refik.in.ua 1

М 2. Методы научно-педагогического исследования

План


  1. Понятие метода научно-педагогического исследования

  2. Уровни педагогических исследований

  3. Наблюдение — метод практического исследования

  4. Беседа, анкета, интервью, метод рейтинга, МОНХ — как методы исследования

  5. Педагогический эксперимент. Виды эксперимента

  6. Внедрение педагогического опыта, результатов научных исследований в практику воспитания и обучения учащихся


Поскольку в систему вузовской подготовки учителей включена учебно-исследовательская работа, студентам необходимо знать основные методы педагогического исследования и по мере возможности применять их в ходе непрерывной педагогической практики, при подготовки к семинарским и практическим занятиям и, конечно, не только по педагогике, но и по спец предметам. Знание методов исследования поможет в дальнейшем заниматься педагогическим творчеством, совершенствованием форм и методов обучения и воспитания.

Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Понятие «метод» (от греческого metodos) означает способ познания, путь к чему-либо. Современная философия трактует его как форму теоретического и практического освоения действительности, систему способов и приемов, принципов и подходов, которые конкретная наука может использовать для познания своего предмета.

Научное педагогическое исследование — процесс формирования новых педагогических знаний, один из видов познавательной деятельности, направленной на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Логика педагогического исследования

  1. Определение темы исследования.

  2. Постановка задач исследования.
  3. Предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения данного типа и уровня познавательных задач.


  4. Формулировка исходных гипотез.

  5. Теоретическая и экспериментальная их проверка.

  6. Анализ и обобщение полученных результатов, их научная интерпретация.

  7. Построение теоретических выводов и разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию практики учебно-воспитательной работы.


Уровни педагогических исследований

В педагогике различают три уровня исследований: эмпирический, теоретический и методологический.

На первом эмпирическом уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формируются эмпирические закономерности. Эмпирическое исследование направленно непосредственно на изучаемый педагогический объект (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента. К методам эмпирического уровня исследований относится: наблюдение, анкеты, собеседование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

На втором теоретическом уровне выдвигаются и формулируются общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а так же предсказать и предвидеть будущие события. Теоретическое исследования связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики, и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Теоретические методы исследования предполагают глубокий анализ фактов абстрагированных от всего побочного, выявление процессов в «чистом виде». К методам теоретического исследования относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, а так же логические методы; метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений.

На третьем методологическом уровне, на базе эмпирических и теоретических исследований формируются общие принципы и методы исследований педагогических явлений, построение теории.

Задача исследователя состоит в том, чтобы исключить формальное применение различных методов. Как правило, для исследования сложных педагогических процессов, явлений на разных этапах применяют те методы, которые наиболее полно отвечают задачам этого этапа.

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение относится к наиболее употребляемый универсальным методам, используемых в науке о воспитании и обучении. Этот метод характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в их целостности и динамике.

Наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных личных особенностей, качеств в различных ситуациях и видах деятельности. В процессе наблюдения фиксируется не то что «хочется увидеть», а то что есть на самом деле. Педагогическое наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены: объект наблюдения
, его цель и задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в учебно-воспитательном процессе.

Виды наблюдения

Открытое наблюдение. Когда испытуемые знают, что за ними наблюдают.

При этом в поведении испытуемых могут присутствовать элементы искусственности.

Скрытое (конспиративное) наблюдение. Испытуемые не знают, что за ними наблюдают (скрытая камера, зеркальная стена).

При скрытом наблюдении мы получаем более реальную картину поведения испытуемых.

Косвенное наблюдение. Осуществляется через полномочных лиц (исследователь инструктирует помощников о программе наблюдения).

Включенное (непосредственное) наблюдение. Исследователь присутствует как равноправный член коллектива (поход, экскурсия).

Непрерывное (сплошное) наблюдение. Педагогический процесс исследуется от начала и до конца.

Дискретное (выборочное) наблюдение. Фиксирование тех или иных изучаемых процессов или явлений.

По времени наблюдения: длительное (четверть, год), кратковременное (перемена, урок).

Учитель постоянно наблюдает за учащимися, однако в данном случае речь идет о целенаправленном наблюдении, которое должно учитывать специфику изучаемого явления, процесса. Как правило, учитель ведет наблюдение за многими учащимися, классом по разным направлениям, что требует специальной организации наблюдения, умения из минимального числа ситуаций получить максимально разностороннюю информацию.

Беседа — устное общение в произвольной форме с одним или несколькими участниками.

Если беседа идет с определенной исследовательской целью, то нужно заранее подготовить основные и вспомогательные вопросы и задавать их в необходимой последовательности. При продумывании вспомогательных вопросов педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Успех беседы во многом зависит от заинтересованности участников и умением вызвать учащегося на откровенность. Беседа может быть: индивидуальная, групповая.

Интервью — является разновидностью беседы, где один человек задает вопросы одному или нескольким участникам. Здесь вопросы носят более четкий характер, ответы фиксируются, а затем анализируются. Правила интервьюирования предполагают создание условий располагающих испытуемых к искренности. Нельзя допускать, чтобы беседы и интервью сводились к допросу.

Анкета — это перечень вопросов по определенной теме. Анкета в переводе с французского enquête — расследование. Анкеты могут быть двух типов: личностные (которые подписываются) и анонимные.

Выбор типа анкеты зависит от ряда факторов, главные из которых состоят в том, насколько вопросы из анкеты затрачивают личность испытуемого или могут препятствовать его откровенности. В то же время анонимные анкеты вызывают определенные опасения с точки зрения добросовенности их заполнения и достоверности приводимой в них информации. По постановке вопросов анкеты могут быть: открытые (требующие произвольной формы ответа), закрытые (предполагают выбор одного или нескольких ответов из предложенных вариантов).

Преимущество анкеты в том, что она собирает информацию с большого числа участников.


Типичные недостатки при составлении анкет


  1. Неточность формулировки вопросов, порождающие искажения или ошибочные ответы.

  2. Обилие вопросов сходных по содержанию, вызывающих недоумение учащихся и механические ответы без серьезных раздумий.

  3. Сложность вопросов, которые порождают запутанные ответы.

  4. Неорганизованность при проведении анкетного опроса (консультации, списывания).

Метод рейтинга.

Оценка тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: компетентность, положительное отношение к экспертизе, научная объективность, креативность, самокритичность.

МОНХ. Метод обобщения независимых характеристик.

Объективность выводов значительно возрастает, если использовать разработанный К. Платоновым метод, суть которого сводится к обработке исследователем информации об ученике поступившей из различных источников (учителей, родителей, одноклассников).

Математические методы в педагогике применяют чаще всего для анализа массового материала (собранного с помощью анкет) или для обработки данных полученных в результате эксперимента. Эти методы позволяют устанавливать количественные зависимости между изучаемыми явлениями, помогают более точно оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов.
Педагогический эксперимент

В процессе исследования педагогических явлений большую роль играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, или приема работы для выяснения его педагогической эффективности.

Педагогический эксперимент — комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.

Гипотеза — научное утверждение, представляющее собой вероятное решение.

По масштабу эксперименты делятся:


  • глобальные, охватывающие значительное число испытуемых;

  • локальные (местные), охватывают учащихся в масштабе региона, области, города;

  • микроэксперименты, проводятся в школе, классе.

В зависимости от целевых установок различают такие виды экспериментов: констатирующий, формирующий, контрольный.

По месту проведения: естественный, лабораторный.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования для выяснения состояния дел в школьной практике по той или иной изучаемой теме или проблеме.

Формирующий эксперимент (созидательно-преобразующий). Сущность его заключается в том, что педагог-исследователь применяет специальную систему мер направленных на формирование у участников определенных личностных качеств.

Контрольный эксперимент состоит в проверке полученных выводов и разработанной методике в массовой школьной практике.

Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях в школе, классе без нарушения привычного хода деятельности учителей и учащихся.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая рабочая гипотеза.

При проведении эксперимента исследуются экспериментальная и контрольная группа.
Работа над литературными источниками

Исследование педагогической проблемы начинается с изучения литературы, что дает возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким вопросам ведутся научные споры, а какие вопросы еще не решены, хотя и возникли. Работа с литературными источниками предполагает использование таких общенаучных методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование.

Изучение школьной документации: личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников дают представления об индивидуальных особенностях учащихся, их отношении к учебе, уровню усвоения знаний, состоянии учебно-воспитательной работы в школе.

Изучение и обобщение педагогического опыта

Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. М. Красовицкий определяет понятие передового педагогического опыта, как оптимальную деятельность педагога, которая является результатом творческого поиска и несет в себе элементы новизны, направлена на решение актуальных задач воспитания и обучения, и обеспечивает стойкую эффективность учебно-воспитательного процесса, как в рамках существующих форм, методов, приемов работы так и на основе их усовершенствования.

Новаторский педагогический опыт — это реализация на практике педагогических идей, которые выходят за границы существующих рекомендаций и нормативов, и способствуют созданию новых педагогических систем и методик.

По характеру новизны новаторский опыт можно разделить на две группы:


  • исследовательский — ему присущи экспериментальные искания, оригинальные находки, отличающиеся от достигнутого в науке и практике, а иногда полностью противоречащие традиционному подходу;

  • рационализаторский — усовершенствование практики обучения и воспитания на основе творческого использования новых идей.