refik.in.ua 1 2 3 4

ЛЕКЦИЯ 4


ТЕМА: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (валеологические аспекты)
Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье, наряду с физическим, является важной составляющей общего понятия «здоровье». Валеологический аспект психического здоровья – это управление состоянием психики с элементами самопознания и психического оздоровления.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека – потребностью самореализации как личности, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии психического здоровья, как и физического, присутствует два ключевых слова – «сила» (или мощность) и гармония. Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямых и косвенных выражениях являются основными при характеристике психического состояния и определении психического здоровья. Однако вследствие слабой научной разработанности данных вопросов эта оценка пока имеет большую долю относительности и субъективизма. В практическом отношении в аспекте социальной адаптации наиболее важен показатель психической адекватности.

Валеогенез (механизмы здоровья) на психическом уровне следует рассматривать в свете способности психики к самоорганизации (саморегуляции, самообновлению, самовосстановлению). Чем мощнее механизмы валеогенеза, тем выше динамическая устойчивость психики. Однако, если на биологическом уровне эти механизмы являются автономными, то на психическом главным является элемент осознания. Поэтому в психическом валеогенезе усматривается акт активного управления, воли. Человек может и должен осознанно помогать себе в разрешении психических проблем. Для понимания проблем психического здоровья остановимся коротко на структуре психики.


Согласно современным представлениям, основанным на работах Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая вклю­чает всего лишь около 10% психического материала. Неосоз­наваемая часть психики — это подсознание и сверхсознание. Подсознание — это тот психический опыт, который человек уже прошел, но несет его в себе; он связан с нашим биоло­гическим существованием. Сверхсознание — это высшие уров­ни психики, представленные истинной человеческой сущностью без масок, без прикрас - Истинным Я, ощущением себя, несвязанным с личностной сферой.

Осознаваемая часть психики, согласно Юнгу, имеет Эго (наше представление о себе) и Личность (как мы представляем себя обществу). В структуре подсознания выде­лены два особо важных уровня — женское в мужчине и мужское в женщине («ТЕНЬ» и «АНИМА»). В «Тени» находятся те стороны наших качеств, которые мы не хотим демонст­рировать в обществе, которые нам не нравятся. Если человеку не нравится в другом человеке какое-то поведенческое проявле­ние, это значит, что такую же тенденцию он скрывает в глубине своего подсознания. В Тени фиксируются все послед­ствия психических стрессов, психотравмы и психокомплек­сы.

Человеческое сознание (осознаваемая часть психики) вы­ражает себя в знаковой системе (буквы, слова), пользуется законами формальной логики. Проявления его связаны в основном с деятельностью левого полушария головного мозга. Неосознаваемая часть психики имеет другой язык — язык образов и символов (синтетических образов), продуцируе­мых в основном правым полушарием.

Интегральная личность человека состоит из многих суб­личностей, воплощающих отдельные качества, отдельные жизненные программы. Эти субличности могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом (гармонии, взаи­моподстраховки, конфликта). Каждая из них в целостной структуре психики выполняет неповтори­мую роль, и при изменении какой-либо субличности неиз­бежно изменяется вся личность человека. Поэтому из психи­ки ничего нельзя вынуть или что-то привнести в нее без учета внутренних связей. Высшим аспектом, интегрирующим, гармонизирующим психику, является Высшее (Истинное) Я. Оно дает ощущение цели жизни, правильности пути, долга, совести и других высших психических проявлений.


Второй по значимости аспект — это субличность "Мой внутренний ребенок". В каждом взрослом человеке живет маленький ребенок с его личным опытом, с его проблемами, вынесенными из детства, желанием защиты и любви. Отсюда| особая значимость периода становления психики для последующей жизни, т. к. первый психический опыт — это матрица для дальнейшего развития.

Любое нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой — с воздействующими в процессе жизни факторами — чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами. И то, и другое может обусловить низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения.

Умение управлять своей психикой (и следовательно, психическим здоровьем) предполагает осознание своей психической структуры и оптимизацию ее функционирования.

Остановимся на врожденных особенностях психики.

Под врожденной обусловленностью психических проявлений понимается следующее. Первый аспект — это особен­ности психического кода человека. Согласно представлениям науки, врожденный психический код человека, определяющий его будущие поведенческие тенденции, в качестве элементов имеет, так называемые, архетипы (первообразы коллективного бессознательного). Это универсальные для всех времен и народов понятия, стандарты восприятия, мышления и поведения, такие как любовь, преданность, потребность в служении, власти, богатстве, агрессия, потребность в общении, милосердие, щедрость, революционность, или потребность перемен, инициативность, ответственность и т. д. Психический код каждого человека имеет свой набор архетипов.

Второй фактор врожденного генеза, влияющий на пси­хическую деятельность и здоровье, — это особенности внутриутробно­го периода и процесса рождения как фактор риска в форми­ровании первых психокомплексов по С.Грофу (1992).


Существуют исследования, показывающие, что ребенок начинает получать психический опыт еще в утробе матери. В его подсознании фиксируются все состоя­ния комфорта и дискомфорта, формируемые в основном на уровне ощущений. Находясь в эмоциональной и энергети­ческой связи с матерью, плод ощущает ее психическое состояние, любовь к себе. Если внутриутробный период проте­кает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, ибо уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его унич­тожения, то в дальнейшем может появиться комплекс своей ненужности и попытки к самоубийству. Период схва­ток, является первым тренингом терпения в жизни ре­бенка. Если имеет место патологическая фиксация в подсоз­нании этого психического опыта, то могут сформироваться комплексы "жертвы и деспотизма", у мальчика — "преда­тельства со стороны женщины", может проявиться клауст­рофобия. Период по­туг связан с активным вовлечением ребенка в про­цесс рождения, получает первый тренинг борьбы за существование. Патологическая фиксация этого психического опыта приводит к появлению вечных борцов, революционе­ров, разрушителей, для которых "жизнь — это борьба". Следующий очень важный момент - выход в но­вую среду. Затруднения в момент рождения (асфиксия, наложение щипцов либо вакуум-экстрактора и т.п.) могут по­родить страх встречи с новым, мешающий в будущем твор­ческой реализации человека. В последующем все эти комп­лексы сопровождают человека всю жизнь (если не предпри­нимаются специальные меры), нарушая его социальную адап­тацию.

Третий врожденной фактор, определяющий психическое здоровье и психические проявления — это особенности темперамента. Темперамент представляет собой совокупность психодинамических свойств индивида (сила, подвижность и уравновешенность мозговых процессов, по И.П.Павлову), получаемых по наследству и являющихся физиологической основой характера. Темпера­мент имеет два основных проявления — эмоциональность и активность. Его особенности придают окраску тем или иным чертам характера, определяют их выраженность.


Существует гипотеза (П. В. Симонов и П. М. Ершов, 1984), связывающая формирование четырех типов темперамента, экстра- и интроверсии с преимущественным развитием (наследственно детерминированным) тех или иных структур го­ловного мозга и установлением взаимных влияний между ними. Так, например, гипоталамус и лобные доли обусловливают силу и возбудимость нервной системы (холерический темпера­мент), преимущественное развитие миндалины и гиппокампа свойственно меланхолическому темпераменту, гипоталамус и гиппокамп формируют сангвиника, миндалина и лобные доли — флегматика. Сильные связи лобной доли и гиппо­кампа обусловливают экстраверсию, а гипоталамуса и мин­далины — склонность к интроверсии.

Все три фактора врожденной обусловленности психичес­ких процессов вносят свою лепту в формирование характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, общении и обусловливающая типичные для нее способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт, выражающееся в избирательной уязвимости личности, на­зывается акцентуацией. Акцентуация личности связана в ос­новном с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается, прояв­ляясь только в острых психотравмирующих ситуациях. Про­цент акцентуаций очень велик.

Выделяют следующие типы акцентуированных характеров:

а) циклоидный - склонный к резкой смене настроения в
зависимости от внешних влияний;

б) астенический — быстроутомляющийся, тревожный,
нерешительный, раздражительный, склонный к депрессии;

в) сенситивный — очень чувствительный, робкий, застенчивый;

г) шизоидный — эмоционально холодный, отгороженный,
малоконтактный;

д) застревающий (паранойяльный) — повышенно раздражительный, подозрительный, обидчивый, честолюбивый, с
высокой стойкостью отрицательных аффектов;

е) эпилептоидный — характерны слабая управляемость,

импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность,
вязкость мышления, педантичность;

ж) демонстративный (истероидный) — характеризуется
склонностью к детским формам поведения, что выражается в тенденции к вытеснению неприятных фактов и событий, лживости, фантазировании и притворстве, авантюризме, тщеславии, отсутствии угрызений совести, "бегстве в болезнь" при неудовлетворении потребности в признании;

з) гипертимный — с постоянно приподнятым настроением и жаждой деятельности, но не доводящий дело до конца, разбрасывающийся, болтливый;

и) дистимный — чрезмерно серьезный и ответственный,
сосредоточенный на мрачных мыслях, недостаточно активен,
склонен к депрессии;

к) неустойчивый — чрезмерно поддающийся влиянию окружающей среды, компании.

Вышеуказанные черты характера могут проявляться не только в острых психотравмирующих ситуациях, а постоян­но, что препятствует адаптации к социальной среде. В этих случаях речь идет о патологии характера, т. е. о психопатиях. Названия психопатий в основном такие же, как и акцентуа­ций. Психопатии относятся к пограничным состояниям.

Вылечить психопатию практически невозможно, так как в ее основе лежат особенности темперамента. Темперамент человека с трудом поддается коррекции (но он может не­сколько меняться с возрастом). Иногда положительный ре­зультат дает психологическая работа, направленная на со­циальную адаптацию такой личности. Характер может под­вергаться некоторой коррекции через осознание отрицатель­ных форм поведения и развитие положительных через изме­нение системы ценностей.

Второй важный аспект, нарушающий психическое здоровье, — приобретенный в процессе жизни. К нему отно­сятся психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, и психотравма. Второе ча­сто сочетается с первым. Тип реагирования человека на пси­хическую нагрузку зависит от его психической конституции.


"Стресс" означает "напряжение", напряжение в системе при ее адаптационной перестройке. Этот термин предложил выдающийся канадский ученый Г. Селье, создавший науч­ную концепцию этого состояния. Стрессор — это любой фак­тор, необычный по силе и длительности действия на чело­века. Если стрессор психической природы, то стресс назы­вают психическим, или психоэмоциональным. Стресс является проявлением и одновременно инстру­ментом адаптационной перестройки человека при чрезмер­ном действии на него как физических, так и психических факторов. Комплекс стереотипных неспецифических реак­ций, сопровождающих стресс и обеспечивающих приспособ­ление к изменившимся условиям, выживание во время перестройки и ликвидацию последствий перегрузки, был на­зван Г.Селье "общим адаптационным синдромом".

Целью, результатом психической перестройки является принятие новой концепции жизни, соответствующей новым условиям, т. е. концептуализация. После осмысления проис­шедшего, изменения взглядов во имя жизни в будущем, т. е. после "перераспределения психического материала" стресс угасает. Аналогом этого процесса на физическом уровне яв­ляется формирование "структурного следа адаптации" (по Ф.З.Меерсону, 1981) в виде гипертрофии и гиперплазии ор­ганов и тканей, работающих с повышенной нагрузкой.

Процесс концептуализации имеет стадии.

Первая стадия — игнорирование психотравмирующего фактора, попытка вый­ти из ситуации с минимальной потерей энергии. Этот тип реагирования свойствен всем людям, но является домини­рующим у детей и инфантильных, демонстративных, истероидных личностей, которые не вовлекаются в глубокие пси­хологические переживания.

Вторая стадия — возбуждение. Она характеризуется хаотическим проявлением активности, на­правленной на преодоление, ликвидацию психотравмирующей ситуации. Как доминантная форма реагирования она свойственна поведенчески активным личностям. Эта актив­ность всегда сопровождается так называемой регрессией воз­раста, возвратом к детским формам психических проявле­ний. Поэтому требовать принятия решения, говорить на языке логики, убеждения с человеком, находящимся в таком со­стоянии, бессмысленно. Он понимает только язык прикосновений (нужен сенсорный контакт) и эмоций.


Третья стадия характеризуется депрессивным состояни­ем. Эта депрессия связана с потерей психической энергии и является по сути своей реактивной. Она выражается в подавленном настроении, заниженной самооценке, слабой фи­зической активности. При этом идет интенсивная психичес­кая работа, направленная на осознание происшедшего и поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Такая форма реагирования является доминантной у людей меланхолического, философского склада. Помощь человеку, находя­щемуся на этой стадии адаптационного процесса, заключа­ется в восполнении дефицита энергии за счет психоэмоционального (сочувствия, понимания) и энергетического ре­зонанса.

Четвертая стадия — это концептуализация. Принятие ре­шения, новой концепции как руководства к дальнейшему действию и восприятию жизни приводит к угасанию стресса. Когда адаптационная перестройка закончена, стресс в ка­честве ее инструмента уже больше не нужен. Лучшими концептуализаторами являются люди философского склада. Они, по сравнению с "людьми действия", растворяющимися в сиюминутности жизни (чаще людьми пикнической консти­туции), быстрее и лучше выходят из психотравмирующих ситуаций. В то же время, имея часто астеническую сомати­ческую конституцию, к физическим нагрузкам представите­ли этого типа адаптируются с трудом.

Выше представленная динамика адаптационной перестрой­ки особенно ярко проявляется при острых психических стрес­сах, психотравмах. При не очень сильных, но постояных психических напряжениях, дающих кумулятивный эффект, эта динамика выражена менее отчетливо. Адаптационный процесс, нередко затягивающийся на годы, у изначально нормального человека приводит к хроническому стрессу, что проявляется невротическим состоянием (невротизмом). Наиболее частые формы этого про­явления — эмоциональная неустойчивость, плохое самочув­ствие, тревожность, раздражительность, снижение самооцен­ки, вегетативные расстройства. Акцентуированная личность реагирует при этом неврозом. Невроз является формой пси­хической адаптации (с проявлением признаков дезадапта­ции) акцентуированной личности. Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невроти­ческая форма реагирования закладывается в детстве как про­явление сверхкомпенсации какого-либо качества при нару­шении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок.


следующая страница >>