refik.in.ua 1

М 16. Виды и современные концепции обучения, их характеристика

План


  1. Характеристика объяснительно-иллюстративного обучения

  2. Особенности взаимодействия учителя и учащихся в системе программированного обучения и обучения с использованием компьютера

  3. Сущность проблемного обучения

  4. Особенности диалогического и игрового обучения

  5. Индивидуальное и дифференцированное обучение


В современной педагогической практике используются такие виды обучения, как объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, обучение с помощью ком­пьютера. Наряду с ними сегодня получают применение мо­дульное, игровое, диалогическое, индивидуальное, диффе­ренцированное и др. Рассмотрим их специфику.
Объяснительно-иллюстративное обучение

Главное назначение этого вида обучения состоит в том, чтобы вооружить системой научных знаний, практических умений и навыков, с помощью которых учащиеся смогут по­лучить не только новые знания, но и активно ими пользо­ваться при решении учебно-познавательных задач.

Суть этого вида обучения состоит в объяснении нового материала учителем и репродуктивном усвоении услышанной информации учеником. Учитель излагает программный материал, останавливается на разъяснении более сложных вопросов, подтверждая основные положения иллюстрациями или примерами из практики. Материал излагается в описательной форме, исходя из научных знаний изучаемой дисциплины.

Этот вид обучения обеспечивает наиболее быстрое и прочное усвоение знаний, умений и навыков, т.е. овладение учебной информацией и практическими действиями.

Наиболее эффективно объяснительно-иллюстративное обучение в тех случаях, когда содержание учебного материа­ла имеет информативный характер, представляет собой опи­сание способов практической деятельности, является слож­ным для самостоятельного изучения учащимися. Оно пред­полагает доступность, систематичность, последовательность, наглядность, научность, полноту изложения учебного мате­риала. В его основу положены учебники, учебные пособия, методический и дидактический материал.


Предметное содержание включает изложение основ­ных теоретических положений курса, вопросы для самокон­троля, упражнения и задания, практические и лабораторные работы. Используются в основном словесные, наглядные и практические методы. Отношения в системе «учитель - учащиеся» строятся на принципе педагогического взаимодейст­вия, сотрудничества и сотворчества.

Объяснительно-иллюстративное обучение обеспечивает:

- ускоренный характер усвоения учебной информации;

- прочность усвоения знаний, умений и навыков;

- большие возможности для быстрого формирования обще-учебных умений;

- непосредственное управление процессом усвоения предупреждающее появление пробелов в знаниях;

- коллективный характер усвоения, позволяющий выявлять типичные ошибки и пути их устранения.

Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых — преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Программированное обучение

Программированное обучение — это обучение путем управления процессом усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с заранее заданной программой.

Основные признаки этого вида обучения:

- учебный материал подается дозами, порциями, шагами;

- каждая доза является логически завершенной, удобной и доступной для целостного восприятия;

- доза завершается вопросом, отсвет на который должен вы­явить, насколько усвоен или не усвоен учебный материал;

- контроль следует сразу же после сообщения определенной дозы информации;

- ответ проверяется самим учеником путем сопоставления с эталоном, осуществляется обратная связь;

- при необходимости организуется подкрепление ранее по­лученной дозы знаний;

- новая доза информации сообщается только после усвоения предыдущей порции учебного материала.


Различают машинное и безмашинное программирован­ное обучение.

Программы для этого вида обучения строятся на раз­личных принципах. В зависимости от характера размещения материала, его дозировки и связей между его частями выде­ляют линейные
, разветвленные и комбинированные про­граммы.

Линейная программа предусматривает определенную последовательность кадров, независимую от действий учени­ка.

Разветвленная программа строится таким образом, что каждый последующий шаг зависит от ответа ученика на во­прос предыдущей дозы или выполнения задания, свидетель­ствующего об усвоении им изученного ранее учебного мате­риала. Если ответ неудовлетворительный, то ученик отсыла­ется к дополнительной дозе информации, в которой дается разъяснение причин ошибочного ответа и пути устранения ошибки. Преимущество этой программы состоит в том, что она лучше учитывает индивидуальные особенности школь­ника.

Комбинированная программа представляет собой сочетание линейной и разветвленной программ.

Средствами программированного обучения являются программированные учебники, сборники задач и упражне­ний, тетради с печатной основой, перфокарты, сигнальные карточки, компьютерные обучающие программы.

Положительные моменты программированного обуче­ния:

- выделяется главное, существенное в изучаемом мате­риале;

- обеспечивается оперативный контроль усвоения учебной информации учащимися;

- соблюдается логическая последовательность в усвоении знаний;

- создается возможность работать в оптимальном ре­жиме, осуществлять самоконтроль в учении.

Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними школьников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называют адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.

Обучение при помощи компьютера

Компьютерное обучение призвано научить ученика ос­вобождаться от рутинной, шаблонной умственной деятельно­сти, перекладывая ее на ЭВМ. При соблюдении педагогиче­ских условий и овладения методикой работы с компьютером, оно может способствовать развитию творческого отношения ученика к процессу овладения потоками информации, уме­ний использовать их для решения учебных задач. С появле­нием компьютерной техники возникает новая культура — культура диалога с машиной. Умелое обращение с компью­тером активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает их интерес к знаниям, способствует развитию по­знавательной самостоятельности и активности в решении познавательных задач и учебных проблем.

Компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью. Плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения.


Основные виды компьютерных учебных программ


  1. Компьютерный учебник (объединяет в себе особенности учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума для проверки и оценки знаний, умений, навыков).

  2. Контрольные программы.

  3. Тренажеры (средства формирования и закрепления умений, проверки достигнутых результатов).

  4. Игровые программы (деловые игры, развлекательные игровые программы).

  5. Предметно-ориентированные программы.

Проблемное обучение


Проблемное обучение — это деятельность, моделирующая процесс мышления и носящая поисковый характер, обучение способом постановки проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Проблема — это разновидность задачи, решение кото­рой не может быть достигнуто без приобретения новых зна­ний. Не любая задача носит проблемный характер. Задача приобретает проблемный характер при соблюдении следующих требований:

- если она представляет познавательную трудность для уча­щихся, т. е. требует размышлений над изучаемым материа­лом;

- вызывает познавательный интерес у школьников;

- опирается на прежний опыт и знания учащихся по принци­пу апперцепции.

Проблемная ситуация — это смутно или явно осознанное затруднение, преодоление которого требует творческого поиска. В проблемной ситуации обнажаются противоречия между имеющимися знаниями и поставленной перед учащи­мися учебной задачей; между задачей, которую нужно решить, и способами, которыми владеет ученик.

Постановка проблемных задач, создание и разрешение проблемной ситуации предполагает проявление познаватель­ной самостоятельности учащихся. В зависимости от степени познавательной самостоятельности учащихся в решении проблемных задач и поиска выхода из проблемной ситуации различают несколько уровней проблемного обучения.
Уровни проблемного обучения

Первый уровень — учитель ставит проблему, создает проблемную ситуацию, сам раскрывает путь ее решения, ар­гументируя каждый этап ее решения. Ученики следят за ло­гикой изложения и решением учителем учебной проблемы.

Второй уровень — учитель формулирует проблему, соз­дает проблемную ситуацию, планирует шаги решения, при­влекая учащихся к решению отдельных аспектов поставлен­ной проблемы. На этом уровне самостоятельность учеников значительно выше, т.к. они получают возможность решать отдельные подзадачи самостоятельно.

Третий уровень — проблема ставится учителем и создается проблемная ситуация, но разрешение ее происходит в процессе самостоятельной деятельности учащихся, которые при этом овладевают методами научного поиска.


Четвертый уровень — на основе ряда представленных учителем данных учащиеся сами формулируют проблему, создают проблемную ситуацию, намечают пути выхода из нее, самостоятельно решают учебную проблему.

Каждому уровню соответствует метод проблемного обучения. Различают: исследовательский метод, частично-поисковая беседа, проблемное изложение знаний.

В исследовательском методе активность и самостоя­тельность учащихся достигает наиболее высокого уровня. Осознав проблему, ученик самостоятельно решает ее: выска­зывает предположения, обдумывает способы решения и про­верки полученных результатов, осуществляет проверку, оформляет выводы, доказывает их истинность.

Частично-поисковая беседа отличается менее высоким уровнем активности и самостоятельности учащихся, т.к. они привлекаются к решению проблемы лишь частично. Поиско­вая деятельность учащихся носит частичный характер.

При проблемном изложении знаний самостоятельность и активность учащихся еще ниже, т.к. поиск осуществляет сам учитель. Он рассказывает, как возникла проблема, как разные ученые подходили к ее решению, какие гипотезы бы­ли высказаны, как осуществлялась проверка выдвинутых ги­потез. Каким путем ученый осуществлял научный поиск.

Проблемное обучение при методически грамотной организации развивает творчество учащихся, приобщает их к поиску истины, самостоятельному видению учебных про­блем и овладению исследовательскими методами. Оно спо­собствует развитию логического мышления, учит диалекти­чески разрешать встречающиеся противоречия, доказывать истинность и обоснованность выдвинутых положений.
Особенности игрового метода обучения

Игровое обучение — это активная познавательная деятельность в игровой форме, в процессе которой учащиеся под руководством учителя, являясь участниками имитационно-игровой ситуации, проявляя инициативу, самодеятельность и самостоятельность, овладевают знаниями, умениями и навы­ками, вырабатывают активную познавательную позицию и творческий стиль деятельности.


Структурная модель игрового обучения объединяет: субъект педагогического взаимодействия; объект педагоги­ческого взаимодействия; предмет по совместной деятельно­сти; цели обучения; средства игровой коммуникации.

В основе игрового обучения лежит игра. Она содержит в себе дидактические возможности: в ходе ее формируются мотивы и познавательные интересы учащихся; действия выполняются в соответствии с определенными правилами и нормами поведения; четко выделены операции; включаются социальные, личностные, групповые отношения.

При организации и проведении игрового обучения необходимо учитывать его особенности:

1. Центр тяжести игровой перспективы переносится на личность ученика, учебная информация рассматривается как средство развития индивидуальности, стиля деятельности и общения: вся система игровых перспектив направлена на создание условий для проявления познавательных, коммуни­кативных и творческих способностей учащихся.

2. Личностное восприятие перспективных линий игры, обеспечение условий для самоутверждения и самовыражения личности, ее роста.

3 Организация познавательной и коммуникативной деятельности ее участников в форме имитационно-игровой модели, основанной на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве ее участников.

4. Содержательная сторона игры предполагает актуальность, новизну учебной информации, занимательность, эмоциональность, сравнение и аналогии, эффект парадоксальности, раскрытие личностного смысла для каждого уча­стника.

5. Каждый участник исполнитель конкретной роли, четко представляет свои функции и способы их выполнения.

6. В ходе игры создается «групповой эффект», но при интеллектуальной активности каждого ученика, когда он вы­ступает активным исполнителем предложенной ему роли.

7. На занятиях используются лишь те игровые задания-роли, которые максимально учитывают познавательный, коммуникативный и организаторский опыт учащихся, воз­можности их личности.


8. Обеспечивается психологический комфорт каждого участника, положительные эмоции учащихся преобладают над отрицательными чувствами, ситуация успеха — над их неудачами.

Эффективность игрового обучения обусловливается тем, что деятельность его участников всегда совместная, носит согласованный, «ансамблевый» характер. В процессе игровой деятельности имеет место не простое взаимодействие участников между собой, а их взаимосодействие, направлен­ное на достижение игровой цели, какой является становление личности ученика, его творческой индивидуальности.
Диалогическое обучение

Диалогическое обучение — это совместная деятельность учителя и учащихся при ситуативном моделировании в фор­ме диалога, обеспечивающей появление гипотез, вопросов, моделей, которые отражают точку зрения, индивидуальное видение участников.

Позиция учителя заключается не в преподнесении готовых истин, а в побуждении учащихся к созданию образа-вопроса, образа-варианта. В процессе этого вида обучения развивается творческое воображение, способность предви­деть и прогнозировать учебные действия и результаты, обес­печивается возможность равенства в системе отношений «учитель - ученик», в их действиях, мыслях, выводах.

В основе диалогического обучения лежит диалог. На основе диалога как обмена не только знаниями, но и личностными смыслами создаются условия для непосредственного взаимодействия его участников в учебном процессе.

При организации диалогического обучения важно со­блюдать требования:

-учитель должен перед учащимися ставить проблем­ные вопросы;

- создавать условия для общения в системе «учитель – учащиеся», в процессе общения формируется собственная позиция, взгляды и убеждения;

- учебный диалог должен быть адекватен логическому мышлению, спор должен стимулировать внутренний диалог, т.е. спор ученика с самим собой;

-учебная проблема должна быть актуальной как для учащихся, так и для учителя, который не может предлагать готовых решений, известных положений, навязывать свое мнение, свой способ решения.


Преимущество диалогического обучения состоит в том, что оно богато импровизацией, предусматривает вовлечение учащихся в самостоятельный поиск истины, которая не имеет однозначного, нормативного определения.
Модульное обучение

Модульное обучение строится по правилам структурирования крупных блоков изучаемой информации, когда кон­струкция учебного материала обеспечивает каждому ученику достижение поставленных дидактических целей, имеет за­конченность материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения (Лапчинская В. П.).

— Модульное обучение посредством укрупнения блоков теоретического материала позволяет обеспечить опережающее изучение учебной информации при значительной эконо­мии времени. Цели этого вида обучения формулируются в виде методов деятельности и способов действий, разделяют­ся на циклы познания и циклы других видов деятельности.

Модульное обучение в своей основе содержит модуль. Модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной проблеме. Модуль — это занятие, на котором можно произвести измерение результативности обучения на более утонченном уровне.

Модуль представляет собой блок учебного материала, явление, закон, структурный план, группу взаимосвязанных понятий, что дает возможность логично и компактно сгруппировать учебный материал, избегая повторений как внутри курса, так и в учебных дисциплинах.

Модульное обучение объединяет в своей структуре компоненты:

- диагностику во всех направлениях;

- целевые установки на основе диагностики и познаватель­ных потребностей учащихся;

- дидактическую стратегию;

- дидактическую тактику;

- прогнозирование;

- процессуальную сторону или материализацию учебного процесса;

- результат учебно-познавательной деятельности, соотнесе­ние его с целевыми установками.

В практике различают три вида организации модульно­го обучения: репродуктивное (тематическое изучение учебного материала), проблемно-поисковое (учебно-исследова­тельская работа, научное исследование в рамках раздела программы) и дифференцированное. Посредством модульной организации учебных занятий учащиеся усваивают дозиро­ванный материал, самостоятельно осознают, какую информацию он усваивает и с какой целью. Каждый ученик переходит от модуля к модулю, по мере усвоения программного материала, и подвергается текущему контролю независимо от своих товарищей. Для оценки результатов используется рейтинговая система оценки: все результаты, достигнутые учащимися, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются, на основе этого составляется кумулятивный индекс.


Модульное обучение отличается гибкостью, подвиж­ностью в организации, методически обоснованным согласо­ванием всех компонентов учебного процесса внутри модуля; эффективностью контроля усвоения знаний. В процессе мо­дульного обучения быстро осуществляется дифференциация учебной работы с учетом возможностей и способностей уча­щихся, достигается усвоение большого объема знаний, уме­ний и навыков за оптимально короткий срок.

Специфика модульного обучения состоит в том, что содержание представлено в законченных, самостоятельных модулях, которые одновременно выступают и банком ин­формации, и методическим руководством по его применению.

Модульное обучение обеспечивает комфортный темп работы ученика, определение им собственных возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию раз­личных видов и форм его, достижение высокой степени ко­нечных результатов.
Индивидуальное и дифференцированное обучение

Сущность индивидуального обучения заключается в том, что учитель проводит занятие с одним учеником, при организации учебного процесса выбор способов, темпов ра­боты производится с учетом индивидуальных различий обу­чаемых, уровня развития их способности к учению.

Положительным в этом виде обучения является:

- высокий уровень самостоятельности;

- возможность регулировать темп обучения;

-эффективность при овладении глубинными знаниями, умениями и навыками;

-организация систематического контроля и возможность подбора дифференцированных заданий.

Индивидуальное обучение позволяет максимально учитывать особенности развития школьника.

Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типовых индивидуальных возможностей учеников, называют дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса дифференцированным обучением.

В педагогической литературе встречаются два близких термина: «внутренняя дифференциация» и «внешняя дифференциация». Под термином «внутренняя дифференциация» понимают такую организацию учебного процесса, при котором учет индивидуальных особенностей учеников происходит в обычных классах. Термин «внешняя дифференциация» означает такую организацию учебного процесса, при которой для учета индивидуальных особенностей учеников их объединяют в специальные дифференцированные группы.


Известны такие виды дифференциации обучения: по способностям, по интересам.

При дифференциации обучения по способностям ученики распределяются в учебные группы по одному из признаков: а) по общим способностям; б) по частным способностям. В первом случае происходит распределение учеников по успеваемости на классы А, Б, С, Д. В следующем случае ученики группируются по способностям к той или иной группе учебных предметов (гуманитарный класс, естественно-математический, технический).

При дифференциации обучения по интересам, ученики, начиная с определенного возраста, группируются в классы по интересам, в которых предметы, их интересующие, изучаются углубленно.