refik.in.ua 1

Предпринимательские умения и знания (по Р. Хизричу и М. Питерсу)



Психологические барьеры в предпринимательстве выглядят в большинстве случаев как реакция человека (в той или иной форме поведения) на объективные трудности (финансовые, правовые, информационные) и внешние препятствия. Психологический барьер – это субъективированное отражение проблемной ситуации с точки зрения ее потенциальной угрозы в виде синдрома страха перед непредвиденным исходом своих действий в этой ситуации.

Каждый барьер имеет внешнеориентированный (а) и внутреннеориентированный (б) аспекты.

Типология психологических барьеров по Е.П. Ермолаевой (1996):

  1. Барьер “личной инициативы”. Охватывает проблемы, связанные с трудностями проявления индивидуализма и реализации “духа предпринимательства”, оспариванием приоритета “личного блага”. Сопротивление изменениям (а), неспособность к саморазвитию (б).

  2. Барьер “ложной установки”. Содержат все аспекты социального и личного “мифотворчества” по поводу предпринимательства, ценности труда, материального блага и т.д., а также противоречия сознания, свойственные изменяющимся ситуациям. Негативные социальные установки (а), противоречивость сознания (б).
  3. Барьер автономности. Его взаимосвязанные стороны: незащищенность личности (правовая и социальная) (а); некритичность и зависимость в принятии решений (б).


  4. Барьер достижения. Содержит аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремления к успеху; трудностями в реализации принятых решений, в том числе: проблемы неадекватного прогнозирования, недостаточной скорости принятия решений и реагирования на ситуацию, неумения своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и в поведении. Слабое стремление к успеху (а), субъективные трудности в реализации решений (б)

  5. Барьер риска. Содержит рациональный (взвешенный риск) и эмоциональный (ответственный риск) аспекты. Непринятие на себя ответственности за риск (а), неумение взвешивать риск (б).

  6. Барьер коммуникации. Отражают препятствия на пути информационной доступности и проблемы доверия в деловом общении. Трудности в общении (а), отсутствие готовности доверять (б).

  7. Барьер восприимчивости к новому. Отражает профессиональный догматизм, “узость” образования (а), неприятие новых идей и способов поведения (б).



Влияние психологических барьеров на выбор сферы предпринимательской деятельности (+++ сильное влияние; ++ среднеее влияние; + слабое)

Виды предпринимательской деятельности

БАРЬЕРЫ

Личной инициативы

Ложной установки

автономности

достижения

риска

коммуникации

Восприимчивости к новому






























Личная торговля

Частная торговля

+

+




+

+

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







Торговый агент

+

+

+

+

+










+

+










+

+

+

+

+

+

+

+

+


Торговля по пересылке

+




+




+




+




+







+




+

Оптовая торговля

Оптовый купец

+

+

+







+

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+




+

+

+

+

Дилер

+

+

+

+

+








+

+





+




+




+

+

+

+

+


+

+

Брокер

+

+

+

+

+








+

+





+




+

+


+

+


+

+


+

+

+




+

Производство

Производство товаров

+

+

+

+

+


+




+

+

+

+

+

+

+

+


+

+


+

+

+

+

+

+


+

Строительство

+

+

+




+

+

+


+

+

+

+

+





+

+




+

+

+

Фермерство

+

+

+

+

+


+

+

+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+





+

+

+


+

Услуги

Консультирование

+

+

+

+

+





+

+




+







+

+


+

+





+

+

+

+

+

+

Обучение

+

+


+

+


+

+










+




+

+

+

+




++


+

+


Реклама

+

+


+

+


+




+
















+

+

+




+

+

+


Финансы

Операции с ценными бумагами





+

+





+

+

+

+

+




+

+

+

+

+








+

+


+

+