refik.in.ua 1 2 ... 6 7

ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

НА 2012 – 2020ГГ.
I. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Органы государственной власти и местного самоуправления, действующие молодежные общественные объединения и политические партии осуществляют поиск новых современных форм и методов работы с молодежью. Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики – это залог национальной безопасности Приднестровья. В этой связи, государство является определяющим звеном в формировании заказа на молодежную политику. Развитие молодежной политики в Приднестровье принципиально важно соотносить с общей стратегией развития государства, с долгосрочным социально-экономическим прогнозом развития Приднестровской Молдавской Республики и ее районов.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь необходимо оценивать как органическую часть современного социума, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, а в итоге - за выживание приднестровского народа как культурно-исторической общности. Каждый отдельный представитель молодежи должен быть рассмотрен в качестве реально действующего лица социального становления и инновационного развития не только конкретного села, города или района, а также общества и государства в целом.

Современная молодежь - это стратегический ресурс государства:

- через 15-20 лет они - наш основной трудовой ресурс, а их трудовая деятельность - источник средств для социального обеспечения детей, пенсионеров и инвалидов;

- поколение, которое со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества;


- поколение, от позиции которого в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности зависит темп продвижения Приднестровья по пути демократических преобразований;

- поколение, от которого напрямую зависит дальнейшая судьба Приднестровской Молдавской Республики.

Портрет современного молодого человека – портрет – нашего будущего. И сегодня мы должны сделать все возможное, чтобы будущее наше было здоровым, сильным, разностороннеразвитым и высококвалифицированным. Это достижимо только при слаженной работе воспитателей, педагогов и психологов – специалистов, обученных и подготовленных для этой работы государством.

Молодежь должна воспитываться именно государством, согласно его идеологии и вектора развития, определенного властью. В противном случае - их воспитанием займется кто-то другой в интересах уже - своих стран, религий и политических взглядов. Наши молодые люди должны быть готовы к противостоянию этим политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Осмысливая роль и значение молодежи в современных условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности, так как она, в силу известных причин, наиболее доверчива и ведома. Именно поэтому во всех странах мира за контроль над формированием молодежной политики и ее осуществлением идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

В нашей стране государственная молодежная политика рассматривается как один из ключевых факторов решения стратегических задач в сфере становления гражданского общества, как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах социально-экономического и культурного развития Приднестровской Молдавской Республики.

Государственная молодежная политика рассматривает молодежь как социально-демографическую группу населения в возрасте от 14 до 30 лет, как базовый стратегический ресурс государства и общества, как субъект социальной и экономической политики.

Необходимость разработки Стратегии государственной молодежной политики связана с потребностью определения в современных условиях совокупности приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих цели и задачи, связанные с осознанным участием молодежи в реализации базовых проектов направленных на оптимизацию гражданского становления и социального развития молодежи, реализацию ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала в интересах приднестровского общества.

Стоит отметить, что согласованность юношеских и молодежных общественных объединений со Стратегии государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республики повлечет усиление воспитательного компонента учебного процесса школы, и повышение эффективности решения ею воспитательных задач.

Одним из важнейших направлений государственной молодежной политики, осуществляемой в Приднестровской Молдавской Республике, рассматривается развитие детского и молодёжного общественного движения, действующего в согласии с общим вектором развития Приднестровской Молдавской Республики и ориентированного на поддержку престижа приднестровского общества и государства в целом.

На сегодняшний день, полностью соответствуют вышеизложенным требованиям такие детско-юношеские движения, как: «Тимуровское движение», «Юный инспектор дорожного движения», «Юный эколог Приднестровья», «Юный патриот Приднестровья»; молодежные объединения: «Городское Ученическое Собрание» и «Территориальные Молодежные Представительские Органы».

Основным положением данной стратегии, является то, что именно консолидация и координация действий органов государственной власти с Территориальными Молодежными Представительными Органами (далее - ТМПО), действующими в рамках Республиканского Молодежного Собрания (далее - РМС) под эгидой Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики и Городским Ученическим Собранием (далее - ГУС) и детско-юношескими движениями способна создать условия для формирования единого образовательно-воспитательного пространства, позитивно ориентированной среды, обеспечивающей духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление подрастающего поколения, подготовку воспитанников к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.


Сегодня молодежным территориальным представительством в Приднестровье охвачен широкий перечень гражданского участия молодежи: это участие молодых людей в общественной жизни страны (молодежные организации, клубы); в работе молодежных консультативных органах: районных и муниципальных молодежных советах; в различных формах активной организации учащейся и студенческой молодежи в рамках организаций образования (ученические советы, органы студенческого самоуправления и др.).

Исходя из вышесказанного, можно определить, что молодежное представительство – это система представительства прав и законных интересов молодежи, как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке.

В перспективном планировании работы молодежного представительства в рамках Стратегии, представляется важным сохранение заложенных в его основу следующих принципов: принципа участия молодежи в процессах, происходящих в обществе; успешной социализации, и неформального молодежного лидерства; принципа сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, администрациями учебных заведений, бизнес - структурами.

Основываясь на этих принципах, в молодежном самоуправление закладываются две совершенно необходимые и существенные для работы с молодежью возможности: создания естественного коммуникационного поля для молодых лидеров из разных районов Приднестровской Молдавской Республики и выстраивания молодежной политики, адекватной современным социально-экономическим тенденциям развития нашего государства.

Именно поддержание выбранного курса молодежной политики «участия», на наш взгляд, будет продолжать способствовать закладке со школьного возраста у подрастающего человека системного мышления, схемы взаимодействия с людьми.

Очевидно, что молодежное представительство – многогранное социальное явление, функциями которого являются выявление и представление интересов молодежи, развитие ее законодательной инициативы, повышение образовательного уровня, эффективности участия молодежи в развитии Приднестровской Молдавской Республики, ее отдельных районо, городов, поселков или сел.


Таким образом, молодежное представительство – это реальная школа участия молодежи в решении своих проблем; возможность вовлечения потенциала молодежи в социально-экономическое развитие приднестровских территорий; механизм развития электоральной активности молодежи; кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Объединяя в своих рядах молодежь неравнодушную, ищущую, Молодежные Советы ТМПО формируют на своей основе площадку для общественных дискуссий о развитии приднестровского общества и государства, определяют в своем лице некую проектную общественно-политическую картину в Республике.

Сказанное выше, дает основание для утверждения, что такое направление молодежной политики, как совершенствование работы Территориальных Молодежных Представительных Органов, действующих в рамках Республиканского Молодежного Собрания под эгидой Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики, является механизмом вовлечения инновационного потенциала молодого поколения в развитие приднестровских территорий и остается стратегическим условием для появления в Приднестровье нового поколения граждан, ответственных за себя и свою страну, за дальнейшее развитие приднестровского государства и общества.

Вопросы развития и повышения эффективности деятельности государственных детско-юношеских и молодежных объединений (ГУС, ТМПО и РМС) во всех городах и районах Приднестровской Молдавской Республики являются основными в рамках Стратегии государственной молодежной политики.
II . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ


Стратегия государственной молодежной политики (далее - Стратегия) на ряду с Законом «О государственной молодежной политике» и Концепцией воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республики является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного развития юных и молодых граждан Приднестровской Молдавской Республики и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для ответственного участия детей и молодежи в развитии Приднестровской Молдавской Республики.


Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Приднестровской Молдавской Республики в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

Реализация Стратегии направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных инициатив на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Стратегия учитывает потребность активизации действий всех органов государственной власти, согласования государственных и общественных интересов в обеспечении поддержки молодежи на этапе ее социального становления.

Современная Стратегия государственной молодежной политики призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, здравоохранения, демографических процессов, науки, культуры, национальных традиций, экологии, физкультуры, спорта, и отдыха.

Стратегия государственной молодежной политики опирается на анализ положения молодежи Приднестровья и опыт реализации государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации.

Стратегия является основой для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики.
III . ИНСТИТУТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций, зарегистрированных на территории Приднестровья в установленном Законом Приднестровской Молдавской Республики порядке и иных юридических и физических лиц.


Данная Стратегия призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- выявления, продвижения и поддержки конструктивной активности молодежи в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности;

- информирования всех молодых людей о созданных для них в Приднестровской Молдавской Республике возможностях для самореализации;

- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе (инвалидов, выпускников организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) организации образования для воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных, зависимых от употребления психоактивных веществ).

Социальными партнерами в осуществлении Стратегии являются:

- Юные и молодые граждане Республики;

- Родители или лица их заменяющие;

- Организации образования;

- Предприятия, трудовые и ученические коллективы;

- Организации, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку;

- Молодежные и детско-юношеские общественные объединения;

- Средства массовой информации;

- Политические партии;

- Религиозные конфессии.

Стратегия государственной молодежной политики современного поколения базируется на двухуровневой системе воспитания молодежи.

Первый уровень системы воспитания нацелен на более узкие задачи в соответствии с требованиями к личности различных социальных слоев и групп общества. На этом уровне весьма значительна диверсификация воспитательных структур (институтов, учреждений, организаций и т. п.), вариативность содержания, форм и методов воспитания.


Если на втором, базовом уровне в процессе воспитания формируются общие способности и гражданские качества личности, необходимые каждому молодому человеку, то на первом уровне формируются специальные способности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки и морально этические принципы в зависимости от принадлежности данной конкретной личности к той или иной социальной группе, согласно требованиям этой группы, ее традициям, ценностям и интересам.

Вариативность системы воспитания на первом уровне позволит учитывать и другие аспекты формирования личности, такие как, например, гендерное воспитание, воспитание с учетом возрастных особенностей групп молодежи.

Второй уровень - стратегический (фундаментальный). Данный уровень воспитания обеспечивает целостный подход к формированию личности, ее общих способностей, гражданского воспитания, освоения ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирует ценностный подход молодого человека к материальным и духовным явлениям жизни и культуры с мировоззренческих позиций, определенных идеологией воспитания.

Молодежная политика реализуется на практике через систему воспитания, имеющую институциональный и неинституциональный уровни, а также с помощью различных институтов воспитания, форм и методов осуществления воспитательных воздействий.

Реализация молодежной политики на неинституциональном уровне рассматривается как процесс социализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества, где формируются соответствующие навыки, способности и личностные качества. Так, например, формирование у части молодежи социально значимых гражданских качеств и ценностных установок осуществляется через семейное воспитание, через участие в деятельности общественных организаций.

На институциональном уровне основным институтом, осуществляющим организацию всей системы воспитания, ее деятельности и контроль за этой деятельностью, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного воспитания, школы, при получении профессионального образования и т. д.


следующая страница >>