refik.in.ua 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Географический факультет

Специальность «Геоэкология»

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

(контрольная работа)


Студентки 5 курса

Гончаронок О.Г.

Минск

2013

Понятие финансового контроля
Контрольная функция в сфере финансовой деятельности присуща как государственным органам общей компетенции, так и специально созданным контролирующим органам, для которых контрольные полномочия являются их основным видом деятельности.

Финансовый контроль является частью общегосударственного контроля.

В соответствии со ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Глава государства свои полномочия в области финансового контроля реализует через подписание законов, относящихся к финансовому законодательству. Президент осуществляет предварительный контроль основного финансового плана государства – бюджета путем рассмотрения проектов республиканского и консолидированного бюджетов на очередной год.

Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. Он приводится Национальным собранием Республики Беларусь, в первую очередь при рассмотрении и утверждении проекта республиканского бюджета и отчета об его исполнении. Контрольные функции в области финансов выполняют также постоянные комиссии, образуемые Советом Республики и Палатой представителей Национального собрания.

Компетенция Правительства в области финансового контроля вытекает из общих полномочий, закрепленных в ст. 107 Конституции. Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики.


В собственном смысле сова финансовый контроль – управленческая деятельность специальных контролирующих органов, выражающаяся в проверке (ревизии) правильности мобилизации, распределения и использования денежных средств государства участниками финансовой деятельности; в контроле за законностью и целесообразностью всех действий и мероприятий, осуществляемых в процессе финансовой деятельности.

Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства, создание эффективного финансового механизма.

Сущность финансового контроля находит свое отражение в его задачах, одна из которых заключается в соблюдении законности, в точном и неуклонном выполнении всеми субъектами финансовой деятельности действующего законодательства в области бюджетных правоотношений, налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Действенность контроля тесно связана с ответственностью за нарушение финансовой дисциплины, предусматривающей административные и экономические (финансовые) меры воздействия.

Финансовый контроль входит в Общую часть финансового права, и вместе с тем он присущ всем финансово-правовым институтам Особенной части финансового права.
Виды, формы и методы финансового контроля
Для осуществления финансового контроля в Республике Беларусь создана и действует многообразная система органов. Необходимость такого многообразия объясняется сложностью и широтой финансовой деятельности государства, огромным количеством участников этой деятельности, а также многогранностью ее сфер.

Финансовый контроль по органам, его осуществляющим, подразделяется на государственный вневедомственный, ведомственный и независимый финансовый контроль.

Государственный вневедомственный финансовый контроль. Осуществляется специально уполномоченными органами от имени государства на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. В систему специальных контролирующих органов, осуществляющих данный вид, входят:


- Комитет государственного контроля, его департамент финансовых расследований и территориальные органы;

- Министерство по налогам и сборам и его органы на местах;

- Министерство финансов и его органы на местах;

- Национальный банк и банки второго уровня;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- таможенные органы.

Комитет государственного контроля является органом, создание которого предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (ст. 129-131).

Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определены в Законе от 9 февраля 200 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь».

Контрольные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов распространяются на государственные органы, банки, страховые организации, иные юридические лица, индивидуальных предпринимателей.

Методами работы Комитета государственного контроля являются ревизии и проверки.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Комитет государственного контроля направляет материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер.

Комитету государственного контроля и его территориальным органам предоставлены полномочия по применению экономических санкций и мер административного воздействия (ст. 18-21 указанного Закона).

Важная роль в контроле за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве принадлежит Министерству по налогам и сборам, в структуру которого входят департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам, управления, отделы, а также инспекции по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах.

Полномочия государственных налоговых органов и их должностных лиц в области финансового контроля установлены Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, Законом от 2 февраля 1994 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592, утвердившим Положение о Министерстве по налогам и сборам.


Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Значительное место в деятельности Минфина занимают контрольные полномочия, закрепленные в Положении о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. 1585.

Финансовый контроль возложен на департаменты, главные управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданное в его структуре Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ_.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 создана система органов государственного казначейства, в которую вошли Главное государственное казначейство Минфина и территориальные органы государственного казначейства.

Система органов государственного казначейства осуществляет контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь.

Несмотря на то что банковская система Республики Беларусь не относится к специальным контролирующим органам, однако контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь и иных банков занимают достаточно большой удельный вес в деятельности банковской системы.

Согласно ст. 34 Банковского кодекса Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею, проводит постоянный контроль за соблюдением ими банковского законодательства.

Для выполнения указанной функции Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об установлении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь распространяются на коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.


На органы управления государственными внебюджетными фондами также возложена функция контроля. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет контроль за правильным расходованием средств, своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов и согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов.

Контроль за своевременной уплатой плательщиками налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенной пошлины и других видов таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь осуществляют таможенные органы.

Ведомственный финансовый контроль. Проводится силами самого ведомства. В министерствах, государственных комитетах и других центральных органах управления образуются самостоятельные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы).

Контроль проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях, находящихся в административной (ведомственной) подчиненности от контролирующего органа, в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективности использования переданного предприятием на правах владения, пользования и распоряжения имущества, целевого и эффективного использования средств, выделяемых из государственного бюджета, по всем направлениям и видам расходов.

Правовую базу данного вида контроля составляют: Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» и постановление Совета Министров от 9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля», которым утверждено Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.

Основным звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер. Его полномочия в области финансового контроля урегулированы в Законе Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. в редакции от 25 июня 2001 г. «О бухгалтерском учете и отчетности».

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый независимой организацией от своего имени на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа.

Независимый финансовый контроль является новым видом контроля, который появился в связи с развитием в республике рыночных отношений, международных экономических связей, укреплением разнообразных форм собственности, банковского и страхового дела. Осуществляется он системой аудита и регулируется Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. в редакции от 18 декабря 2002 г. «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.


Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. Все вопросы, касающиеся проведения ревизий и проверок, регулируются Указом Призидента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения экономических санкций», утвердившим Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций.

Проверка (ревизия) проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его заместителя. На проведение каждой проверки (ревизии) выдается предписание, в котором указываются: наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого проводится проверка (ревизия); фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность (состав ревизионной группы), тема проверки (ревизии) и срок е проведения.

Срок проведения проверки (ревизии) определяется в приказе (распоряжении) о ее проведении исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта. Общий срок проведения проверки (ревизии) не должен превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть продлен руководителем органа, назначившего ревизию, или его заместителем.

По результатам ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности, а также в случае выявления серьезных нарушений законодательства составляют акт. Результаты ревизий, в ходе которых не установлено нарушений, оформляются справкой.

Наличие большого количества контролирующих органов потребовало со стороны государства принятия мер, направленных на координацию их деятельности при проведении и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций. С этой целью Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 образован Совет по координации контрольной деятельности и утверждено Положение об этом Совете.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Основы права: учеб. / Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г.Б. Шишко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006. – 800 с.