refik.in.ua 1

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА




Кафедра спортивно – педагогических дисциплин

Методические рекомендации
по дисциплине “Гимнастика и методика преподавания”
на тему:
Морфо-функциональные особенности организма детей,

подростков и юношей.


Разработала старший


преподаватель кафедры СПД

_______________В.С. Лебедева

МОРФО-ФУНЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА

ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ.
ПЛАН.



  1. Особенности организма детей младшего школьного возраста.




  1. Особенности организма детей среднего школьного возраста.




  1. Особенности организма детей старшего школьного возраста.


Вопросы и задания.
Литература.

Гимнастика является одним из основных средств физического воспитания детей школьного возраста. Средства и методы гимнастики применяют в целях оздоровления школьников, содействия их правильному физическому развитию, для решения задач образования и воспитания учащихся. Непременным условием правильной организации занятий гимнастикой является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.

Каждому детскому возрасту присущи свои морфо–функциональные особенности. Морфологические и функциональные показатели тесно взаимосвязаны и в значительной мере определяют двигательные возможности детей и подростков.

Процесс роста и развития ребенка, дифференциация органов и тканей его организма протекает непрерывно и в от же время неравномерно (гетерохронно) – периоды интенсивного роста и развития организма в целом и отдельных его органов и систем сменяются периодами замедления этого процесса. На рост и развитие организма влияет окружающая среда, в которой ребенок живет и учится. Физические упражнения, том числе и гимнастические, как и другие факторы окружающей среды, оказывают существенное влияние на количественные и качественные изменения, происходящие в организме. Действие физических упражнений благотворно лишь тогда, когда они применяются в соответствии с возможностями растущего организма.


Школьный период жизни детей принято делить на три этапа: младший, средний и старший.


  1. Особенности организма детей младшего школьного возраста.


Младший школьный возраст совпадает с обучением детей в начальной школе (1 – 3 классы).В этот период организм ребенка продолжает интенсивно расти и развиваться. Прирост тотальных размеров тела (роста, веса, окружности грудной клетки) в этом возрасте протекает плавно. За год длина тела увеличивается в среднем на 4 – 5 см, вес – на 2 – 3 кг, окружность грудной клетки – на 2 – 3 см. До 10 лет мальчики и девочки растут почти одинаково. Однако рост мальчиков с 7 лет увеличивается преимущественно за счет длины ног, а у девочек – в большей мере за счет длины туловища. С 8 до 10 лет у девочек интенсивно увеличиваются размеры таза.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие скелета. К 7 – 8 годам трубчатые кости приобретают строение, свойственное взрослым. Позвоночник до 9 – 10 лет сохраняет очень большую гибкость (особенно в грудном отделе), которая обусловливается высокой эластичностью и относительно большой высотой межпозвоночных дисков. Характерные изгибы позвоночника в этот период продолжают устанавливаться, и еще далеки от своего постоянства. Не завершено еще и окостенение. Только к 9 – 10 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев, а к 10 – 12 годам – костей запястья. В 9 – 11 лет окостеневает локтевой отросток лучевой кости. Реберно-ключичный сустав появляется в 11 – 12 лет. Сроки завершения процесса окостенения этих частей скелета заслуживают особого внимания, так как выполнение многих гимнастических и акробатических упражнений связано со значительной нагрузкой на руки и плечевой пояс.

Кости таза к 7 годам начинают только срастаться и при резких сотрясениях возможно их смещение. В связи с этим опасны прыжки с большой высоты, особенно с приземлением на полную стопу или твердую поверхность.

С 8 – 10 лет начинается усиленное развитие мускулатуры. К 8 годам вес мышц по отношению к весу тела составляет около 27%. Возрастает в этот период мышечная сила (сила мышц рук увеличивается примерно в два раза, становая сила у мальчиков на 10 – 15 %, а у девочек на 20 – 30%). Но в целом мышечная система у детей этого возраста развита еще слабо. По своему составу, строению, сократительным свойствам мышцы младших школьников еще существенно отличаются от мышц взрослых. Мышечная ткань у детей нежнее, чем у взрослых, она богата водой и бедна белковыми веществами и жирами. Мышцы детей более эластичны и могут в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. Рост мышечных волокон в эти годы происходит неравномерно: степень зрелости различных мышечных волокон в одной и той же мышце неодинакова. Быстрее развиваются крупные мышцы – мышцы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы, например мышцы кисти, развиваются позднее. В связи с этим младшим школьникам трудно даются мелкие движения, требующие большой точности.


В возрасте 7 – 10 лет наблюдается ускоренное развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. В 7 лет объем корковых полей двигательного анализатора составляет около 80% от объема взрослых, а объем подкорковых образований – около 95%. Лабильность нервно-мышечной системы достигает нормы взрослого человека к 8 – 10 годам.

Возрастные особенности моторики в значительной мере обуславливаются функциональными возможностями вегетативных систем организма. Необходимо учитывать, что возрастное развитие двигательной и вегетативных функций происходит не параллельно. Регуляторные механизмы деятельности вегетативных органов и систем отстают в своем онтогенетическом развитии от быстро прогрессирующей с возрастом способности к произвольному управлению моторикой. О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей раннего возраста судят по характеру реакций этих систем на мышечную работу.

Работоспособность детей, приспособляемость их организма к физическим нагрузкам в значительной степени определяется состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сердце и кровеносные сосуды развиваются неравномерно, их размеры относительно друг друга и организма в целом у детей иные, чем у взрослых. В 10 – 11 лет наблюдается наименьшая относительная величина веса сердца на 1кг веса, т.е. в этот период вес сердца особенно отстает от общего веса тела. С 11 – 12 лет относительный вес сердца начинает увеличиваться. Иннервационный аппарат сердца к 7 – 8 годам морфологически уже полностью сформирован, однако сердечная мышца еще продолжает свое развитие и сила ее сокращений сравнительно невелика. При относительно небольшом ударном объеме сердца минутный объем у детей почти равен минутному объему взрослого человека. Это достигается за счет большого числа сердечных сокращений в единицу времени (80 – 90 ударов в минуту). Систолическое давление крови в 7 – 8 лет примерно равно 100мм ртутного столба; диастолическое – 65мм. В последующие годы артериальное кровяное давление повышается .


Объясняется это дальнейшим относительным сужением просвета сосудов по отношению к емкости сердца. Большая частота сердечных сокращений и большая скорость кругооборота крови обеспечивают у детей большее кровоснабжение тканей, чем у взрослых.

Несмотря на то, что сердце ребенка способно сравнительно легко приспосабливаться к различным режимам работы и относительно быстро восстанавливать свою работоспособность, деятельность его неустойчива из-за несовершенства регуляторных механизмов. Различные факторы, в том числе и непосильные физические упражнения, легко могут стать причиной нарушения ритма сердечных сокращений, резких колебаний пульса и кровяного давления. Чрезмерные физические и психические напряжения могут привести к функциональным расстройствам сердечной деятельности, к повреждению мышцы и клапанного аппарата сердца.

Органы дыхания в младшем школьном возрасте продолжают развиваться. Особенности строения грудной клетки (менее наклонное положение ребер, более развернутый реберный угол), относительно слабо развитая дыхательная мускулатура, очень нежные и функционально еще незрелые ткани легких препятствуют осуществлению глубоких дыхательных движений. Дыхание у младших школьников поверхностное и относительно частое (20 – 25 дыхательных движений в минуту). Мальчики в этом возрасте имеют несколько большую жизненную емкость легких (на 0,1 – 0,2 л), чем девочки, и более высокий жизненный показатель (отношение жизненной емкости легких к весу тела).

При физической нагрузке повышенная потребность организма в кислороде удовлетворяется у детей главным образом за счет увеличения частоты дыхания при незначительном увеличении его глубины. Малая эффективность работы дыхательного аппарата компенсируется у детей большим по сравнению со взрослыми количеством крови, протекающим через легкие за единицу времени.

Постановка правильного рационального дыхания является одной из важных задач физического воспитания младших школьников. Лучшим средством развития дыхательного аппарата являются физические упражнения, способствующие равномерному и глубокому дыханию. К таким упражнениям, прежде всего, относятся циклические движения – ходьба, бег, а также упражнения гигиенической гимнастики.



  1. Особенности детей среднего школьного возраста.


Средний школьный возраст - период обучения детей в 4 – 9 классах. Этот возраст, называющийся подростковым, совпадает у мальчиков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания (период полового созревания называют пубертатным периодом). В это время организм претерпевает глубокие морфологические и функциональные изменения.

Начало и первая половина периода полового созревания обычно сопровождаются усиленным ростом тела в длину (период вторичного вытягивания). В конце первой и, особенно во второй половине этого периода отмечается интенсивное нарастание мышечной массы и значительное увеличение годичных прибавок веса тела. Девочки, у которых период полового созревания начинается раньше, чем у мальчиков, развиваются быстрее и между 11 и 13 – 14 годами, как правило, перегоняют последних по многим показателям физического развития. Наиболее быстрый темп увеличения роста (5 – 7 см в год) у девочек наблюдается между 11 и 13 – 14 годами, у мальчиков – между 13 и 15 – 16 годами. Энергичный рост тела в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается у девочек в возрасте 12 – 14 лет, а у мальчиков между 13 и 15 – 16 годами. Прибавление веса тела за год в эти периоды достигает 4 – 6 кг.

Быстрое нарастание веса тела в период полового созревания обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. В подростковом возрасте отмечается усиленный рост диаметра мышечного волокна. К 12 – 14 годам вес мышц составляет в среднем около 30% веса тела. Мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Одновременно с абсолютным и относительным увеличением веса и объема мышечной ткани увеличивается и сила мышц. У мальчиков в этот период сила нарастает гораздо быстрее, чем у девочек. Причем, если у мальчиков непрерывно увеличиваются не только абсолютные показатели мышечной силы, но и показатели относительные (в пересчете на 1кг веса), то у девочек сила мышц по отношению к весу тела к 12 – 13 годам начинает снижаться. В связи с этим девочкам, не имеющим специальной подготовки, после 12 – 13 лет особенно трудно даются упражнения, связанные с подъемом или удержанием (в висе или упоре) своего тела. Во время занятий с девочками старше 12 лет надо особенно строго дозировать упражнения в сопротивлении, лазанье, переноске груза, ограничивать объем упражнений в висах и упорах, чаще (по сравнению с мальчиками) изменять характер упражнений.

В занятиях с мальчиками среднего школьного возраста, несмотря на то, что показатели силовых возможностей у них выше, чем у девочек, также необходима большая осторожность при применении упражнений, требующих длительного удержания тела в висе и особенно в упоре. Такая необходимость продиктована прежде всего тем, что в этот период еще не закончено возрастное развитие костного скелета. Полное срастание костей таза происходит только к 16 – 17 годам; нижние отрезки грудины срастаются к 15 – 16 годам, а верхние еще позднее. Позвоночник в подростковом возрасте продолжает сохранять большую гибкость, которая, сочетаясь обычно с недостаточно развитой мускулатурой, делает его легко податливым к искривлениям. Одной из причин искривления позвоночного столба может явиться неравномерное (асимметричное) развитие мышц туловища. В связи с этим во время занятий с подростками недопустимы длительные односторонние напряжения, не следует также злоупотреблять статическими усилиями. Быстрое увеличение длины и веса тела при неустановившихся еще формах позвоночного столба нередко отрицательно сказывается на осанке подростка. Наиболее частое нарушение осанки, сопровождающееся изменением формы позвоночника, наблюдается в возрасте 11 – 14 лет. В это время необходимо уделять особое внимание формированию правильной осанки. Надо иметь в виду, что в спортивной гимнастике далеко не все упражнения способствуют формированию правильной осанки. В школьном возрасте весьма частыми отклонениями от нормального положения тела является круглая спина и сутуловатость. Одной из причин этого нарушения осанки, могущего отрицательно сказаться на развитии органов грудной клетки, считается преобладание у школьников младшего и среднего возраста тонуса сгибательной мускулатуры над разгибательной. Многие упражнения, развивая преимущественно мышцы, участвующие в сгибании туловища, Способствуют образованию круглой спины и сутуловатости или усугубляют эти недостатки, если они имеются. Поэтому для формирования правильной осанки целесообразно применять упражнения, развивающие мышцы-разгибатели, расположенные на задней поверхности туловища и шеи.


В подростковом возрасте продолжают совершенствоваться вегетативные органы и системы организма и регуляция их функций. Подростки относительно быстро приспосабливаются к заданной работе. Период врабатываемости у них короче, чем у взрослых. Относительно быстрая врабатываемость организма подростков обусловливается, во-первых, функциональными особенностями ЦНС (более высокой возбудимостью и большей подвижностью нервных процессов по сравнению со взрослыми) и, во-вторых, функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Быстрой настройке организма детей и подростков на предстоящую мышечную работу способствуют: относительно большая сравнительно со взрослыми поверхность легких; большее количество крови, протекающее в единицу времени через легкие; большая величина минутного объема дыхания (на килограмм веса) по сравнению со взрослыми; высокая эластичность сосудов; относительно большая величина минутного объема крови не только в состоянии покоя, но и при мышечной деятельности.

Однако, несмотря на способность легко настраиваться на предстоящую работу, подростки при интенсивной мышечной деятельности сравнительно быстро утомляются. Даже у хорошо физически развитых и тренированных подростков работоспособность меньше, чем у взрослых. На физическую нагрузку дети отвечают более выраженными реакциями. Сердце подростка при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение минутного объема крови происходит у 13 – 14- и особенно у 11 – 12-летних детей в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема.

Подростки быстрее утомляются при однообразной деятельности. В связи с этим целесообразно своевременно изменять содержание и характер занятий. Для поддержания высокого уровня работоспособности перерывы между упражнениями должны быть частыми, но непродолжительными. Длительное бездействие снижает интерес учеников к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы между упражнениями оправданы и физиологически, так как утомление у детей быстро проходит. Восстановительный период после посильной физической нагрузки у подростков короче, чем у взрослых. Однако, несмотря на то, что функции организма детей и подростков после работы относительно быстро и легко восстанавливаются, возможность переутомления на занятиях не исключается. С возрастом повышается способность активно преодолевать охранительное торможение и продолжать работу, несмотря на развивающееся утомление. Это обстоятельство особенно следует учитывать при работе с подростками-мальчиками, которые, как правило, склонны переоценивать свои силы.


Реакция организма подростков на нагрузки различного характера не одинакова. Подростки легче переносят нагрузку при ритмичном выполнении работы; частая смена ритма и темпа движения менее благоприятна для работы сердечно-сосудистой системы детей. Организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы. Установлено, что в отношении развития скоростных качеств подростковый возраст является порой больших возможностей.

При отсутствии специальной тренировки отмечаются случаи некоторого снижения выносливости у подростков во второй половине среднего школьного возраста. Это явление объясняют затруднениями в работе органов кровообращения, возникающими в пубертатном периоде. Однако правильно организованная и своевременно начатая тренировка, как правило, обеспечивает хорошую функциональную приспособляемость сердечно-сосудистой системы подростков 13 – 14 лет к нагрузкам. Имеются данные, согласно которым тренировка способствует образованию у детей стойких условно-рефлекторных связей, регулирующих функцию сердечно-сосудистой системы уже в возрасте 10 – 13 лет.

Показатели работоспособности у подростков выше, чем у младших школьников. Однако энергетическая стоимость труда у подростков больше, чем у 7 – 8-летних школьников. Результаты специальных исследований свидетельствуют о том, что в возрасте 13 – 14 лет девочки в среднем хуже, чем мальчики, реагируют на одинаковую нагрузку.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие функций центральной нервной системы. Особое значение приобретают вновь возникающие кортико-висцеральные взаимосвязи. Усиливается роль кортикального торможения, и регулирующий контроль коры головного мозга приобретает все большую силу над инстинктивными и эмоциональными реакциями. Однако в среднем школьном возрасте баланс возбудительного и тормозного процессов еще легко нарушается. У подростков нередко наблюдается повышенная возбудимость и преобладание возбудительных процессов над тормозными. Повышенная возбудимость ЦНС в значительной степени обуславливается глубокими изменениями, происходящими в этот период в деятельности эндокринной системы, и в частности усилением функции половых желез, гормоны которых оказывают большое влияние на деятельность головного мозга. Следствием повышенной возбудимости является относительно быстрая утомляемость, раздражительность, несдержанность. В связи с высокой возбудимостью нервной системы подростков целесообразно в это время несколько ограничивать спортивные нагрузки. Высказывается мнение, что возбудимость дополнительно увеличивается под влиянием спортивных тренировок.


Подростковый возраст является периодом активного совершенствования двигательной функции, которая к 13 – 14 годам достигает высокого уровня развития и носит уже многие черты, характерные для взрослых. Быстрое развитие двигательной функции в этом возрасте связано с морфологическим и функциональным созреванием двигательного анализатора.

В то же время у подростков после 12 – 13 лет (в первой половине полового созревания) нередко наблюдается временное ухудшение координации движений. Усвоенные и упроченные к 10 – 12 годам довольно сложные движения в период полового созревания становятся менее точными, угловатыми, появляется некоторая неловкость. Ухудшение точности движений наблюдается главным образом у школьников, не занимающихся спортом, ограничивающих свою физическую подготовку только уроками физической культуры.

К причинам, вызывающим временное ухудшение координации движений у подростков, относят происходящую в этот период перестройку моторного аппарата, несоответствие между мышечной силой и возросшим весом (во время усиленного роста), влияние гормонов желез внутренней секреции на деятельность ЦНС. Для предупреждения этого нежелательного явления необходимо заблаговременно (до начала периода полового созревания) приступать к систематической тренировке, направленной на развитие координации и совершенствование пространственно-временной точности движений.
3.Особенности детей старшего школьного возраста.
В возрасте 15 – 17 лет рост и развитие организма продолжаются, но в отличие от подросткового возраста этот процесс происходит медленнее и более равномерно. Юноши растут быстрее, чем девушки, и опережают последних по всем показателям физического развития. Старший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового созревания. Половые и индивидуальные различия в строении и функциях организма в это время достигают своего максимума.

По строению тела и его пропорциям юноши и девушки почти не отличаются от взрослых. По сравнению с девушками, юноши имеют более длинные ноги и руки и более высокое расположение общего центра тяжести тела. Это обеспечивает им более выгодные условия для осуществления большинства естественных движений – ходьбы, бега, прыжков, метаний. В то же время более низкое расположение центра тяжести тела облегчает девушкам выполнение двигательных действий, связанных с поддержанием равновесия.


Развитие скелета к окончанию школы почти завершается, и костный аппарат становится способным выдерживать значительные нагрузки. Трубчатые кости в этот период при незначительном росте в длину заметно утолщаются, и прочность их повышается.

Интенсивно развивается мышечная система, особенно у юношей. За два-три года масса мышц увеличивается у них на 10 – 12%, достигая к 17 – 18 годам 40 – 44% веса тела. Юношам становятся доступны силовые упражнения, требующие проявления значительных, а при соответствующей подготовке и максимальных мышечных усилий.

У девушек прирост веса мышц по отношению к весу тела и увеличение мышечной силы выражены значительно меньше, чем у юношей. Более всего у них развивается в этот период мускулатура тазового пояса, в то же время наиболее заметно отстают в развитии мышцы плечевого пояса. Для девушек в этот период становятся весьма трудными, а в ряде случаев просто недоступными упражнения в висах и упорах, подтягивание, лазанье. Во время занятий с девушками не следует применять упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление, вредно влияющие на органы малого таза, например, такие, как прыжки с большой высоты, поднимание и переноска больших тяжестей.

Заметное снижение силы по отношению к весу тела и возникающие в связи с этим затруднения в осуществлении двигательных действий вселяют в девушек неуверенность в своих возможностях, делают их робкими, стеснительными, малоактивными. Именно в этот период уроки физической культуры нередко становятся для девушек, ранее не занимавшихся спортом, неприятной обязанностью. Снижение двигательной активности и потерю интереса к занятиям физическими упражнениями необходимо предупредить заблаговременно, воспитывая у школьниц потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом в начальных и средних классах. Важно также при организации занятий учитывать склонности и интересы девушек. Ни в коем случае нельзя их заставлять выполнять явно непосильные двигательные действия, надо давать им больше подготовительных и подводящих упражнений, чаще предлагать любимые, хорошо освоенные движения. В это время особенно важно, чтобы педагог соблюдал необходимый такт, был мягким и терпеливым. Необходимо иметь в виду, что у девушек этот период часто является критическим, так как именно в это время определяется дальнейшее отношение выпускниц школ к занятиям физическими упражнениями.


В юношеском возрасте продолжается развитие сердечно-сосудистой системы. В связи с увеличением размеров сердца и повышением мощности сердечной мышцы значительно возрастает ударный и минутный объем сердца. Частота сердечных сокращений уменьшается. Работа сердца становится более рациональной. Этому способствует и развитие сосудистой системы. Наблюдающееся в подростковом возрасте отставание величины просвета сосудов по отношению к размерам сердца к этому времени ликвидируется. Высокого совершенства достигает нервная и гуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Ее реакции на нагрузки становятся более адекватными. Все это способствует повышению выносливости организма к физическим напряжениям. Создаются предпосылки для планомерного и целенаправленного развития этого двигательного качества.

Повышение функциональных возможностей организма связано с развитием органов дыхания. В этот период заметно увеличивается, особенно у юношей, окружность грудной клетки, ее экскурсия и жизненная емкость легких; повышается сила дыхательных мышц. Более эффективным становится газообмен в легких, в частности повышается процент использования кислорода. Однако по сравнению со взрослыми школьники старших классов все же более чувствительны к гипоксии. Они хуже переносят затруднения дыхания (задержку дыхания, натуживание) при физических упражнениях; у них быстрее наступает кислородная недостаточность, которая резче, чем у взрослых, сказывается на работоспособности. Для развития выносливости большое значение имеет выработка глубокого и равномерного дыхания.

Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у девушек значительно ниже, чем у юношей. В связи с этим на занятиях с девушками необходима более строгая дозировка упражнений, требующих проявления выносливости. Повышение физических нагрузок должно быть более постепенным.

В старшем школьном возрасте завершается развитие ЦНС. Более подвижным и уравновешенным становится взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Значительно улучшается аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга. Расширяются возможности применения на занятиях методов и приемов обучения, при которых ведущую роль в создании двигательных представлений играет вторая сигнальная система. В юношеском возрасте становится возможным применение самых разнообразных методов использования слова.

Приведенные морфо-функциональные особенности организма детей, подростков и юношей дают представление об общих, наиболее характерных закономерностях возрастного развития детей в школьный период жизни. Необходимо отметить, что в ходе возрастного развития школьников возможны самые различные и порой весьма существенные индивидуальные отклонения. Эти отклонения в ходе физического развития и становления моторики бывают особенно ярко выраженными в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее ярко проявляется так называемое явление акселерации (ускорения) развития. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что физическое развитие школьников в настоящее время происходит более интенсивно, чем 20 – 30 лет назад. Процессы роста и развития организма протекают теперь более бурно и завершаются быстрее. Существенно возросли и показатели физического развития молодежи. Нередки случаи, когда подростки опережают своих сверстников в развитии на 2 – 3 года. В связи с этим, планируя занятия гимнастикой, необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся.

Вопросы и задания.


  1. Особенности организма детей младшего школьного возраста.

  2. Особенности организма детей среднего школьного возраста.

  3. Особенности организма детей старшего школьного возраста.



Литература.


  1. Гимнастика. Под ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: «Ф и С», 1985.

  2. Гимнастика. В.Д. Палыга. – М.: «Просвещение», 1982.

  3. Гимнастика. Под ред. М.Л.Украна и А.М. Шлемина. – М.: «Ф и С», 1977.

  4. Гимнастика. Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: «Ф и С», 1979.

  5. Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В.М.Смолевского. – М.:«Ф и С», 1987.
  6. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: «Просвещение», 1990.


  7. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. И.Б.Павлова и В.М.Баршая. – М.: «Просвещение», 1985.

  8. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков: «Консум», 1998.

  9. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. – М.: «Просвещение»,1971.

  10. Гимнастика в режиме дня школьника. Т.А.Васильев. – Киев: «здоров’я»,1972.

  11. Гимнастика в школе. А.Н.Мартовский. – М.: «Ф и С»,1976

  12. Двигательный режим учащихся начальных классов. А.Ф.Борисенко, С.Ф.Цвек – Киев.: «Радянська школа»,1989.

  13. Как воспитать здорового ребенка. С.С.Волков. – Киев: «Радянська школа»,1981.

  14. Книга о здоровье детей. М.Я Студеникин. – Минск: «Медицина»,1986.

  15. Книга учителя физической культуры. Под ред. В.С.Каюрова. – М.: «Ф и С»,1973.

  16. Координационные способности школьников.В.И.Лях. – Минск: «Полымя»,1989.

  17. Методика преподавания гимнастики в школе. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2000.

  18. Ребенок школьного возраста. Универсальное энциклопедическое издание для родителей. – Минск: БАДППР,1994.

  19. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.

  20. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.

  21. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: «Ф и С»,1998.

  22. Энциклопедия физических упражнений. Ежи Талага. – М.: «Ф и С»,1998.

  23. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. Е.Г.Попова. – М.: Терра-Спорт, 2000.

  24. Методика преподавания гимнастики. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
  25. Гимнастика. Уч-ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.


  26. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Э.Я. Степаненко. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  27. Физическая культура в специальном образовании. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. А.А. Дмитриев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  28. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях.Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Под ред. Н.Н. Кожухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002