ЛЕКЦИЯ 4
ТЕМА: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (валеологические аспекты)
Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье, наряду с физическим, является важной составляющей общего понятия «здоровье». Валеологический аспект психического здоровья – это управление состоянием психики с элементами самопознания и психического оздоровления.
Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека – потребностью самореализации как личности, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии психического здоровья, как и физического, присутствует два ключевых слова – «сила» (или мощность) и гармония. Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямых и косвенных выражениях являются основными при характеристике психического состояния и определении психического здоровья. Однако вследствие слабой научной разработанности данных вопросов эта оценка пока имеет большую долю относительности и субъективизма. В практическом отношении в аспекте социальной адаптации наиболее важен показатель психической адекватности.
Валеогенез (механизмы здоровья) на психическом уровне следует рассматривать в свете способности психики к самоорганизации (саморегуляции, самообновлению, самовосстановлению). Чем мощнее механизмы валеогенеза, тем выше динамическая устойчивость психики.
Однако, если на биологическом уровне эти механизмы являются автономными, то на психическом главным является элемент осознания. Поэтому в психическом валеогенезе усматривается
акт активного управления, воли. Человек может и должен осознанно помогать себе в разрешении психических проблем. Для понимания проблем психического здоровья остановимся коротко на структуре психики.
Согласно современным представлениям, основанным на работах Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая включает всего лишь около 10% психического материала. Неосознаваемая часть психики — это подсознание и сверхсознание. Подсознание — это тот психический опыт, который человек уже прошел, но несет его в себе; он связан с нашим биологическим существованием. Сверхсознание — это высшие уровни психики, представленные истинной человеческой сущностью без масок, без прикрас - Истинным Я, ощущением себя, несвязанным с личностной сферой.
Осознаваемая часть психики, согласно Юнгу, имеет Эго (наше представление о себе) и Личность (как мы представляем себя обществу). В структуре подсознания выделены два особо важных уровня — женское в мужчине и мужское в женщине («ТЕНЬ» и «АНИМА»). В «Тени» находятся те стороны наших качеств, которые мы не хотим демонстрировать в обществе, которые нам не нравятся. Если человеку не нравится в другом человеке какое-то поведенческое проявление, это значит, что такую же тенденцию он скрывает в глубине своего подсознания. В Тени фиксируются все последствия психических стрессов, психотравмы и психокомплексы.
Человеческое сознание (осознаваемая часть психики) выражает себя в знаковой системе (буквы, слова), пользуется законами формальной логики. Проявления его связаны в основном с деятельностью левого полушария головного мозга. Неосознаваемая часть психики имеет другой язык — язык образов и символов (синтетических образов), продуцируемых в основном правым полушарием.
Интегральная личность человека состоит из многих субличностей, воплощающих отдельные качества, отдельные жизненные программы. Эти субличности могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом (гармонии, взаимоподстраховки, конфликта). Каждая из них в целостной структуре психики выполняет неповторимую роль, и при изменении какой-либо субличности неизбежно изменяется вся личность человека. Поэтому из психики ничего нельзя вынуть или что-то привнести в нее без учета внутренних связей. Высшим аспектом, интегрирующим, гармонизирующим психику, является Высшее (Истинное) Я. Оно дает ощущение цели жизни, правильности пути, долга, совести и других высших психических проявлений.
Второй по значимости аспект — это субличность "Мой внутренний ребенок". В каждом взрослом человеке живет маленький ребенок с его личным опытом, с его проблемами, вынесенными из детства, желанием защиты и любви. Отсюда| особая значимость периода становления психики для последующей жизни, т. к. первый психический опыт — это матрица для дальнейшего развития.
Любое нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой — с воздействующими в процессе жизни факторами — чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами. И то, и другое может обусловить низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения.
Умение управлять своей психикой (и следовательно, психическим здоровьем) предполагает осознание своей психической структуры и оптимизацию ее функционирования.
Остановимся на врожденных особенностях психики.
Под врожденной обусловленностью психических проявлений понимается следующее. Первый аспект — это особенности психического кода человека. Согласно представлениям науки, врожденный психический код человека, определяющий его будущие поведенческие тенденции, в качестве элементов имеет, так называемые, архетипы (первообразы коллективного бессознательного). Это универсальные для всех времен и народов понятия, стандарты восприятия, мышления и поведения, такие как любовь, преданность, потребность в служении, власти, богатстве, агрессия, потребность в общении, милосердие, щедрость, революционность, или потребность перемен, инициативность, ответственность и т. д. Психический код каждого человека имеет свой набор архетипов.
Второй фактор врожденного генеза, влияющий на психическую деятельность и здоровье, — это особенности внутриутробного периода и процесса рождения как фактор риска в формировании первых психокомплексов по С.Грофу (1992).
Существуют исследования, показывающие, что ребенок начинает получать психический опыт еще в утробе матери. В его подсознании фиксируются все состояния комфорта и дискомфорта, формируемые в основном на уровне ощущений. Находясь в эмоциональной и энергетической связи с матерью, плод ощущает ее психическое состояние, любовь к себе. Если внутриутробный период протекает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, ибо уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его уничтожения, то в дальнейшем может появиться комплекс своей ненужности и попытки к самоубийству. Период схваток, является первым тренингом терпения в жизни ребенка. Если имеет место патологическая фиксация в подсознании этого психического опыта, то могут сформироваться комплексы "жертвы и деспотизма", у мальчика — "предательства со стороны женщины", может проявиться клаустрофобия. Период потуг связан с активным вовлечением ребенка в процесс рождения, получает первый тренинг борьбы за существование. Патологическая фиксация этого психического опыта приводит к появлению вечных борцов, революционеров, разрушителей, для которых "жизнь — это борьба". Следующий очень важный момент - выход в новую среду. Затруднения в момент рождения (асфиксия, наложение щипцов либо вакуум-экстрактора и т.п.) могут породить страх встречи с новым, мешающий в будущем творческой реализации человека. В последующем все эти комплексы сопровождают человека всю жизнь (если не предпринимаются специальные меры), нарушая его социальную адаптацию.
Третий врожденной фактор, определяющий психическое здоровье и психические проявления — это
особенности темперамента. Темперамент представляет собой совокупность психодинамических свойств индивида (сила, подвижность и уравновешенность мозговых процессов, по И.П.Павлову), получаемых по наследству и являющихся физиологической основой характера. Темперамент имеет два основных проявления — эмоциональность и активность. Его особенности придают окраску тем или иным чертам характера, определяют их выраженность.
Существует гипотеза (П. В. Симонов и П. М. Ершов, 1984), связывающая формирование четырех типов темперамента, экстра- и интроверсии с преимущественным развитием (наследственно детерминированным) тех или иных структур головного мозга и установлением взаимных влияний между ними. Так, например, гипоталамус и лобные доли обусловливают силу и возбудимость нервной системы (холерический темперамент), преимущественное развитие миндалины и гиппокампа свойственно меланхолическому темпераменту, гипоталамус и гиппокамп формируют сангвиника, миндалина и лобные доли — флегматика. Сильные связи лобной доли и гиппокампа обусловливают экстраверсию, а гипоталамуса и миндалины — склонность к интроверсии.
Все три фактора врожденной обусловленности психических процессов вносят свою лепту в формирование характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, общении и обусловливающая типичные для нее способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт, выражающееся в избирательной уязвимости личности, называется акцентуацией. Акцентуация личности связана в основном с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается, проявляясь только в острых психотравмирующих ситуациях. Процент акцентуаций очень велик.
Выделяют следующие типы акцентуированных характеров:
а) циклоидный - склонный к резкой смене настроения в
зависимости от внешних влияний;
б) астенический — быстроутомляющийся, тревожный,
нерешительный, раздражительный, склонный к депрессии;
в) сенситивный — очень чувствительный, робкий, застенчивый;
г) шизоидный — эмоционально холодный, отгороженный,
малоконтактный;
д) застревающий (паранойяльный) — повышенно раздражительный, подозрительный, обидчивый, честолюбивый, с
высокой стойкостью отрицательных аффектов;
е) эпилептоидный — характерны слабая управляемость,
импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность,
вязкость мышления, педантичность;
ж) демонстративный (истероидный) — характеризуется
склонностью к детским формам поведения, что выражается в тенденции к вытеснению неприятных фактов и событий, лживости, фантазировании и притворстве, авантюризме, тщеславии, отсутствии угрызений совести, "бегстве в болезнь" при неудовлетворении потребности в признании;
з) гипертимный — с постоянно приподнятым настроением и жаждой деятельности, но не доводящий дело до конца, разбрасывающийся, болтливый;
и) дистимный — чрезмерно серьезный и ответственный,
сосредоточенный на мрачных мыслях, недостаточно активен,
склонен к депрессии;
к) неустойчивый — чрезмерно поддающийся влиянию окружающей среды, компании.
Вышеуказанные черты характера могут проявляться не только в острых психотравмирующих ситуациях, а постоянно, что препятствует адаптации к социальной среде. В этих случаях речь идет о патологии характера, т. е. о психопатиях. Названия психопатий в основном такие же, как и акцентуаций. Психопатии относятся к пограничным состояниям.
Вылечить психопатию практически невозможно, так как в ее основе лежат особенности темперамента. Темперамент человека с трудом поддается коррекции (но он может несколько меняться с возрастом). Иногда положительный результат дает психологическая работа, направленная на социальную адаптацию такой личности. Характер может подвергаться некоторой коррекции через осознание отрицательных форм поведения и развитие положительных через изменение системы ценностей.
Второй важный аспект, нарушающий психическое здоровье, — приобретенный в процессе жизни. К нему относятся
психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, и
психотравма. Второе часто сочетается с первым. Тип реагирования человека на психическую нагрузку зависит от его психической конституции.
"Стресс" означает "напряжение", напряжение в системе при ее адаптационной перестройке. Этот термин предложил выдающийся канадский ученый Г. Селье, создавший научную концепцию этого состояния. Стрессор — это любой фактор, необычный по силе и длительности действия на человека. Если стрессор психической природы, то стресс называют психическим, или психоэмоциональным. Стресс является проявлением и одновременно инструментом адаптационной перестройки человека при чрезмерном действии на него как физических, так и психических факторов. Комплекс стереотипных неспецифических реакций, сопровождающих стресс и обеспечивающих приспособление к изменившимся условиям, выживание во время перестройки и ликвидацию последствий перегрузки, был назван Г.Селье "общим адаптационным синдромом".
Целью, результатом психической перестройки является принятие новой концепции жизни, соответствующей новым условиям, т. е. концептуализация. После осмысления происшедшего, изменения взглядов во имя жизни в будущем, т. е. после "перераспределения психического материала" стресс угасает. Аналогом этого процесса на физическом уровне является формирование "структурного следа адаптации" (по Ф.З.Меерсону, 1981) в виде гипертрофии и гиперплазии органов и тканей, работающих с повышенной нагрузкой.
Процесс концептуализации имеет стадии.
Первая стадия — игнорирование психотравмирующего фактора, попытка выйти из ситуации с минимальной потерей энергии. Этот тип реагирования свойствен всем людям, но является доминирующим у детей и инфантильных, демонстративных, истероидных личностей, которые не вовлекаются в глубокие психологические переживания.
Вторая стадия — возбуждение. Она характеризуется хаотическим проявлением активности, направленной на преодоление, ликвидацию психотравмирующей ситуации. Как доминантная форма реагирования она свойственна поведенчески активным личностям. Эта активность всегда сопровождается так называемой регрессией возраста, возвратом к детским формам психических проявлений. Поэтому требовать принятия решения, говорить на языке логики, убеждения с человеком, находящимся в таком состоянии, бессмысленно. Он понимает только язык прикосновений (нужен сенсорный контакт) и эмоций.
Третья стадия характеризуется депрессивным состоянием. Эта депрессия связана с потерей психической энергии и является по сути своей реактивной. Она выражается в подавленном настроении, заниженной самооценке, слабой физической активности. При этом идет интенсивная психическая работа, направленная на осознание происшедшего и поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Такая форма реагирования является доминантной у людей меланхолического, философского склада. Помощь человеку, находящемуся на этой стадии адаптационного процесса, заключается в восполнении дефицита энергии за счет психоэмоционального (сочувствия, понимания) и энергетического резонанса.
Четвертая стадия — это концептуализация. Принятие решения, новой концепции как руководства к дальнейшему действию и восприятию жизни приводит к угасанию стресса. Когда адаптационная перестройка закончена, стресс в качестве ее инструмента уже больше не нужен. Лучшими концептуализаторами являются люди философского склада. Они, по сравнению с "людьми действия", растворяющимися в сиюминутности жизни (чаще людьми пикнической конституции), быстрее и лучше выходят из психотравмирующих ситуаций. В то же время, имея часто астеническую соматическую конституцию, к физическим нагрузкам представители этого типа адаптируются с трудом.
Выше представленная динамика адаптационной перестройки особенно ярко проявляется при острых психических стрессах, психотравмах. При не очень сильных, но постояных психических напряжениях, дающих кумулятивный эффект, эта динамика выражена менее отчетливо. Адаптационный процесс, нередко затягивающийся на годы, у изначально нормального человека приводит к хроническому стрессу, что проявляется невротическим состоянием (невротизмом). Наиболее частые формы этого проявления — эмоциональная неустойчивость, плохое самочувствие, тревожность, раздражительность, снижение самооценки, вегетативные расстройства. Акцентуированная личность реагирует при этом неврозом. Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации) акцентуированной личности. Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок.