refik.in.ua 1

Введение


Факторы тяжести и напряженности трудового процесса, современное развитие общества, техники и технологий предопределяют неизбежность стресса на работе и в целом как неотъемлемой части жизни людей в любой стране. Основные задачи охраны труда сегодня – охрана здоровья, работоспособности и благосостояния – как в масштабах всего коллектива, так и для каждого человека не могут быть выполнены без понимания природы и причин стресса, механизма его влияния на здоровье и трудоспособность, а также без хорошо спланированной программы, которая уменьшит и предупредит стресс.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса на предприятиях призвана повышать стрессоустойчивость работников к различным факторам.

В последнее время стресс на рабочем месте все больше связывают с показателями работы и производительностью. Американский национальный институт профессиональной безопасности и здоровья (NIOSH) определяет связанный с работой стресс как «вредные эмоциональные и физические реакции, являющиеся результатом работы, которая не соответствует способностям, ресурсам или потребностям работников» . По оценкам NIOSH, 75% работников воспринимают свою работу как стрессовую и 25% — как наиболее сильный стрессовый фактор в своей жизни.

Стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.


  1. Понятие стресса

Под стрессом в специальной литературе описывают негативное состояние человека, когда организм не может в полной мере приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды. Соответственно, не полностью восстанавливаются силы после рабочего дня, накапливается усталость, меняется к худшему эмоциональное и физиологическое состояние.


Селье (Seyle) (1978), автор пионерских исследований в изучении стресса, определил его как неспецифический (адаптивный) ответ организма на любой внешний запрос.

Возникло ли осложнение в результате спора или из-за попытки справиться с чрезмерной нагрузкой, результат один и тот же. Индивидуум ощущает стресс и для приспособления к нему требуется адаптация. Ученый назвал этот процесс защитной приспособляемости «Общим адаптационным

синдромом» (ОАС, адаптационный синдром Селье):

Выделяют три фазы ОАС: тревоги, сопротивления и изнеможения.

На стадии тревоги, стресс вызывает в организме ответную реакцию по типу “борьба или бегство”, поскольку организм мобилизуется для встречи с угрозой, приносимой фактором стресса.

Фаза сопротивления развивается вслед за попаданием в стрессовую ситуацию, длящуюся любое количество времени. Индивидуум начинает адаптироваться к стрессовому раздражителю, однако способность справляться с дальнейшим раздражением снижается. Продолжительное воздействие стрессовой ситуации означает определенное приспособление организма к нахождению в состоянии стресса. Вслед за этим, внутренние запасы энергии истощаются и индивидуум входит в фазу изнеможения. Человеческий организм имеет ограниченные энергетические ресурсы для борьбы со стрессом. Истощение ресурсов может привести к заболеванию, особенно, если стресс осложняется дополнительной нагрузкой.

Каждый раз, активация ОАС вызывает избыточный износ организма. Результатом является общее утомление, раннее старение и болезненность, в особенности, если стресс достигает стадии изнеможения.

Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: "рабочий стресс", "профессиональный стресс", "организационный стресс".

"Рабочий стресс" (в англоязычной литературе "job stress, stress at work") возникает из-за причин, связанных с работой, - условиями труда, местом работы.


"Профессиональный стресс" (в англоязычной литературе "occupational stress") возникает из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности.

"Организационный стресс" (в англоязычной литературе "organizational stress") возникает вследствие негативного влияния на субъект особенностей организации, в которой он работает.

Эти понятия являются близкими, но не синонимичными. В зависимости от того, какие именно факторы выходят на передний план, целесообразно использовать то или иное из этих трех понятий. Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда (например, нарушающий естественные циркадные ритмы) и другие подобные причины.

Эти и другие факторы могут иметь место не только вследствие несовершенства организации, но и по объективным причинам (неблагоприятные климатические условия, отсутствие необходимых технических решений, неравномерность спроса на данный вид труда, вынужденно круглосуточная работа или дежурство и т.п.). Они могут действовать и вне организации, например, в индивидуальном труде. Такого рода факторы вызывают рабочий стресс.

Многие профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят о том, что сама профессия носит стрессовый характер. Такое положение дает основание употреблять термин "профессиональный стресс". Наконец, неблагоприятный психологический климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный стресс.

  1. Причины стресса на рабочем месте


Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

  • факторы стресса вне организации;

  • групповые факторы стресса;

  • факторы стресса, связанные с организацией;

Рассмотри их подробнее.

Факторы стресса вне организации.

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может "передать" свой стресс жене.

Групповые факторы стресса.

К групповым факторам стресса можно отнести следующие:

1) отсутствие групповой сплоченности - отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов - наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором;


3) как выяснили психологи Гавайского университета, сотрудники заражаются друг от друга стрессом так же, как гриппом. Плохое настроение одного из работников моментально распространяется по офису. В результате окружающие становятся жертвами так называемого «вторичного стресса». Оказывается, люди способны впитывать эмоциональные флюиды подобно губкам. Наполнившись чужими ощущениями, они начинают не только мыслить негативно, но и выражать полученный со стороны стресс с помощью языка тела, меняя осанку, походку и выражение лица. Так получается замкнутый круг: стресс может бесконечно перекочевывать от одних сотрудников к другим.

Факторы стресса, связанные с организацией.

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:


  • неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

  • невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;

  • характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда:
  • степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;


  • ролевая двусмысленность и ролевой конфликт - оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

  • специфическая организационная структура - например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;

  • стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;

  • давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сенситивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

  1. Последствия стресса на рабочем месте

Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.


Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо - но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, не будем останавливаться на этом вопросе.

В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные, что есть прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Недавние исследования показали, что связанный с работой стресс приводит к резкому увеличению таких заболеваний, как коронарная недостаточность и множество психических и физических нарушений. В ходе многолетнего изучения воздействия стресса на госслужащих в Великобритании были получены данные, указывающие на связь между ощущаемой сотрудниками невозможностью управлять рабочим процессом и вероятностью возникновения у них сердечно-сосудистых заболеваний. После изучения 7000 государственных служащих, как мужчин, так и женщин, ученые пришли к выводу, что среди сотрудников на средних и низших уровнях иерархии более вероятно появление чувства собственной беспомощности в сочетании с заболеваниями сердца. Они сделали вывод, что «большее внимание к конструированию рабочей среды может стать одним из важных способов сокращения нарушений здоровья». Другие исследования обнаружили связь стресса на рабочем месте с ослаблением иммунной системы, высоким артериальным давлением, нарушением гормонального баланса, колебаниями настроения, острой депрессией, бессонницей, нарушением пищеварения, излишней тревогой, фрустрацией и гневом, а также с насилием и несчастными случаями на рабочем месте, злоупотреблением наркотиками или алкоголем и с «выгоранием». Понятно, что любое из этих нарушений или их сочетание могут вести к плохому качеству работы и, как результат, к снижению производительности труда.


Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать "неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы". Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.


  1. Принципы и методы психогигиены стресса

Существует достаточно много способов и методов "борьбы со стрессом", как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

5) обеспечение достаточной продолжительности сна;

6) когнитивная терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании "Би-би-си" издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.


Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:


  • регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

  • оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

  • исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

  • максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

  • обогащение содержания обязанностей работников;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;

  • предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

  • предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

  • обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

  • предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.


Заключение

Открытие термина «стресс» связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Забота о психическом и физическом здоровье персонала ныне – забота о благополучии компании в будущем, ведь правда жизни такова, что больные и слабые выбывают из конкурентной гонки. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала.

Литература:


  1. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций Издательство: Эксмо Год: 2008.

  2. Брэддик У. Менеджмент в организации. Пер. с англ.- М.: Дело, 2000.

  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988.

  4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение в фирме: эффекты и парадоксы. Учебное пособие. - М.: Юнити, 1999.

  5. Мескон М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”, 1994.

  6. Марк Хольцер, Гари Хелфанд. Стресс на рабочем месте и производительность труда: проблема для общественного сектора // Персонал Микс, №5 2001.