refik.in.ua 1

Метод. Образование понятий в науках о духе. Субъектами всякого высказывания в них являются индивидуальные


жизненные единства (Lebenseinheiten),

связанные между собой социально.

Движения, слова, действия
— таковы их проявления. Задача наук о духе сводится
10
к тому, чтобы их заново пережить и понять. Душевная
связь, выражающаяся в этих проявлениях, позволяет
отыскать в них нечто типически возвращающееся

и
показать, как отдельные жизненные моменты склады-
ваются в жизненные фазисы и, в конечном счете, в
связность (Zusammenhang) жизненного единства. Но
индивидуумы существуют не изолированно, а связаны
между собой отношениями семьи, более сложных сою-
зов, нации, века и, наконец, самого человечества.

Целесообразность, наблюдаемая в этих единичных орга-
низациях, создает возможность типичных воззрений в
науках о духе.

Ни одно понятие не исчерпывает, однако, содержания этих индивидуальных единиц: многообразие данного в них может быть только пережито,
понято и описано.

Ни одно понятие не исчерпывает, одна-
ко, содержания этих индивидуальных единиц: много-
образие данного в них может быть только пережито,
понято и описано. Их претворение в исторические про-
цессы также остается единственным в своем роде и не
может быть исчерпано мыслью.


нет, наконец, ни од-
ного индивидуума, который на основе доступного ему
опыта жизненных ценностей и целей не стремился бы
объединять, выбирая и связывая, единичности в одно
значимое, осмысленное целое.

В гуманитарно-научном 11
методе заключено постоянное взаимодействие пережи-
вания (Erlebnis) и понятия (Begriff).

Две функции гуманитарно-научного сознания. В переживании

индивидуальных и коллективных связей гуманитарно -
научные понятия находят свое воплощение,

непосредственное повторное переживание само возвышается до степени научного познания при посредстве общих форм мышления


.

Формации и объединения единичностей между тем отнюдь не произвольны. Между ними нет ни одной, которая не являлась бы

выражением пережитого структурного единства индивидуальной и общественной жизни.

Нации, века, исторические ряды

развития — во всех этих формациях не господствует
свободный произвол: связанные необходимостью переживания, мы постоянно стремимся отыскать в них то,
что составляет сущность людей и народов. Поэтому
рассматривать образование понятий как вспомогательное средство изложения единичного — значит совершенно не понимать того интереса, которым преисполнен мыслящий человек к историческому миру: минуя
отражение и стилизацию фактического и единичного,
мышление стремится познать существенное и необхо-
димое; оно стремится постигнуть структурную связь
между индивидуальной и общественной жизнью, ибо
мы лишь постольку приобретаем власть над жизнью
общественной, поскольку мы постигаем и используем
моменты закономерности и связи.

Логической формой
выражения подобных закономерностей являются поло-
жения, в которых субъекты будут столь же общими,
как и предикаты.
Особенности

общих


философских понятий

Их характер
философии. обусловливается тем, что они не только
выражают соотношение вещей, повто-
ряющееся во множественности субъектов, т. е. нечто
однообразное, общее, но и внутреннюю взаимную
связь, в которую вступают различные лица благодаря
этому соотношению вещей.

Особенности
класса общих
Поэтому факты в тех индивидах, с кото-
рые ассоциируется религия, философия или искусство,
вступают в двойные отношения: эти факты подчинены
общему как частное, как отдельные случаи правилу, и

вместе с тем они, как части, объединены между собой в

одно целое, согласно этому правилу.
Функции этих общих понятий в

науках о духе весьма значительны.

Особенности
класса общих
Де-
в науках о духе. до ß TQM^ 4TQ ß последниХ( как и в нау.
ках естественных, возможно устано-
вить закономерность лишь благодаря тому, что мы из
сложно запутанной ткани, каким представляется чело-
веческий социально-исторический мир, извлекаем от-
13
дельные сочетания, на которых могут быть вскрыты и
обнаружены его единообразие, внутреннее строение и
развитие. Анализ эмпирически данной сложной дейст-
вительности является первым шагом к великим откры-
тиям и в науках о духе. Решению этой задачи помогают
общие представления, в которых подобные сочетания,
характеризуемые при каждом повторении общими при-
знаками, уже обособлены, извлечены из сложной дей-
ствительности и поставлены рядом. В зависимости от
того, насколько правильно проведены данные разгра-
ничения при помощи общих представлений, возникаю-
щие таким путем общие субъекты высказываний могут
быть носителями замкнутого в себе строя плодотвор-
ных истин. И уже на этой ступени вырабатываются для
выраженного в этих общих представлениях такие на-
звания, как религия, искусство, философия, наука, хо-
зяйство, право.
Научное мышление опирается на заключающий-
ся в этих общих представлениях схематизм. Но пра-
вильность последнего должна быть, однако, предвари-
тельно подвергнута проверке. Дело в том, что наукам о
духе опасно принимать на веру эти общие представле-
ния, ибо нахождение единообразия и расчленение зави-
сят от того, действительно ли в этих общих представле-
ниях выражено некое общее, единообразное положение
вещей. Таким образом, цель образования понятия в
этой области сводится к тому, чтобы найти ту сущность
предмета, которая уже была определяющим моментом

в образовании общего представления о нем и его назва-

ния, и на основании этой найденной сущности испра-
вить и возвысить до однозначимой определенности
расплывчатое и, может быть, даже ошибочное общее
представление. Такова, стало быть, и та задача, которую мы себе ставим по отношению к понятию и сущности философии.
Образование понятия попадает как

бы в круг. Понятие философии,
как и понятия искусства, религиозности или права, мо-
жет быть найдено нами лишь тогда, когда мы из дан-
ных, образующих философию, извлечем взаимоотно-
шения тех признаков, которые и конструируют поня-
тие. При этом предполагается, что уже решен вопрос о
том, какие психические данные относятся к философии.
Между тем такое решение может быть вынесено мыш-
лением лишь в том случае, когда оно уже обладает при-
знаками, достаточными для установления характера
философии в данных фактах.

Таким образом оказывается, что, приступая к образованию этого понятия из фактов, мы уже должны знать, что такое философия.
Критика дедуктивного метода. Правда, вопрос о методе был бы
немедленно разрешен, если бы эти понятия могли быть выведены из более
общих истин: выводы из отдельных фактов служили бы

тогда простыми дополнениями

. Но до тех пор, пока фи-
лософы не придут к соглашению относительно обще-
обязательного вывода или не добьются общего призна-
ния интуиции — мы необходимо должны будем дер-
15
жаться лишь тех выводов, которые, исходя из налично-
сти данных, пытаются, по эмпирическому методу, най-
ти единое соотношение вещей, генетическую законо-
мерность, проявляющуюся в феноменах
Сравнительный метод. Подобный метод должен исходить из той предпосылки, что за обозначением, которое он находит, действительно кроется
единомерная сущность,

Пра-
вильность этой предпосылки должна быть проверена
исследованием.

Существует
множество разнообразных попыток определить (к чему
стремится и наш метод) понятие философии; все они
являются выражением того, как философы в соответст-
вии со своим культурным горизонтом и своей собствен-
ной системой понимали философию; поэтому все эти
определения являются аббревиатурой того, что харак-
терно для данной исторической формы философии: они
позволяют нам заглянуть во внутреннюю диалектику

движения философии по своим возможным позициям в
общем целом культуры. Каждая из этих возможных
позиций должна быть использована при определении
понятия философии.
Исторический метод исследования. Сначала мы должны попытаться
установить общие моменты в тех системах, при мысли о
которых у каждого человека возникает общее пред-
ставление философии. Затем мы сможем воспользо-
ваться другой стороной понятия — принадлежностью
систем к одной цепи, — чтобы исследовать получен-
ный результат и дополнить его углубленным проникно-
вением в него. Таким образом мы получим основание,
на котором мы исследуем отношение полученных нами

признаков, составляющих сущность философии, к
структурной связи индивида и общества, поймем фило-
софию как живую функцию в индивиде и обществе и
свяжем все эти признаки в одно понятие сущности фи-
лософии; с его точки зрения мы затем поймем отноше-
ние отдельных систем к функции философии, распреде-
лим по местам систематические понятия о философии и
яснее определим текучие границы ее пределов. Таков
путь, который нам предстоит пройти.
Формальные признаки философии.

Независимо от предмета отдельных философии,
систем или их метода, все они, в отли-
чие от отдельных наук, основываются на всей совокуп-
ности эмпирического сознания — жизни, опыте, опыт-
ных науках — и стремятся таким путем к решению сво-

ей задачи. Они носят характер универсальности.

Вторая формальная черта философии заключается в требовании общезначимого

знания. С этим связано стремление идти в аргумента-
ции до того последнего пункта, в котором достигается
обоснование философии.
II. Историческое выведение черт,

составляющих сущность философии,
из общей связи систем.
В понятии философии заключен не только общий момент, но и связь ее — историческая преемственность. Взор философов направлен прежде всего на
мировую и жизненную загадки, отсюда вытекают и

понятия, которые они образуют о философии; всякая

позиция, которую занимает философский дух, сводится

к этой основной проблеме; всякий живой философский
труд возникает в этой непрерывности;

Таким образом, все позиции философского
сознания и все определения понятия философии, в ко-
торых находят себе выражение эти позиции, образуют
одну историческую цепь.
Платон. Платон первым возвысил сущность
философствования до сознания. Исходя из опыта сво-
его собственного философского гения, он рисует фило-
софский инстинкт и процесс его развития в философ-
ское знание. Всякая великая жизнь вытекает из вос-
торга, заложенного в высшей природе человека

. А так
как мы запутаны в мире чувств, то эта высшая природа
сказывается в бесконечной тоске. Философский Эрос
переходит от любви к прекрасным образам и, через ряд
различных ступеней, доходит до знания идей. Но и на
этой высшей ступени наше знание остается гипотезой:
предметом ее являются неизменные сущности, реализованные в действительности, но никогда ей не дано

постигнуть причинной связи, простирающейся от высшего Добра к отдельным вещам, в которых мы созер-
цаем Вечное.

Это — негативная сторона, а позитивная состоит в том, что Философия

означает стремление к знанию — к знанию в его стро-
жайшей форме, науке.

Впервые подчеркиваются требо-
вания, предъявляемые ко всякому знанию: общезначи-
мость, определенность, сведение к обоснованным по-
ложениям всех допущений.

Как у
Сократа, так и в первых диалогах Платона философ-
ское сознание простирается на знание во всем его объ-
еме, причем оно сознательно противополагается зна-
нию, ограниченному познанием действительности. Оно
охватывает также и определение ценностей, правил и
целей. В этом понимании скрыто поразительное глубо-
комыслие: философия — это рассудительность, воз-
вышающая все человеческие действия до сознания, а
именно, на ступень общеобязательного знания.

Она —
самоуразумение духа в форме понятийного мышления.
только господство знания может возвысить индивидуум к свободе и общество — к свойственной ему эвдемонии.

На основании этого сократовского
понятия философии сократовские диалоги Платона
производят анализ жизненных проблем. И именно по-
тому, что жизнь с ее стремлением к эвдемонии, с ее
господством добродетелей, в которых реализуется по-
следняя, не могла быть возвышена до общезначимого
знания, эти диалоги и должны были закончиться отри-
цательно. Раздвоение в рамках сократовской школы
оказалось неразрешимым.
Аристотель. У Аристотеля. Философия распадается на теоретическую, поэтическую и

26
практическую науки;

теоретической она является тогда,
когда ее целью и принципом служит познание; поэтической — когда ее принцип кроется в художественной

способности, а цель — в имеющем быть созданным
творении; практической, наконец, тогда, когда ее принципом является воля, а целью — действие как таковое.

Понятие философии у него выступа-

ет в несколько измененном виде. Философия уже
больше не развитие личности и человеческого общества
при посредстве знания; она ищет знания ради него самого: философское поведение характеризуется, согласно этому, теоретической сознательностью.
Подобно
тому, как изменчивая, но разумная действительность
обоснована в неизменном и блаженном мышлении бо-
жества, не имеющем никакой цели и никакого объекта
вне себя, так и высшая из всех изменчивых действи-
тельностей, человеческий разум, свою высшую функ-
цию находит в чисто теоретическом поведении как са-
мом совершенном и счастливом для человека. Таким
поведением, по мнению Аристотеля, может быть одна
лишь философия, ибо она обосновывает и охватывает
все науки. Она создает теорию знания как основу вся-
кого научного труда, ее центральный пункт — универ-
сальная наука бытия.

на сформированном в этой первой фило-
софии телеологическом миропонимании основывается
связь между науками, которая, начиная с познания
природы и проходя через учение о человеке, простира-
ется до определения последних целей индивидуума и
общества.

Так возникает новое понятие
философии: будучи единством наук, она отображает в
понятиях объективную связь действительности, связь,
простирающуюся от познания Бога до познания целе-
установления в человеке.

Школы. В этой организации философских школ грече-
ское понятие философии как универсальной науки на-
шло свое высшее выражение. Произошло это благода-
ря упрочению той стороны сущности философии, в силу
которой общие задачи связывают занимающихся фило-
софией и побуждают их к общим действиям.

Ибо все-
гда, когда одно и то же понимание цели повторяется у
известного числа лиц, оно связывает индивидуумов
между собой.

Основные идеи телеологической

структуры и эволюции, методы описания, расчленения
и сравнительный метод привели в этой школе к созда-
нию описательных и аналитических естественных наук,
а также к образованию политики и учения об искусстве.
Эпоха Эллинизма.

Стоицизм. Согласно Цицерону, философия является
"учительницей жизни, изобретательницей законов,
побудительницей ко всяческой добродетели", а Сенека
определяет философию как теорию и искусство правильного образа жизни. Это предполагает, что она не

просто теория, а законодательница жизни,

Но если мы вернемся от нового понятия
философии к тому ее положению, которое этим поняти-
ем выражается, то мы тотчас же заметим, что эта новая
философия развивалась из великих метафизических
систем вполне плавно и непрерывно и что лишь изме-
нились обстоятельства, при которых проблема является
нам.

(30)

2. Формы философии в новейшее время,
как они выражены в понятиях о ней.
Изменились также характер и понятие метафизики. Ее 32

отношение к миру из наивного отношения сомнения

развивается в сознательное отношение мышления; отныне она отмежевывается от отдельных наук сознанием

своего особого метода. И теперь, как и раньше, она

усматривает предмет своих исследований в бытии, —

обстоятельство, с которым мы не встречаемся ни в одной из отдельных наук. Но методическое требование

строгой общезначимости и развивающееся осознание

метафизического метода — таков отличительный момент ее нового развития.
Требование строгой всеобщности роднит ее с математическими естественными

науками, между тем как методический принцип универсальности и последнего, итогового обоснования отделяет ее от них.

а) Новое понятие метафизики.

Философия как универсальный конструктивный метод.Р. Декарт.

Немедленно после основания

механики Декарт приступил к использованию своего нового конструктивного метода в целях определения сущности философии.
Декарт, Гоббс,
Спиноза,
Лейбниц.
Гениальное же своеобразие этого метода со-
33
стояло именно в приемах его осуществления. Математические естественные науки содержат допущения,

которые лежат по ту сторону отдельных областей математики, механики или астрономии. Изложив эти допущения в ряде очевидных понятий и положений и поняв

законное основание их объективной общеобязательности, мы можем построить на них конструктивный метод, и только он придаст механическому исследованию

уверенность и возможность дальнейшего распростра-
нения. Тем же конструктивным методом пользовались затем Гоббс и Спиноза.

До самой своей смерти он был

занят своим гигантским трудом — выработкой новой

общей логики как основания конструктивного метода.
Отграничение философии по признаку метода сохраняется'в метафизических системах С XVII века до сих

пор.
Упразднение конструктивного метода Кантом. Конструктивный метод этих

мыслителей уступил затем место критике познания Локка, Юма и Канта. Заключение от очевидности простых понятий и
положений к их объективной обязательности оказалось
несостоятельным. Категории субстанции, причинности
и цели были сведены к условиям воспринимающего

сознания.