refik.in.ua 1

Дисциплина ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема занятия: Внимание. Виды внимания


Метод обучения: лекция

Форма организации деятельности учащихся: групповая

Цели занятия:

Обучающая : дать определение понятию внимание, познакомить с различными видами внимания, свойствами внимания

Воспитательная: вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить любознательность, побудить учащихся к активности

Развивающая: учить выделять главное, строить аналогии, развивать мелкую моторику рук, развивать психическую наблюдательность

Тип занятия : формирование новых знаний

В результате учебной деятельности учащийся должен:

-знать на уровне представления: как развивать внимание, что такое рассеянность

-знать на уровне понимания : что такое внимание ,виды и свойства внимания

-уметь свободно ориентироваться в материале, свободно высказываться по вопросам темы

Материальное обеспечение: лекция, конспект
ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Организационный момент. Проверка наличия учащихся

  2. Активация опорных знаний

  3. Постановка целей и задач урока

  4. Объяснение нового материала


Из множества окружающих объектов - предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям.

Внимание - это активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений.

Если человек не мобилизует свое внимание, то в работе неизбежны ошибки. Не сосредоточив внимание, мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать, есть и не ощущать вкус пищи.

Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение.


Различают внимание внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее - на собственные мысли, чувства и переживания.

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми.

Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, в основе которой лежит уважение к другому человеку.

Внимание может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Непроизвольное внимание не зависит от нашего желания, от нашей воли или намерений. Оно вызывается внешними факторами. Непроизвольное внимание могут вызвать:


  • яркие световые явления (молния, красочная реклама, свет);

  • неожиданные вкусовые ощущения (горечь, незнакомый вкус);

  • что-то новое (проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);

  • предметы и явления, вызывающие эмоции (картины художников, музыка, различные явления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.).

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что мы не обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда приходится делать над собой усилие и намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает старания для ее достижения.


Если непроизвольным вниманием командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что".

Произвольное внимание возникает на основе усилия воли. Поскольку оно требует усилий от человека, то является утомительным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий. Оно обладает устойчивостью произвольного и энергетической экономностью непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание — это то непроизвольное внимание, которое "рождается" из ранее организованного произвольного внимания. Так, иногда бывает трудно сосредоточить внимание при чтении книги, статьи, но вот ее содержание захватило, увлекло вас, и вы не заметили, как произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Это самый продуктивный вид внимания, с которым связывается и наиболее эффективная интеллектуальная и физическая деятельность. Если у человека возникло послепроизвольное внимание, ему трудно переключиться на другой объект.

Различают пять свойств внимания: избирательность, устойчивость, объем, распределение, переключение.

Избирательность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности, представляющей для человека наибольший интерес.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или виде деятельности.

Люди со слабой нервной системой могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который физически не здоров, также характеризуется неустойчивым вниманием

Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте (например, точка на листе). Чем разнообразнее свойства объекта, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания.


Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Периодичность колебаний внимания может быть хорошо показана в опытах с двойными изображениями. Чертеж на рис 1. (ниже) изображает одновременно как бы две фигуры: усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и длинный коридор с выходом в конце. Если с напряженным вниманием смотреть на этот чертеж, мы последовательно, через определенные промежутки времени, будем видеть то усеченную пирамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов будет наступать безотказно через определенные, приблизительно равные промежутки времени.




Рис. 1.
Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно с одинаковой степенью ясности. Средний объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 5 до 7 объектов.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.


Распределение внимания - это умение выполнять два или более различных действия, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Говорят, что Цезарь мог одновременно выполнять семь дел.


Подсчитайте одновременно, сколько букв «е» и «о» в этих строчках. (Распределение внимания.)
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распространенного явления, как рассеянность, которая сводится по преимуществу к плохой переключаемости.

Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеянность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении. Вот несколько фактов такого рода. Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А. П. Бородина. Как-то раз, когда у него были гости, утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция и пошел одеваться в переднюю. Или такой случай. Бородин поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: "Катя! Ради бога, как тебя зовут?"


Известна и такая история. Приходит Н. Е. Жуковский к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: "Вам кого?". Он в ответ: "Скажите, дома ли хозяин?". - "Нет". - "А хозяйка?" - "Нет и хозяйки. А что передать?" - "Скажите, что приходил Жуковский".

И еще один факт. Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: "Давид, пойди и смени галстук". Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его в постели. Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать. Здесь мы опять сталкиваемся с глубинной взаимосвязанностью всех характеристик внимания.

В чем причина описанной рассеянности? Главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их исполнением или своевременным переключением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для решения основной научной задачи.

Повторение пройденного материала

Домашнее задание