refik.in.ua 1
Тема Налоги и налоговая система.

1.История возникновения и необходимость налогообложения.

2.Сущность и функции налогов. Элементы налога.

3.Классификация налогов.

4.Налоговая система, принципы построения.

5.Налоговая политика: цели и задачи. Кривая Лаффера.

1.История возникновения и необходимость налогообложения.

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было неплохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов была «десятина»: десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.

В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств. Оказывая государству услуги, граждане расходовали собственные средства. Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и тогда.

Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов — дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился «откупщиком». Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

Из истории известно, что многие города обносились стенами. Меньше известно, что это делалось не только для защиты от врагов. Так, Париж оградили стеной сборщики налогов, откупщики, чтобы никто не мог ускользнуть от их внимания. Французская революция со сборщиками налогов обошлась особенно жестоко, многие из них погибли. В их числе великий химик Лавуазье, занимавший в течение двадцати трех лет (1768—1791) должность главного откупщика страны. Даже достижения в области химии не спасли ему жизнь. Поскольку откуп был источником первоначального накопления капитала, разрушение этой системы отбросило Францию в развитии далеко назад по сравнению с другими странами.


Если в период рабовладения налоги взимаются в виде различных натуральных податей и служат дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобретают денежную форму.
2.Сущность и функции налогов. Элементы налога.

Налоги - платежи, которые уплачивают в доход государства юридические (фирмы, организации) и физические (граждане) лица. Эти платежи безвозмездны, обязательны, необходимы, принудительны.

Налоги - основной источник доходов государства, которое использует полученные деньги для решения экономических, оборонных, экологических, социальных задач (поощрения или сдерживания различных видов деятельности, охраны окружающей среды, безопасности государства, стимулирования технического прогресса, поддержки социально незащищенного населения и др.).

Налоги, как известно, являются инструментом бюджетно-налоговой политики.

Налогиобязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов РФ, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Объект налогаэто доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

Субъект налога — это налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо.

Источник налогадоход, из которого выплачивается налог (источник может совпадать с объектом).

Единица налогообложенияединица измерения объекта налогообложения.

Ставка налогавеличина налога с единицы объекта налога, Может быть твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения) и долевой (устанавливается определенная доля налога), Подразделяются на пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины) и прогрессивные (объекты группируются).


Налоговая льготаполное или частичное освобождение плательщика от налога.

Выделяют функции налогов:

распределительная отражает сущность налогов, как особого централизованного звена распределительных отношений;

фискальная — формирование денежных доходов государства;

экономическая — воздействие через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе;

контрольная с помощью ее оценивается эффективность каждого налога, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
3.Классификация налогов.

Виды налогов:

прямые — взимаются с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины);

косвенные — устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги бывают трех видов: акцизы, фискальные (монопольные) налоги и таможенные пошлины.

Акцизами облагаются товары массового производства (алкогольные напитки, соль, сахар, табак, спички и др.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и прочие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты).

Фискальные (монопольные) налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством (еще с петровских времен существует монополия на производство спиртных напитков, практически всегда объектом монополии были производство и продажа изделий из мехов и золота).


Таможенные пошлины это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары (т. е. пересекающие границы страны). Уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. Таможенные пошлины подразделяются на:

• фискальные таможенные пошлины для роста бюджетных фондов;

• протекционные — защищают внутренний рынок от проникновения импортных товаров;

• антидемпинговые — защищают внутренний рынок от «бросового» экспорта;

• преференциальные — устанавливаются на какой-либо определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована.

Существует три группы налогов, различных по воздействию:

прогрессивный налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах);

регрессивный налог, который возрастает медленнее, чем доход. Характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов;

пропорциональныйзабирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
4.Налоговая система, принципы построения.

Налоговая системасовокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и совокупности методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Смысл главного принципа налогообложения заключается в следующем: как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в их деятельности.

Современные принципы налогообложения таковы:


• уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. с учетом уровня доходов;

• однократность налогообложения;

• обязательность уплаты налогов (налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа);

• простота и удобство (система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налога);

• налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся потребностям общества.

Способы взимания:

кадастровый — когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает;

на основе декларации (декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него). Характерная черта такого метода — выплата налога производится после получения лицом дохода. Примером может служить налог на прибыль.

«по источнику» — вносится лицом, выплачивающим доход, и оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, где работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

5.Налоговая политика: цели и задачи. Кривая Лаффера.

Налоговая политика - это совокупность государственных мер по изменению налоговых ставок на отдельные группы налогов, налоговых льгот, скидок, увеличению обложения косвенными налогами, снижению необлагаемого минимума, представляющий собой гибкий инструмент для воздействия на распределения и перераспределения национального дохода и особенно фонда накопления.

Использования мер налоговой политики позволяет активно воздействовать на финансовое положение фирмы, регулировать платежеспособность и спрос населения по средствам изменения ставок подоходного налога, влиять на темпы роста, смягчать резкие изменения конъюнктуры.

Цели налоговой политики:

• налоги, а также затраты на их взимания должны быть по возможности минимальными;

• налоговая система должна соответствовать структурно-экономической политике;

• налоговая система должна обеспечивать справедливое распределение налогов;

• предусматривать минимальное вмешательство при взимании в частную жизнь налогоплательщика;

• носить открытый и гласный характер обсуждения проектов, законов по налогообложению;

• система налогообложения призвана обеспечивать устойчивость финансово-кредитной системы государства, доходность госбюджета.

Определение совокупной величины налоговых сборов таким образом, чтобы она, с одной стороны, максимально соответствовала государственным расходам, а с другой — оказывала минимальное отрицательное воздействие на деловую активность, относится к числу главных задач управления государством.

«Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета», — утверждал американский экономист Артур Лаффер. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Хо является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов Yм. При ставке налога выше ХO резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При X, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

График 3. Кривая Лаффера

X — уровень налоговой ставки в процентах;

Y — среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет;

Х0— оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума — Y0.

Действительно, равенство бюджетных поступлений (Y1 = Y0) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (Х2 значительно больше X1). Более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекая к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И наоборот, с ростом налогов доходы в казну уменьшаются, ибо предприниматели будут разоряться, уходить в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.