явлений (спрос, предложение)).Исторический и логический методы не противостоят друг другу, т.к. исторический исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования.

7. Эконом система: понятие, структура, классификация.Эконом система - это особым образом упорядоченная совокупность связей отношений между производителями материальных благ и услуг.Структура эконом системы:1) соц-эконом отношения, основанные на определённых формах собственности, на эконом ресурсы и результаты произ-ва.2) хоз-енный механизм, как способ регулирования эконом процессов. 3) организационно-правовые формы хоз-ой (эконом) деятельности субъектов системы. 4) конкретные эконом связи между субъектами эконом (товарно-$, финансовые, кредитные). Классификация эконом систем:1) Формационный подход (Марксистская эконом наука)А)первичная или архаичная - первобытнообщинный и Азиатские способы произ-ваБ)вторичная - основанная на частной форме на средство произ-ва (рабство, крепостничество, капитализм)В)третичная - коммунистическая формация, которая предусматривает уничтожения частной собственности (социалистический и коммунистический).Общественная формация - это исторический тип общества, развивающийся на основе определённого способа произ-ва. Способ произ-ва - это совокупность производительных сил и производственных отношений.2) Цивилизационные - предполагает изучения мировой истории, как единого целого в масштабе всей планеты, с постепенной сменой цивилизаций:1)неолитическая - 35 столетий2)восточная рабовладельческая - 30 столетий3)античная - 13 столетий4) раннефеодальная - 8 столетий5) пред индустриальная - 5 столетий6) индустриальная - 3 столетия7) постиндустриальная - чуть больше 1 столетия. (Именно эту цивилизацию в эконом науке называют смешанной, социально-ариентированной, рыночной экономикой.)3) По степени индустриального развития общества:а) индустриальная б) постиндустриальнаяв) неоиндустриальная (современное информационное общество). (Схема) Эконом Система (Типичная) - делится на:1) нерыночная ЭС: А) традиционная система хоз-ваБ) Командно-админ СХ2) Рыночная ЭС:А) Рыночная Эконом Современного типаБ) Рыночная эконом Свободного типаКомандно-админ СХ --- Переходная ЭС --- Рыночная эконом Свободного типа


8. Ее отличительная черта смешанной экономики - это разнородность входящих в нее элементов.Параметры:1. Сочетание частного и гос-го секторов экономики.2. Сочетание рыночного и государственного регулирования.3. Сочетание капиталистических тенденций и социализации жизни экономических и неэкономических начал.Общие черты моделей смешенной экономики:- разнообразие форм собственности- развитое предпринимательство- свободное ценообразование- свободная конкуренция и антимонопольная политика гос-ва- наличие элементов гос-го регулированияОбщая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. В различных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики, отличающиеся друг от друга специфическим сочетанием различных форм собственности, рынка и гос-го регулирования, капитала и социальности, экономических и постэкономических сторон.1. Американская модель – это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, а также высокий уровень социальной дифференциации.2. Германская модель – это модель социально-рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой соц инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов соц политики.3. Шведская модель в ее классическом варианте – это соц модель, для которой характерен высокий уровень соц гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».4. Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопровождаются активной ролью гос регулирования в сферах программирования эк развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым соц значением корпоративного (внутрифирменного) начала.



следующая страница >>