refik.in.ua 1
Тема 1. Содержание, нормативное регулирование


и субъекты ВЭД

Вопросы:

1.1. Содержание ВЭД.

1.2. Законодательно–нормативное регулирование ВЭД.

1.3. Субъекты и виды валютных операций


    1. Содержание ВЭД


Интеграция экономики России в мировую систему сопровождается существенным расширением экономических связей российских предприятий и организаций с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность становится существенной частью работы современных предприятий производственной сферы, торговли, науки и других отраслей. Предстоящее вхождение РФ во всемирную торговую организацию требует построения современной, отвечающей требованиям мирового сообщества системы бухгалтерского учета в целом, в том числе и в отношении ВЭД. Но уже сейчас многие крупные предприятия, особенно в сырьевом секторе, осуществляют поставки своей продукции за рубеж. В зарубежных странах российские предприятия закупают необходимые материально – технические средства и технологии. Взаимоотношения с иностранными партнерами могут принимать самые различные формы. Основные из них

  • Ввоз и вывоз товаров и продукции;

  • Оказание услуг иностранным партнерам и использование услуг иностранных предприятий;

  • Вывоз капитала и международный кредит;

  • Валютные расчетные отношения

Наибольшее распространение в настоящее время имеет международная торговля. Развивается и постоянно растет участие российских организаций в строительстве, разведке и организации добычи полезных ископаемых, участие в международной кооперации в виде постадийного международного разделения труда. Международная торговля, участие в специализации и кооперации осуществляется на возмездной основе и требует осуществления расчетных операций в иностранной валюте. Поездки российский специалистов за рубеж по служебным надобностям требуют от российских организаций покупки и выдачи под отчет сумм в иностранной валюте. В иностранной валюте исчисляются расходы дипломатических, промышленных, торговых и других представительств, миссий и консульств на территории иностранных государств. Все экономические отношения подобного рода должны осуществляться в соответствии с российскими и международными правовыми нормами. Эти нормы и правовые акты разрабатываются и вводятся в употребление рядом международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), которой подчинены


  • Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС);

  • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

  • Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО);

  • Продовольственная и сельскохозяйственная организация ФАО) и др.

Эмиссию международной валютной счетной единицы (СРД – SRD специальные права заимствования) осуществляет Международный Валютный Фонд (МВФ). Международный банк реконструкции и развития (Россия с 1992 г.) осуществляет финансовую поддержку различных инвестиционных и других проектов. Основной целю Международной финансовой корпорации (МФК) является привлечение национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах. Международная ассоциация развития (МАР) оказывает помощь наименее развитым странам в виде беспроцентных и среднесрочных ссуд из средств, выделяемых богатыми странами. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА) осуществляет защиту и предоставляет гарантии по инвестициям от некоммерческих рисков. Россия является членом всех перечисленных организаций.

В области международной торговли ведущую роль исполняет ВТО – Всемирная торговая организация, основная её цель - регулирование торговой деятельности и придание ей наиболее приемлемых для мирового сообщества форм в части тарифов, сокращения уровня импортных пошлин, устранения различных нетарифных барьеров и ограничений объемов торговли.
1.2. Законодательно–нормативное регулирование ВЭД
Внешнеэкономические отношения российских и иностранных предприятий и организаций регулируются нормами Международных и российских договоров и соглашений, включая:

    • Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101 – ФЗ,

    • Статьи соглашения о Международном валютном фонде от 22.07.1944 г.
    • Соглашений о Международном банке реконструкции и развития, о Международной ассоциации развития;


    • Многосторонние экономические соглашения по координации и согласованию валютной политики (Договор о создании Экономического союза – Москва, 25.12.1998 г.);

    • Межправительственные соглашения со странами, входящими в СНГ;

    • Межведомственные соглашения о порядке осуществления отдельных видов валютных операций.

Национальное регулирование ВЭД российских организаций осуществляется на основе законодательно – нормативных документов РФ, которые включают следующие основные документы:

      1. Конституция РФ

      2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. 179 – ФЗ;

      3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 20.07.2006 г. № 131 – ФЗ;

      4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164 – ФЗ;

      5. Федеральный закон «Об экспортном контроле» …………

      6. Федеральный закон «О техническом регулировании» ……..

      7. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»………..

      8. Закон РФ « О таможенном тарифе» от 21.08.1993 г. № 5003 – 1;

      9. Положения и инструкции ЦБ РФ о порядке открытия валютных счетов на территории РФ, о продаже части валютной выручки и отмене её обязательности, о проведении валютных операций с нерезидентами РФ;

      10. Гражданский кодекс РФ;

      11. Налоговый кодек РФ;

      12. Таможенный кодекс РФ;

      13. Кодекс торгового мореплавания РФ

      14. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации – Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н. ( в редакции Приказа Минфина РФ от 30.12.1999г. №107н, от 24.03.2000г. №31н, от 18.09.2006г. №16н)
      15. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция к его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с изменениями от 7 мая 2003г.)


      16. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/ 2008-Приказ Минфина РФ от 6.10.2008 г. № 106н

      17. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
        »Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»
        (с изменениями от 18 сентября 2006 г.) – Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. , № 43 н
      18. «Расходы организации» ПБУ 10/99
        -
        Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н)
        (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г)


      19. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)» (с изменениями и дополнениями - Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. N 154н

      20. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (с изменениями и дополнениями) – Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н

      21. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изменениями и дополнениями) – Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н

      22. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03» (с изменениями и дополнениями) – Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. N 105н

      23. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» – Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н

      24. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (с изменениями и дополнениями) –Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н

      25. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (с изменениями и дополнениями) – Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н

1.3. Субъекты и виды валютных операций

В РФ валютные операции осуществляются в рамках валютного регулирования. Эта функция возложена на Правительство РФ и Банк России. ЦБ РФ сам или через уполномоченные банки осуществляет контроль за валютными операциями, устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, сроки и порядок представления отчетности по валютным операциям. Кроме того ЦБ РФ устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой и ценными бумагами в данной валюте между резидентами и нерезидентами. Резидентами согласно Федеральному закону от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ являются:


  • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

  • физические лица, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

  • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов РФ;

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

  • дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных и межправительственных организациях;

  • РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают во взаимоотношениях, регулируемых ФЗ 3 173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами

В состав нерезидентов РФ включаются:

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ;

  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами и отвечающие требованиям, указанным выше;
  • находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ;


  • находящиеся в РФ дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

  • физические лица, имеющие постоянное жительство за пределами РФ, в том числе находящиеся временно в РФ.

К валютным ценностям относят иностранную валюту, а также ценные бумаги в иностранной валюте. В состав ценных бумаг включает платежные документы (чеки, векселя, и пр.), эмиссионные ценные бумаг (акции, облигации и т. п.).

ФЗ № 173-ФЗ определяет следующий перечень валютных операций:

  • операции участников внешнеэкономической деятельности РФ, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;

  • использование указанных ценностей в качестве средств платежа;

  • приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование этих активов в качестве средств платежа

  • осуществление указанных выше операций между нерезидентами;

  • переводы иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого в России, и со счета открытого за её пределами;

  • переводы нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (или его раздела), открытого на территории РФ, на указанный выше счет или его раздел того же лица, открытого на территории РФ

Действующим законодательством в области валютного регулирования определено содержание и процедуры валютных операций. По своему содержанию валютные операции с иностранной валютой и ценными бумагами с начала 2004 г. не подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. С указанного времени четко действует принцип, согласно которому определен перечень операций, на которые могут быть наложены какие – либо ограничения. Данный перечень является закрытым. Ограничения, связанные с предварительной регистрацией счета в налоговых органах с 2007 г., сняты.


Но ограничения существуют по количеству дней, в течение которых завершается операция. Количество дней отсчитывается от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) до срока платежа.:


  1. за экспортные или импортные товары резидента;

  2. по консигнационным соглашениям, связанным с импортом или экспортом товаров;

  3. или встречной поставки товаров по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам.