refik.in.ua 1 2 3


Казахский гуманитарно-юридический университет

Высшая школа национального права

Кафедра теории и истории государства и права
«Согласовано» «Утверждаю»

Заведующий кафедрой Проректор-директор

теории и истории высшей школы

государства и права национального права

к.ю.н., доцент Шапак У.. к.ю.н., профессор

Сейтенов К.К.

«___» _________2011 г. «____» ________ 2011 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)

По дисциплине «Правоотношение в механизме правового регулирования»

По специальности 5В030100- «Юриспруденция»

5В030300 «Правоохранительная деятельность»

(шифр, название)

Форма обучения ___ Дневная

(дневная, заочная, вечернее, дистанционная)

Код дисциплины 12.00.01

Курс II семестр III

Всего: 2 кредита РК-2

Лекций-10 часов Семинаров-5 часов

СРСП-8 часов СРС-8 часов

Экзамен 1 Объем часов 31 час

Астана 2011

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (syllabus) составлена на основании рабочей учебной программы по «Правоотношению в механизме правового регулирования» для высших учебных заведений.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (syllabus) подготовлен магистром юриспруденции, старшим преподавателем кафедры теории государства и права Наурызбай А.Ж.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (syllabus) обсуждена на заседании кафедры теории и истории государства и права.
Протокол от № _____ от «____» ___________2011 г.
Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент У. Шапак «__» _________2011 г.

Рекомендовано УМС
Протокол № «__»_______________2011 г.


Данные о преподавателе

Данные о преподавателе курса: старший преподаватель, магистр юриспруденции Наурызбай Айгүл Жұмағалиқызы.


Научные интересы преподавателя: «Становление и развитие законодательства о языках в Казахстане».

Владение языками: Казахский, русский.

Данные кафедры: «Теории и истории государства и права», кабинет №226, раб. тел: 70-30-26

Практические занятия ведет - старший преподаватель, магистр юриспруденции Наурызбай А.Ж.
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Пререквизиты


  1. История государства и права

  2. История Казахстана

  3. Теория государства и права использует методологический арсенал:

А) Общей социологией

Б) Социальной философией

В) Логики

Постреквизиты

  1. Теория государства и права

  2. Сравнительное правоведение

  3. ИППУ

  4. Отраслевые юридические науки

Характеристика дисциплины
В системе подготовки специалистов в области юриспруденции спецкурс «Правоотношения в механизме правового регулирования» составляют по сути специальный курс обучения из отраслевой науки - теория государства и права, которая является базовой теоретико-методологической дисциплиной. Выделение правоотношения в механизме правового регулирования из теории государства и права как отдельную дисциплину весьма актуально, исходя как из академической, образовательной так и прагматической её роли. Основные понятия, используемые в правоотношениях в механизме правового регулирования отражают основные элементы государственно-правовой системы общества и служат опорными пунктами при изучении любой юридической дисциплины. Только получив представление об этих элементах, студент может начать «вхождение» в юриспруденцию.

Правоотношения в механизме правового регулирования использует методологический арсенал:

1. теории государства и права

2.общей социологии

3. социальной философии

4. логики


5. гражданское право

6. уголовное право

Взаимодействуя с политологией (политические конфликты, диалектика реформ и революций, формы демократии и авторитаризма, партийные системы, политическая культура и психология) и историей политических и правовых учений, историей государства и права как смежными историко-теоретическими дисциплинами, разрабатывая на данной научной основе те конкретно-теоретические принципы, которые способствуют научному воспроизведению целостной картины государственно-правовой действительности и обеспечивают познание специфических закономерностей её развития.

Проблемы правоотношения в юридической науке одно из самых спорных и сложных возникаюших вопросов. Конкретно о каких-либо правоотношениях нет единого мнения. В научной среде о проблемах содержания, структурных элементов и о других вопросов до сих пор идут споры.

Конечно, в юридической науке понятие правоотношения является одним из основных понятии. Правоотношение одна из особенных форм бытья права в обществе. Особенная потому что, правоотношение «действует» на другие формы правоотношения в обществе. То есть нормы законодельства «оживляются» в правоотношениях, так мы сможем сказать о решениях судьи, о правосознании.

Особенность о взаимосвязи правоотношении и юридических норм определяется так как разъяснил интерпретатор. Если право есть система юридических норм исходящих из государства то, правоотношение также является продолжением юридических норм исходящих из государства.

Если право понимать как свойство присущее человеку, то правоотношение, одно из его частей является способом реализации этих свойств.

Понятия, вырабатываемые спец.курсом правоотношения в механизме правового регулирования, составляют основу для отраслевых юридических наук, входящих в состав теории государства и права, правоведения (конституционного права, гражданского права, семейного права, трудового права, административного права, уголовного права и других). С теории государства и права логически начинается изучение правоведения.


Цель изучения данного курса – получение знаний о государственных и правовых институтах, усвоение и расширение теоретических представлений по основополагающим категориям в сфере государственно-правовых явлений, выработка понимания значимости познания теории государства и права для эффективной и адекватной деятельности юриста-практика.

Задачи изучения дисциплины –

1.Составить четкое представление об основных понятиях:

А) право

Б) правоотношения

В) правовое регулирование

Г) механизм права

2. получить знания в области эволюции и соотношения современных государственных и правовых систем

3. выработать умение разбираться в основных проблемах современного понимания правоотношений в механизме правового регулирования.

4. выработать умение характеризовать современные политико-правовые доктрины

5. получить навыки работы с литературой по проблемам теории государства и права, уметь её анализировать, вырабатывать собственные суждения, производить собственные умозаключения, уметь аргументированно излагать достижения в области теоретической мысли по теории государства и права и собственное видение проблем

6. выработать умение реализовывать полученные знания правоотношений в механизме правового регулирования в последующей практической деятельности.

Перечень предшествующих предметов, необходимых для изучения данной дисциплины.


  1. Теория государства и права

  2. История государства и права РК

  3. История государства и права ЗС

  4. История политических и правовых учений




Тематический план лекции


тем

Темы и их объем в часах


Цели и задачи занятий

Проблемные вопросы






Место правоотношения в понятийном аппарате правовой науки (1 час)

Определить место категории «правоотношение» в системе юридических наук

Задачи:

1) Рассмотреть основные теории правоотношений.

2) Определить отраслевые особенности изучения правоотношений.

Проблемы правопонимания и концепций понимания правоотношений.



Понятие правоотношение и его признаки (1 час)

Обозначить рабочее понятие «Правоотношения»

Задачи:

1) Путем выявления признаков правоотношений дать определение правоотношению

2) Очертить взаимодействие общественного отношения, правоотношения и нормы права.

Проблемы определяющих признаков правоотношения, некоторые особенности взаимодействия нормы права и правоотношения.



Граждане как субъект правоотношений (1 час)

Определить особенности индивидуальных субъектов в правоотношении

Задачи:

1) Рассмотреть виды индивидуальных субъектов

2) определить категорию «правосубъектности» и ее состав

Проблемы состава категории правосубъектности, принципов и гарантий правового статуса личности



Государство и государственные органы как субъекты правоотношений (1 час)

Определить особенности участия государства в правоотношении


Задачи:

1) Статус государства как участника правоотношения

2) Место и особенности государственного органа – участника правоотношений


Проблемы участия государства в правоотношении, связь государства и государственного органа, вопросы компетенции государственных органов



Юридические лица как субъект правоотношений (1 час)

Определить особенности юридического лица как субъекта правоотношения

Задачи:

1) Просмотреть понятие и классификацию юридических лиц

2) Определить отраслевую принадлежность категории «Юридическое лицо»

Проблемы организационно-правовых форм организации юридических лиц, отраслевая принадлежность категории «Юридическое лицо»



Объекты правоотношений (1 час)

Определить рабочее определение категории «объект правоотношения»

Задачи:

1) Обозначить концепции понимания объекта правоотношения

2) Определить признаки объекта правоотношения и их проявления в действующем законодательстве

Проблемы теорий объекта правоотношения и их проявления в действующем законодательстве



Содержание правоотношений (1 час)

Раскрыть юридическую природу содержания правоотношения

Задачи:

1) Материальное и юридическое содержание правоотношения

2) Субъективное право и юридическая обязанность

Проблема определения места юридической обязанности в системе правовых явлений, диалектического взаимодействия субъективного права и юридической обязанности, категория интереса и его соотношения с субъективным правом




Юридический факт как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений (1 час)

Раскрыть значение юридического факта и его места в правовой системе

Задачи:

1) Детерминирующие признаки категории «юридические факты»

2) Закрепление юридических фактов в действующем законодательстве

Проблемы определения и классификации юридических фактов и их закрепления в действующем законодательстве



Установление и доказывание юридических фактов как проблемы юриспруденции (1 час)

Определить место и роль установления и доказывания юридических фактов

Задачи:

1) Определить теоретические основы доказательного права

2) Классификация доказательств

Методологические проблемы доказательного права



Правовые средства, обеспечивающие соответствие поведения участников правам и обязанностям в процессе развития правоотношения (1 час)

Рассмотреть арсенал правового регулирования и правового воздействия

Задачи:

1) Правовые средства правового регулирования

2) Средства государственно-правового воздействия

Проблема определения места различных правовых средств



следующая страница >>