refik.in.ua 1 2 ... 56 57

Введение в курс спортивной медицины

Физическая культура и спорт в социалистическом обществе — важный фактор всестороннего развития и воспитания человека, укрепления его здоровья, повышения работоспособности, активного творческого долголетия, что неоднократно подчеркивалось в постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам физического воспитания и здорового образа жизни.

Для решения грандиозных задач физического совершенствования советских людей требуется подготовка высококвалифицированных кадров — преподавателей и тренеров. Физическое воспитание, спортивная тренировка — это в первую очередь социально-педагогические процессы, что определяет ведущую роль в них педагога. Однако объектом этих процессов является человек со всей сложностью функций его организма, психики, взаимодействия с окружающей средой. Поэтому эффективность занятий физической культурой и спортом во многом зависит от степени соответствия используемых средств и методов тренировки функциональным возможностям, индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Только при таком соответствии могут быть достигнуты оздоровительный эффект тренировки, высокие и стабильные спортивные результаты.

Особенно важно это в современных условиях, когда в занятия физической культурой и спортом вовлекаются все более широкие массы людей разного возраста, уровня здоровья, подготовленности, различных профессий, когда тренировка квалифицированных спортсменов сопряжена с большими физическими и нервными напряжениями, ранней спортивной специализацией.

Тренеру и преподавателю физического воспитания вручается здоровье человека. И они всегда должны помнить о том, что неправильная организация и методика занятий, любая ошибка в определении уровня нагрузки и режима тренировки не только снижает возможность достижения высокого спортивного результата, но и может вызвать различные неблагоприятные изменения в организме спортсмена.

Педагог физического воспитания — это особый тип педагога. Его специальность, по существу, комплексная, тесно взаимосвязанными аспектами которой являются идеологическо-нравственный, спортивно-педагогический, психологический и медико-биологический. Медико-биологические знания составляют естественнонаучную базу профессиональной подготовки будущего тренера (преподавателя), без освоения которой он не может грамотно строить процесс физического воспитания.

1.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ


В комплексе медико-биологических дисциплин, преподаваемых в институтах физической культуры, особая роль принадлежит спортивной медицине.

Медицина — это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, лечения и предупреждение заболеваний, продление жизни людей.

Спортивная медицина — отрасль медицины, изучающая здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма в связи с воздействием на него занятий физической культурой и спортом.

Спортивная медицина является также имманентным разделом науки о физическом воспитании, помогая обосновывать оптимальные двигательные режимы для разных контингентов населения, методы спортивной тренировки и повышения спортивного мастерства.

Основная цель спортивной медицины — содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного, творческого периода жизни. Совместная работа тренера и врача по планированию и коррекции учебно-тренировочного процесса, умение тренера использовать данные врачебного контроля в своей повседневной работе — важное условие правильной организации и эффективности занятий.

Таким образом, спортивная медицина — это медико-биологический раздел спортивной науки, непосредственно входящий в профессиональную подготовку тренера.

Задачи спортивной медицины весьма разнообразны. К ним относятся:

— изучение здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма физкультурников и спортсменов и на этой основе определение показаний и противопоказаний к различным видам занятий, решение вопросов спортивного отбора и ориентации;

— определение и оценка функционального состояния организма спортсменов, их тренированности;


— изучение заболеваний и травм, возникающих при нерациональных занятиях, разработка методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации;

— обоснование рациональных режимов занятий и тренировок для разных контингентов занимающихся физической культурой и спортом, средств повышения и восстановления спортивной работоспособности.

Это лишь общие задачи спортивной медицины. Наряду с ними есть много специальных задач, имеющих преимущественное значение для работников спортивно-медицинской службы — врачей, ученых, организаторов здравоохранения.

Из задач, решаемых спортивной медициной, вытекает и содержание курса, изучаемого студентами институтов физической культуры. С учетом профессиональной подготовки преподавателя и тренера содержание курса спортивной медицины, сводится к следующим разделам.

1. Функциональная диагностика. Раздел знакомит с особенностями функционального состояния различных систем организма спортсмена и физкультурника на основании данных, получаемых с помощью современной клинической медицинской аппаратуры (в основном в условиях покоя, см. гл. IV). Составной частью этого раздела является и тестирование функциональной готовности, физической работоспособности и других важных для практики спорта показателей, выявляемых при проведении различных функциональных проб (см. гл. V). В непосредственной связи с функциональной диагностикой, существенно дополняя ее, находится изучение физического развития человека (см. гл. III).

2. Медицинское обеспечение тренировок и соревнований. Этот раздел посвящен проблемам совместной работы тренера и врача (см. гл. VI). Здесь рассматриваются вопросы использования медицинской информации для управления тренировочным процессом, оптимизации условий проведения соревнований, а также данные об антидопинговом контроле и контроле на половую принадлежность.

3. Медицинский контроль в массовой физической культуре и спорте. Это один из важнейших разделов в курсе спортивной медицины (см. гл. VII). В нем представлена информация о возрастных и половых особенностях занимающихся физической культурой, об оптимизации занятий с различным контингентом занимающихся в зависимости от решаемых задач (подготовка к соревнованиям, занятия туризмом, оздоровительной физической культурой и т.д.). Особое внимание в последнее время обращается на самоконтроль в массовой физической культуре.


4. Восстановление спортивной работоспособности после тренировок и соревнований. Это сравнительно новый раздел спортивной медицины (см. гл. VIII). Как самостоятельная проблема он впервые был сформулирован в советской спортивной медицине (ВНИИФК) и сейчас получает все большее распространение и постоянно совершенствуется.

5. Спортивная патология. Патология, связанная непосредственно с занятиями спортом (обычно неправильно организованными), дает представление тренеру и преподавателю о конкретных повреждениях и заболеваниях спортсменов.

Подытоживая все сказанное, можно заключить, что содержание спортивной медицины существенно отличается от такового в других клинических дисциплинах, в которых оно сводится к диагностике заболеваний, их лечению и профилактике.

1.2. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В СССР


Выраженная оздоровительная направленность создаваемой в нашей стране принципиально новой системы физического воспитания народа обусловила становление и развитие новой отрасли медицины — врачебного контроля за здоровьем занимающихся физической культурой. Значение этой отрасли медицины и отношение к ней Советского государства ярко выражено в словах первого наркома здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко: «Без врачебного контроля нет советской физической культуры». Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой и спортом стал в нашей стране обязательным, бесплатным и общедоступным.

Он рассматривается как государственная система, обеспечивающая правильное использование средств физической культуры и спорта для оздоровления трудящихся страны. Руководство врачебным контролем, подготовка и переподготовка медицинских кадров возложены на органы здравоохранения.

Уже в 20-е годы начали создаваться кабинеты врачебного контроля; первые из них — в Государственном Центральном институте физической культуры и Главной военной школе физического воспитания. Теоретические основы спортивной медицины к тому времени были уже заложены трудами выдающихся отечественных ученых П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского (в 1923 г. он возглавил научно-медицинский отдел названного института, а затем и первую кафедру научного контроля).


На I Всесоюзной спартакиаде в 1928 г. были проведены массовые наблюдения за спортсменами, сыгравшие большую роль в обосновании показаний и противопоказаний к занятиям физической культурой, уточнении оптимальной нагрузки в различных видах спорта, разработке первых оценочных таблиц и стандартов для учета влияния физических упражнений на организм.

В 1925 г. вышло в свет первое «Руководство по врачебному контролю» В. В. Гориневского и Г. К- Бирзина, а в последующие годы были разработаны первые положения, инструкции, методические указания по врачебному контролю.

Началась и подготовка специалистов по врачебному контролю: в 1931 г. была организована кафедра физкультуры в Центральном институте усовершенствования врачей во главе с Б. А. Ивановским. В том же году был проведен первый Всесоюзный съезд врачей по физкультуре.

В 1930 г. Президиум ЦИК СССР принял специальное постановление о возложении руководства врачебным контролем и саннадзо-ра за местами занятий на органы здравоохранения. Таким образом были заложены принципиальные основы государственной системы медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом.

Дальнейшее развитие врачебного контроля происходило в соответствии с потребностями и путями развития советской физической культуры.

Большая роль в его организации принадлежала 3. П. Соловьеву, Б. А. Ивановскому, В. Е. Игнатьеву и многим другим. Серьезный импульс к развитию спортивной медицины был дан в связи с введением комплекса ГТО. Потребовалась разработка методов массового врачебного контроля, нормирования нагрузок для лиц разного возраста и уровня подготовленности.

К началу 40-х годов имелась уже широкая сеть кабинетов врачебного контроля в ДСО, на спортивных сооружениях, в учебных заведениях, отделы и лаборатории врачебного контроля в НИИ физкультуры Москвы, Ленинграда, Харькова и Тбилиси, научные лаборатории и кафедры в ряде учебных институтов. Широко публиковались результаты научных исследований и популярная литература по медицинским проблемам физической культуры и спорта, велась организованная подготовка кадров.


Особенно большой вклад в развитие новой отрасли знаний внесла лаборатория врачебного контроля ЦНИИФКа во главе с С. П. Летуновым, который по праву считается основоположником современной спортивной медицины. Он впервые сформулировал ее задачи как самостоятельной дисциплины, обосновал методологические основы, главные направления исследований. Под его руководством были заложены основы комплексной методики врачебно-педа-гогических наблюдений, внедрены в практику принципы диагностики тренированности, начата разработка возрастного врачебного контроля и контроля за квалифицированными спортсменами. В 40-е годы при лаборатории врачебного контроля ЦНИИФКа была создана первая «клиника здорового человека» — стационар для спортсменов. Большую роль в развитии врачебного контроля в тот период сыграли И. М. Саркизов-Серазини — основатель отечественной школы массажа, оздоровительной и лечебной физической культуры, физиологи А. Н. Крестовников, Е. К- Жуков, Н. В. Зимкин и др.

В 1946 г. при Всесоюзном комитете по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР впервые была создана Всесоюзная секция врачебного контроля, объединившая усилия специалистов, впоследствии преобразованная в Федерацию спортивной медицины СССР. В 1952 г. секция вступила в Международную федерацию спортивной медицины (ФИМС).

Громадным достижением советского здравоохранения явилось создание в 1951 г. врачебно-физкультурных диспансеров — учреждений нового типа, объединяющих задачи профилактики и лечения заболеваний, что позволило поднять врачебный контроль и медицинское обеспечение физической культуры и спорта на более высокий уровень, привлечь к этой работе новые кадры, организовать постоянное повышение их квалификации, активно внедрять в практику результаты научных исследований.

Вступление спортсменов СССР в олимпийское движение и подготовка их к первому участию в Олимпийских играх (в 1952 г. в Хельсинки) способствовало широкому развертыванию научных исследований по медицинским проблемам спорта, методическому перевооружению врачебного контроля, созданию новых форм организации медицинского обеспечения ведущих спортсменов.


В дальнейшем медики активно участвовали в подготовке советских спортсменов ко всем олимпийским играм. Каждый этап ее ставил перед медициной новые задачи и требования. Исследования по врачебному контролю внесли существенный вклад в решение многих важных задач: отбора и ориентации, акклиматизации, подготовки юных спортсменов, разработки средств восстановления и повышения спортивной работоспособности, системы и методов комплексного контроля, борьбы с допингами и др.

Постепенно расширялась база научных исследований и подготовка кадров. В I960 г. было создано первое в стране отделение по подготовке спортивных врачей в Тартуском университете, в 1967 г. —лаборатория спортивной кардиологии, в 1969 г. — первая специальная кафедра спортивной медицины в ГЦОЛИФКе, в 1971 г. — ряд групп и лабораторий в НИИ Минздрава, АМН и АПН СССР. Продолжал плодотворно работать отдел спортивной медицины ВНИИФКа, в котором было организовано несколько специализированных лабораторий, в том числе (впервые в стране) по проблемам антидопингового контроля. В 1986 г. начал работать Центральный НИИ медико-биологических проблем спорта.

Важная роль в развитии советской спортивной медицины принадлежит Н. Д. Граевской, руководившей в 70-е годы Федерацией спортивной медицины и научными исследованиями ВНИИФКа в области медико-биологических наук. Она внесла большой вклад в признание советской спортивной медицины в мире, способствовала развитию спортивной медицины в олимпийском движении, разработке организационных форм антидопингового контроля и т. д.

Вопросы внешнего дыхания, предпатологии и патологии в спорте широко изучались А. Г. Дембо (ГДОИФК), возрастные аспекты спортивной медицины исследовались Р. Е. Мотылянской (ВНИИФК), проблемы спортивной кардиологии разрабатывались В. Л. Карпма-ном (ГЦОЛИФК), сформировалась школа спортивной травматологии во главе с 3. С. Мироновой (ЦИТО).

Трудно переоценить вклад в спортивную медицину, который был сделан.В. К. Добровольским, Ю. И. Данько, А. М. Ландой, А. Л. Вил-ковисским, Г. Я. Мгебрешвили, В. Н. Коваленко, Д. Ф. Дешиным, Г. А. Минасяном и др.


В организации медицинского обеспечения физической культуры и спорта в новых условиях следует подчеркнуть особую роль Г. М. Куколевского, В. А. Зотова, И. А. Крячко, С. М. Иванова, Л. Н. Маркова, М. Б. Казакова.

В настоящее время дальнейшее развитие и совершенствование советской школы спортивной медицины ведется научными коллективами, руководимыми С. В. Хрущевым, Л. А. Бутченко, А. В. Чаго-вадзе, Т. Э. Кару, Р. Д. Дибнер, В. В. Матовым', Г. Л. Апанасенко, А. А. Рихсиевой, И. В. Муравовым, В. П. Правосудовым, Р. А. Сва-нишвили, Д. М. Цверавой, К. М. Ахундовым, Т. Э. Ольм, Н. Д. Граевской, В. Л. Карпманом и др.

Для руководства спортивной медицинской службой в Спорткомитете СССР было создано специальное управление. При сборных командах по всем видам спорта организованы так называемые КНГ (комплексные научные группы), в составе которых совместно с тренерами работают спортивные врачи и представители других отраслей спортивной науки. При президиуме АМН создан научный совет по медицинским проблемам физической культуры и спорта с тремя проблемными комиссиями.

Неуклонно увеличивающийся размах научных исследований, расширение и усложнение научной проблематики, организационное и методическое укрепление медицинской службы, возрастающее ее социальное значение — все это привело к тому, что состояние и уровень развития врачебного контроля значительно переросли рамки его названия, которое заметно сузило содержание предмета и существенно отличалось от принципов обозначения других медицинских специальностей. Поэтому в начале 70-х годов получило официальное признание новое название — «спортивная медицина», которое реально отражает сегодняшние цели, задачи и содержание этой врачебной специальности. При этом следует иметь в виду, что данный термин в нашей стране существенно отличается от принятого за рубежом, где таковой подразумевает весь комплекс медико-биологических дисциплин, занимающихся проблемами физической культуры и спорта. Принятая у нас дифференциация медико-биологических спортивных наук: физиология, морфология, биохимия, гигиена спорта — отражает высокий уровень развития каждой из них, их собственные задачи и научную проблематику. Это отвечает тенденциям развития медицинской науки с ее все большей дифференциацией. Синтез показателей всех этих дисциплин при оценке состояния спортсмена, постановке диагноза и определении медицинских средств воздействия на организм осуществляется в реальных условиях через спортивную медицину, через спортивного врача.


В настоящее время спортивная медицина представляет собой сложившуюся самостоятельную отрасль медицины со своими задачами, организацией, материальной и научной базой. В стране функционирует около 500 врачебно-физкультурных диспансеров и более 5000 кабинетов врачебного контроля. Во всех медицинских и физкультурных институтах имеются кафедры спортивной медицины.

Произошло техническое и методическое перевооружение спортивной медицины, разрабатываются и внедряются в практику самые передовые, современные методы исследования и тесты. В недрах спортивной медицины сформировались ее разделы — спортивная кардиология, травматология, эндокринология, иммунология, фармакология, допинг-контроль и др. Укрепились связи спортивной медицины с другими отраслями медицины и педагогической спортивной наукой.

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ


Медицинским обеспечением физической культуры и спорта руководят органы здравоохранения при активном участии и помощи спортивных организаций. Ведомственная медицинская служба (ДСО, ведомств, спорткомитетов) осуществляет свою деятельность под контролем органов здравоохранения. За проведение медицинских обследований ответствен врач, за выполнение его рекомендаций и явку спортсменов на обследование — преподаватели, тренеры и руководители спортивных организаций.

Лица, организованно занимающиеся физической культурой и спортом (в том числе по государственной программе), проходят медицинское обследование не реже одного раза в год, квалифицированные и юные спортсмены, учащиеся ДЮСШ и СДЮСШ, а также лица старшего возраста — не менее двух раз в год.

Медицинское обеспечение осуществляется двумя путями: специализированной врачебно-физкультурной службой (кабинетами и диспансерами) и общей сетью лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения по территориальному и производственному принципу.

Кабинеты, врачебного контроля — это низовое звено врачебно-физкультурной службы. Они создаются при поликлиниках, учебных заведениях, коллективах физкультуры, спортивных сооружениях, в медсанчастях предприятий, на здравпунктах и пр. Задача кабинета врачебного контроля — обследование занимающихся, контроль за ними, решение вопросов допуска к занятиям и соревнованиям, распределение занимающихся на медицинские группы, санитарный контроль за местами тренировки и соревнований, медицинское обеспечение соревнований, оказание первой помощи при травме и заболевании и организация лечения (при необходимости с помощью диспансеров и лечебных учреждений общей сети).


Врачебно-физкультурный диспансер (ВФД) — наиболее совершенная форма организации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом, предусматривающая постоянное активное наблюдение за ними, раннее выявление отклонений в состояний здоровья и их профилактику, контроль за динамикой функционального состояния и работоспособностью в процессе тренировки, содействие достижению высоких спортивных результатов. Метод диспансерных наблюдений — яркое отражение профилактической направленности советского здравоохранения.

Многие врачебно-физкультурные диспансеры представляют собой крупные комплексные лечебно-профилактические учреждения (1-й и 2-й Московские ВФД, Свердловский ВФД, Ростовский ВФД, Ташкентский ВФД и др.), имеющие в своем составе врачей разного профиля (в том числе врачей-диспансеризаторов, постоянно наблюдающих за прикрепленными спортсменами), различные кабинеты и отделения, в том числе функциональной диагностики, физиотерапии, лечебной физкультуры, клинико-биохимическую лабораторию, стационар и др. Это позволяет диспансерам проводить высококвалифицированное обследование, наблюдение, лечение и реабилитацию спортсменов.

Врачебно-физкультурные диспансеры осуществляют медицинское обеспечение прикрепленных спортсменов сборных команд республики, города, области, учащихся детских и юношеских спортивных школ и школ-интернатов спортивного профиля, лиц с отклонениями в состоянии здоровья и пр., а также консультации для всех нуждающихся и научно-методическое руководство кабинетами врачебного контроля и работой общей сети лечебно-профилактических учреждений в области физической культуры и спорта. По планам двенадцатой пятилетки число врачебно-физкультурных кабинетов и диспансеров будет значительно увеличено.

Лица, подлежащие диспансеризации, не реже одного раза в год проходят полное и 3—4 раза в год этапное обследование. В промежутках между этими обследованиями врач-диспансеризатор проводит текущие наблюдения за спортсменами и необходимую лечебно-профилактическую работу.


Спортсмены и физкультурники, занимающиеся в коллективах физкультуры, спортивных секциях, группах здоровья, проходят обследования в кабинетах врачебного контроля, в поликлиниках по месту жительства или работы; учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, средних и высших учебных заведений — у врачей этих учебных заведений или в обслуживающих их студенческих и районных поликлиниках.

Для занятий по учебной программе учащиеся распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основную группу включают здоровых учащихся, а также имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически подготовленных. Этой группе разрешают в полном объеме занятия по учебной программе физического воспитания, сдачу норм комплекса ГТО, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях. К подготовительной группе относятся лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии либо лица с недостаточной физической подготовкой. Представители этой группы занимаются по той же учебной программе, однако сроки прохождения ее и сроки сдачи норм комплекса ГТО для них увеличиваются. В специальную группу включают учащихся, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья (постоянного или временного характера), но допущенных к выполнению учебной и производственной работы. Они занимаются по специальной программе физического воспитания. При необходимости для занимающихся организуют занятия, учитывающие характер заболевания и функциональные возможности организма.

В последние годы все большее значение приобретает медицинское обеспечение массовых форм физической культуры в связи с вовлечением в занятия широких контингентов лиц разного возраста, профессий, здоровья, уровня подготовленности. Это касается групп и зон здоровья и общей физической подготовки, производственной физкультуры, физкультуры для лиц среднего и пожилого возраста, подготовки и сдачи норм комплекса ГТО. Медицинское обеспечение массовых форм физической культуры осуществляет общая сеть лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения (поликлиники, медсанчасти, здравпункты и пр.) под методическим руководством и при участии врачебно-физкультурных кабинетов и диспансеров. Лица, готовящиеся к сдаче норм комплекса ГТО,_ проходят врачебное обследование. При этом применяются массовые методы обследования и простые функциональные пробы. При наличии показаний необходимы дополнительное обследование и консультация во врачебно-физкультурном кабинете при специализированном лечебном учреждении. Врачебно-спортивная консультация проводится врачами для всех физкультурников, тренеров, преподавателей по вопросам о возможности, формах и методике занятий, режиме тренировки, объеме, интенсивности и характере нагрузки, профилактике и восстановлении.

Спортсмены сборных команд страны, республик и областей проходят медицинское обследование по специальной программе, состоящей из углубленных, этапных и текущих обследований (см. гл. VI), проводимых в ВФД и на тренировочных сборах. В работе с ведущими спортсменами принимают участие КНГ и врачи команд, являющиеся работниками системы Госкомспорта СССР.


следующая страница >>