refik.in.ua 1

Дисциплина ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема занятия: Характер. Структура характера


Метод обучения: лекция

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная

Цели занятия:

Обучающая : дать определение понятию характер, рассказать о роли характера в профессиональной деятельности работника и специалиста

Воспитательная: вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить любознательность, побудить учащихся к активности

Развивающая: учить выделять главное, строить аналогии, развивать мелкую моторику рук, развивать психическую наблюдательность

Тип занятия : формирование новых знаний

В результате учебной деятельности учащийся должен:

-знать на уровне представления: акцентуации характера

-знать на уровне понимания : что такое характер, роль характера в жизни человека, в каких системах отношений проявляется характер рабочего и специалиста, основные черты характера

-уметь свободно ориентироваться в материале, свободно высказываться по вопросам темы

Материальное обеспечение: лекция, конспект
ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Организационный момент. Проверка наличия учащихся

  2. Активация опорных знаний

  3. Постановка целей и задач урока

  4. Объяснение нового материала


В психологии существуют разные взгляды на природу ха­рактера: одни считают, что он наследственно обусловлен; дру­гие — что он целиком определяется условиями жизни; тре­тьи — что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

У каждого человека уже изученные нами черты и качества соединены по-разному. Люди по-разному относятся к окружаю­щему миру — к другим людям, природе, труду, самим себе. Свой­ства личности, выражающие отношение человека к действитель­ности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, пред­ставляющее собой не сумму отдельных особенностей данного че­ловека, а единое целое, которое называют характером.


Характер — это совокупность индивидуальных свойств личности, проявляющаяся в поведении и поступках.

Характер, с одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность. А с определенного момента человек сам начинает че­канить, ковать свой характер.

Характер, с другой стороны, все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Характерными следует считать не все осо­бенности человека, а только существенные и устойчивые.

Если человек, например, случайно кому-то грубо ответил или вспылил, это еще не означает, что грубость и вспыльчивость — чер­ты его характера. Порой даже очень смелые люди могут испытывать чувство страха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, т.е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предска­зать, как он поведет себя в той или иной ситуации, что сделает, что и как скажет.

Структура и черты характера. Характер личности много­гранен. В нем можно выделить отдельные стороны или чер­ты, которые не существуют изолированно, а связаны воеди­но, образуя более или менее цельную структуру.

Определить структуру характера личности означает выде­лить в характере основные компоненты или свойства и устано­вить обусловленные ими специфические черты.

Большинство исследователей выделяют в структуре сло­жившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Содержание составляет жизненную направленность лич­ности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных же формах характе­ра выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особен­ности поведения.

Характер представляет собой неразрывное целое. Однако изучить и понять его нельзя, не выделив в нем отдельных сто­рон или так называемых черт характера.


Под чертами характера понимают индивидуальные при­вычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каж­дая черта характера приобретает свое значение в зависимости от ее соотношения с другими чертами.

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, которые задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Так, если ведущей чертой характера является нерешительность, то человек, прежде всего, опасается "как бы чего не вышло". Поэтому даже если он попытается помочь ближним, то это закончится внут­ренними переживаниями и самооправданиями. Если же ведущей чертой является альтруизм, то человек, не колеблясь, идет на помощь ближ­нему. Знание ведущих черт позволяет отразить суть характера, по­казать его основные проявления.

Характер человека проявляется в следующей системе отно­шений:


  • к другим людям (здесь можно выделить такие черты, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, так­тичность — грубость);

  • делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность);

  • себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — смирение);

  • собственности (щедрость — жадность, бережливость — рас­точительность, аккуратность — неряшливость).

В истории психологии было немало попыток классифициро­вать человеческие характеры или определить типы характеров, однако точной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указы­вают на наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других — скромными, трудолюбивыми, третьих — добрыми, общитель­ными и т.д.

Встречаются люди и без ярко выраженного характера, люди с неопределенным характером.


Характер человека — всегда продукт общества. Этим и объ­ясняется сходство и различие в характерах людей, принадле­жащих к различным социальным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: про­фессиональные, возрастные, национальные и др. Нетрудно опи­сать типичный характер учителя, врача, военного. В то же вре­мя каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты (литературный образ скупого человека: Плюшкин, Ску­пой рыцарь, Гобсек).

Какие черты характера наиболее привлекательны в челове­ке? Наверное, все согласятся, что это доброжелательность, чув­ство собственного достоинства и справедливости, душевная чут­кость, простота в общении с окружающими, оптимизм, предан­ность своему делу, смелость, принципиальность, юмор.

Акцентуация характера

Чрезмерная выраженность отдель­ных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследователями как акцентуации характе­ра. Отклонение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.

По наблюдениям известного психиатра К. Леонгарда, у 20-50% людей некоторые черты характера настолько заостре­ны (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений на работе, в учебе и семье, надо знать слабые места характера.

К. Леонгард выделяет двенадцать типов акцентуаций ха­рактера. Его классификация основана на оценке стиля обще­ния человека с другими людьми.

Типы акцентуаций не проявляются постоян­но. Человек может и должен совершенствовать свои характеро­логические особенности.

Формирование характера. Характер не является врожден­ным, он формируется под воздействием условий жизни и целе­направленного воздействия. В его формировании решающее значение имеют первые семь-восемь лет, дошкольный и млад­ший школьный возраст, когда закладывается основа характера.


Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются, открыты для воздействия со стороны. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные ус­ловия для подкрепления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также про­тивоположные им качества: эгоистичность, черствость, безраз­личие к людям.

Свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответст­венность, настойчивость, — формируются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве.

Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних ус­ловиях, получает поддержку в школе, то соответствующие чер­ты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтвержда­ет правильность тех характерных форм поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка ха­рактера, которая обычно сопровождается выраженными внут­ренними и внешними конфликтами.

К окончанию школы характер человека можно считать в ос­новном сложившимся. То, что происходит с характером в даль­нейшем, почти никогда не делает его неузнаваемым для тех, кто общался с его обладателем в школьные годы.

Повторение пройденного материала

Домашнее задание