refik.in.ua 1

Лекция №1


Государство и право России в первой половине XIX в.

1. Общественный строй России в первой половине XIX в.

2. Государственный строй России в первой половине XIX в.

3. Развитие права в первой половине XIX в. Кодификационная работа в первой половине XIX в.
1. Общественный строй России в первой половине XIX в.

В первой половина XIXв. Россия представляла собой одно из крупнейших государств в мире. В начале XIX в. население Российской империи составляло 37 млн. человек, а к концу 50-х гг. 74 млн. Россия была аграрной страной, но большие территории в стране не были заняты под сельское хозяйство. Увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию в стране и в Европе ставили перед Россией новые возможности, но феодально-крепостническая система мешала развитию отраслей хозяйства. В 1830-1840-е гг. в России начался промышленный переворот, который по причине тормозящего влияния феодально-крепостнической системы затянулся до 1870-1880-х гг. Мануфактурное производство в дореформенной России получило конкуренцию в виде фабрично-заводского. В России появились первые пароходы, железные дороги.

Первая половина XIXв. характеризуется единым периодом в социально-экономическом развитии России, но в этом периоде были и свои особенности. В годы правления Александра I (1801-1825 гг.) наблюдалась более либеральная внутренняя политика, особенно до Отечественной войны 1812г. Во время царствования Николая I (1825-1855 гг.) отмечались реакционно-охранительные меры самодержавия и попытка перестроить госаппарат к складывавшимся новым историческим реалиям.

В этот период много накопилось противоречий между новыми капиталистическими отношениями и старой феодально-крепостнической системой. Противоречия видны через социальную структуру общества и через политику власти по отношению к сословиям. Официально всё население России делилось на сословия. Привилегированными сословиями были дворяне (потомственные и личные), почетные граждане (потомственные и личные), духовенство и купечество. Однодворцы и казаки составляли два полупривилегированных сословия. К податным сословиям относились мещане и крестьяне (государственные, удельные, владельческие (помещичьи). Но уже существовали новые слои населения - классы, которые отличались друг от друга по имущественному признаку. Этими классами являлись буржуазия и пролетариат.


Дворянство.

Дворянство является самым малочисленным сословием (1,5% от состава населения России), которое делилось на личных и потомственных. Дворяне являлись опорой власти, и политика в стране была направлена на сохранение их сословных привилегий. Дворянам принадлежало монопольное право на владение крепостными. В государственном аппарате они занимали руководящие посты. Многие из дворян не являлись землевладельцами, но только потомственные дворяне имели право владеть поместьями и иметь крепостных. У большей части дворянства всё же были небольшие поместья, которые постепенно разорялись и закладывались. Правительство поддерживало дворянство экономическими и социальными мерами через заёмный банк и другие кредитные учреждения. (Александр I восстановил действие Жалованной грамоты дворянству отмененной Павлом I; в 1827г. дворяне получили право торговать с купцами и иметь союзы в городах; в 1845г. ввели запрет на отчуждение и дробление поместий; дворянские имения можно было завещать только старшему сыну; с нежеланием правительство передало в собственность дворян 10 тыс. государственных крестьян, потом выдавались ссуды и т.д.)

Духовенство.

Духовенство также являлось малочисленным сословием в России (около 150 тыс. чел.) Политика правительства по отношению к этому сословию старалась сохранить его замкнутым, наследственным, недоступным для представителей других, прежде всего, податных сословий. В начале XIXв. усилилась тенденция трансформации духовенства в служащих. Эти меры привели к тому, что к духовенству относились только непосредственно священнослужители и небольшое число черного духовенства (около 30 тыс. монахов и послушников). Их имущественное и правовое положение повышалось: они были освобождены от телесных наказаний, поземельного сбора, их дома от постоя, белому духовенству стали жаловать дворянское звание, дозволяли покупать недвижимость, улучшалось содержание монастырей.

А остальное не занятое в церкви духовенство стали переводить в разряд государственных служащих с денежным довольствием из казны, что заставляло их перейти к другому роду занятий.


Казаки.

Казаки были полупривилегированным сословием и объявлялись свободными людьми. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома - от постоя. Устанавливалось единообразное и особое военно-адмистистративное управление казачьими войсками: войсковая канцелярия, руководство которой назначалось правительством, а члены избирались. Казаки должны были нести воинскую службу с 18-летнего возраста в течение 20 лет (из них 4 года состоять на действительной службе). Казаки были объединены в казачьи войска: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Забайкальское, Амурское. Атаманом всех казачьих войск являлся наследник императорского престола. Во главе каждого войска стоял наказной атаман.

Однодворцы.

Однодворцы тоже были полупривилегированным сословием, они являлись потомками служилых людей (пушкарей, драгун и т.п.), несших дозорную и сторожевую службу и не попавших в состав дворянства - шляхетства. Расселенные главным образом на южных окраинах страны и получившие земельные наделы, они были признаны податными людьми, но не вошли в состав общин, хотя и были приравнены к государственным крестьянам.

Городское население.

Городское население в первой половине XIX в. достигло 6,5 млн. человек (около 8% населения России). Политика самодержавия также сказалась на развитии городского сословия. Павел I отменил действие Жалованной грамоты 1785г., а сословную систему городского управления заменил в Москве и в Санкт-Петербурге жестким администрированием, в 1800г. распространил ее на все города России. Права городских сословий были восстановлены Александром I, который отменил бессословное городское управление и вновь ввел в действие Жалованную грамоту городам.


Новые капиталистические отношения быстрее всего развивались в городах, поэтому в большей степени затронули городское население, развитие которого также затруднялось политикой самодержавия. Городское население имело ряд льгот - право покупать незаселенные земли. В городах постепенно сформировалась новая группа - разночинцев, то есть «людей разных чинов». Она состояла из: бывших священнослужителей, уволившихся из армии офицеров не дворян, разорившихся дворян. Разночинцы составляли городскую интеллигенцию и мелких служащих (около 24 тыс. чел.).

Купцы.

Отменялось деление купцов на три гильдии, и вводилась градация этого слоя на две статьи - оптовых торговцев и розничных. В «первостатейное купечество» входили именитые граждане, задекларировавшие капитал свыше 30 тыс. рублей, осуществлявшие внешнюю торговлю, судовладельцы. Первостатейное купечество обладало правом «приезжать ко двору его Императорского Величества», являться поставщиком товаров ко двору. Социальное положение подтверждалось правом носить шпагу (как дворяне), первостатейных купцов зад носили в так называемую «бархатную книгу». Первостатейные купцы награждались орденами и медалями, имели другие экономические и социальные льготы. «Второстатейное купечество» имело право осуществлять розничную торговлю, для чего разрешалось учреждать и развивать торговые, производственные предприятия, а при декларировании состояния 30 тыс. рублей можно было стать первостатейным купцом.

Почетные граждане.

В 1832г. было оформлено сословие почетных граждан. Почетные граждане подразделялись на потомственных и личных. Звание потомственного почетного гражданина присваивалось представителям крупной буржуазии (т.е. предпринимателям и первостатейским купцам), детям личных дворян, священников, ученым, творческой интеллигенции. К личным почетным гражданам относились все остальные слои интеллигенции, например, учителя, инженеры. Почетные граждане пользовались рядом льгот и привилегий: они освобождались от личных повинностей, телесных наказаний и т. д.


Следующие группы городского населения являлись податными. Сюда относились цеховые ремесленники и мещане, они являлись мелкими собственниками, но различались по роду деятельности и по имущественному положению. Часть из них примыкала к почетным гражданам, другая часть переходила в состав низшей группы городского населения, так называемых рабочих людей. Также в городское население входили: получившие «вольную» крестьяне, однодворцы, иностранцы, рабочие люди.

Крестьяне.

Крестьяне в России первой половине XIX в. составляли самое многочисленное и менее защищённое сословие (более 90% населения страны). Крестьяне делились на три большие группы: государственные (казенные, черносошные), «частновладельческие» (помещичьи), удельные (некоторые исследователи склонны различать две группы: «сельские обыватели» и крепостные крестьяне). Существовали и малочисленные подгруппы крестьян: посессионные - не более 12 тыс., крестьяне военных поселений - около 1/3 численности состава армии, однодворцы – около 2 млн.

Крестьяне отличались и по имущественному положению в зависимости принадлежности (государственные и удельные) и в зависимости от района их проживания (южные районы были более богаче). Крестьянство оказывало влияние развитие капитализма. Небольшая часть крестьян вовлекалась в капиталистические отношения, массовый характер приобрело отходничество.

Развитие капитализма, рост антифеодальной борьбы подталкивало правительство к принятию мер, способствовавших выходу крестьян из крепостной зависимости. Крестьянский вопрос неоднократно ставил перед правительствами Александра I и Николая I.

В 1803г. был издан Указ о вольных хлебопашцах. Он разрешил помещикам освобождать крестьян с наделением их землей за выкуп путем заключения соответствующей сделки, которая утверждалась царем. В результате было освобождено свыше 47 тыс. душ мужского пола. В связи с постоянными крестьянскими волнениями в Прибалтике в 1816-1819 гг. были освобождены от крепостной зависимости крестьяне Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерний, но без земли. В 1836г. Николай I особым указом подтвердил монополию дворян на владение крепостными. В 1837-1841 гг. была проведена реформа по ^правлению государственными крестьянами, параллельно издан Указ о праве на волю посессионвых крестьян (1840). В 1842г. Указ о вольных хлебопашцах заменяется Указом об обязанных крестьянах, по которому право помещиков освобождать крестьян за выкуп влечет сохранение земель в собственности помещиков; крестьяне получают наделы не в собственность, а во временное пользование. В 1848г. был принят Указ а праве крестьян приобретать недвижимость.


В 1830-1850-х гг. проблема крепостного состояния крестьян многократно рассматривалась на заседаниях различных «секретных комитетов», но из-за противодействия дворян, политической реакции 1848-1855гг. сроки Крестьянской реформы постоянно отодвигались. В результате росла социальная активность крестьян, а ситуацию в России перед отменой крепостного права можно назвать революционной. Правительство не справлялось с растущим протестом крестьян, боялось новой «пугачевщины», и вступивший на престол Александр II вынужден был признать необходимость скорейшего решения крестьянского вопроса «сверху», пока крестьяне сами не освободят себя революционным путем «снизу».
2. Государственный строй России в первой половине XIX в.

Первая половина XIXв. характеризуется одновременными реформами в социально-экономических сферах, но в этом периоде были и свои особенности. При Александре I (1801-1825 гг.) наблюдалась более либеральные преобразования во внутренней политике, особенно до Отечественной войны 1812г. При Николае I (1825-1855 гг.) наблюдались реакционно-охранительные меры власти (после восстания декабристов) и попытка совершенствования органов власти и управления с приспособлением феодального государства к новым экономическим и политическим условиям.

Высшими органами власти и управления в первой половине XIX в. являлись одновременно или сменяя друг друга Совет при высочайшем дворе (Высочайший совет), Непременный совет, Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Сенат, министерства, Синод.

Высочайший совет существовал до 1801г. при Павле I - являлся совещательным органом при императоре, состоял из 8 человек, собирался нерегулярно. При Александре I Высочайший совет был упразднен.

30 марта 1801г. учрежден Непременный совет (постоянно действующий) - являлся законосовещательным органом при императоре, состоял из 12 человек. Непременный совет просуществовал до 1811г., однако не имел важной роли в центральной администрации.


1 января 1810г. был учрежден Государственный совет – являлся важнейшим совещательным, разъяснительным, законотворческим, распределительным государственным органом при императоре. Он состоял из 25-26 человек (позднее 70-80 человек). Государственный совет имел четкую структуру и состоял из 4 департаментов: 1) департамент общих законов; 2) департамент гражданских, духовных дел, юстиции и полиции, 3) департамент финансов, промышленности и наук; 4) военный департамент.Как орган власти, Государственный совет просуществовал до 1917г.

4 апреля 1826г. учреждается « Собственная его Императорского Величества канцелярия», сформированная на основе уже существовавшей государственной канцелярии. В период правления Николая I были учреждены шесть отделений Собственной его Императорского Величества канцелярии (I отделение - надзор над министерствами, занималось подбором и расстановкой кадров, осуществляло подготовку законопроектов и выполняло, собственно, канцелярские функции; II отделение - занималось кодификацией законов; III отделение - являлась секретной полицией и осуществляло разнообразные функции политического сыска; IV отделение - управление учебной, воспитательной, благотворительной деятельностью; V отделение – обучало и осуществляло реформу государственной деревни; VI отделение - осуществляло управление присоединенными к России землями на Кавказе.)

Сенат. В первой половине XIX в. являлся высшим судебным учреждением. У Сената были широкие, административные, судебные, контролирующие полномочия. В 1811г. Сенат был реорганизован, разделен на Судный и Правительствующий Сенат, а в 1813г. был поставлен в подчиненное положение к Государственному совету, который получал по отношению к Сенату право высшего апелляционного суда. В период правления Николая I, высшие административные функции Сената сокращаются и переходят к соответствующим отделениям, а Сенат окончательно трансформировался в высшее судебное учреждение.


В 1802г. вместо коллегий были учреждены министерства - исполнительные органы управления. По манифесту 8 сентября 1802г. учреждались восемь министерств (военных сухопутных сил, военных морских сил, внутренних дел, иностранных дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения). На правах министерства учреждалось также казначейство.

Синод в первой половине XIX в. был близок к обыкновенному министерству. В 1817г. Синод был объединён с министерством духовных дел и народного просвещения. В 1824г. Синод восстанавливается, но получает ограниченные права равные министерству. Таким образом, Синод трансформировался в обыкновенное отраслевое ведомство с ограниченными организационно-хозяйственными функциями.

3. Развитие права в первой половине XIX в. Кодификационная работа в первой половине XIX в.

В этот период назрела острая необходимость кодификации права, так как со времени выхода Соборного уложения 1649т. накопилось большое количество нормативных актов, зачастую противоречивших друг другу и не отражавших потребностей общественно-экономического развития.

Попытка кодификации была предпринята М. Сперанским в 1804г., когда были созданы проекты гражданского, торгового и уголовного уложений. Но уложения были отвергнуты, так как в них было усмотрено влияние законодательства Французской буржуазной революции.

Работы по кодификации были возобновлены только в 1826г., когда М1. Сперанский предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные акты в хронологическом порядке. Составителями была проделана огромная работа по выявлению и отбору нормативных актов, так как со времени выхода Соборного уложения не осуществлялась ни официальная, ни частная публикация законов. В 1830г. Полное собрание законов Российской империи было издано. В 1832г. опубликован, а с 1835г. введен в действие Свод законов Российской империи. В него были включены последние нормативные акты, а из противоречащих друг другу выбраны позднейшие.


Свод делился на 8 разделов, составители стремились расположить акты по отраслям права. Кодификация законодательства, таким образом, привела к формированию отдельных отраслей права: гражданского, уголовного и т.д. В 1836г. началась работа над созданием нового уголовного кодекса. В 1845г. было утверждено «Уложение 6 наказаниях уголовных и исправительных».

Гражданское законодательство систематизировано в томе X Свода законов. В ст. 262 ч. 1 т. X Свода впервые было сформулировано понятие права собственности. Значительное место отводилось обязательственному праву, Договоры заключались как в письменной, так и в устной форме по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Всякий правильно составленный договор подлежал исполнению. Существовали следующие средства обеспечения договоров: поручительство, залог недвижимости, неустойка, заклад движимого имущества.

В этот период, помимо известных ранее договоров мены, купли-продажи, поставки и подряда, займа, появляется договор запродажи, по которому одна из сторон обязуется продать движимое или недвижимое имущество к назначенному сроку, причем в договоре указывались цена и сумма неустойки.

Важную роль играли договоры товарищества, которое составлялось из лиц, объединившихся в.единую организацию и действовавших под общим именем. Различались товарищества: полное; на вере,;. «по участкам».

Брачно-семейные отношения были урегулированы в книге первой Свода «О правах, обязанностях семейных»; установлен брачный возраст. На вступление в брак необходимо было разрешение родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоящие на военной службе, должны были испрашивать на брак разрешение начальства. Помещичьи крестьяне также не могли вступить в брак без ведома владельца. Законным браком считался только церковный, который расторгался в редчайших случаях. Жена находилась в подчиненном положении, ее статус определялся статусом супруга. Своим имуществом супруги могли распоряжаться независимо друг от друга. Дети делились на законных и незаконнорожденных.


Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. При отсутствии завещания ближайшее право на наследование имели родственники мужского пола по нисходящей линии.

Нормы уголовного права были изложены в книге первой XV тома. Однако их изложение, хотя и было значительным шагом вперед, все же содержало множество несогласованных норм и статей. Необходима была новая кодификация уголовного права, которую поручили М. Сперанскому, но работа была закончена уже после его смерти.

Проект был рассмотрен Государственным советом и утвержден императором в 1845 г. и вступил в действие в 1846 г. . Новый кодекс назывался «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». В начале Уложения содержались нормы Общей части уголовного права.

Понятие преступления дано более развернуто, чем в Своде законов, однако оно не отграничено от понятия проступка. В Уложении установлены формы вины, стадии преступления, виды соучастия, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Вначале традиционно шли преступления против веры, затем - государственные, которым уделялось большое значение. Даже умысел (намерение) свергнуть императора карался смертной казнью и лишением всех прав. Специальные разделы отводились преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. Обширный раздел был посвящен преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, а также преступлениям против собственности частных лиц.

В Уложении содержится довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: уголовные (лишение всех прав состояния в сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторгу; ссылкой на поселение) и исправительные (отдача в арестантские роты; заключение в крепость; тюрьму; смирительные или работные дома; денежные взыскания).

Судебный процесс в основном оставался инквизиционным. Указ 1801г. запрещал пытки, однако на практике они применялись достаточно широко.

Свод законов уделял большое внимание процессу. Решающая роль принадлежала полиции. Следствие подразделялось на предварительное и формальное. Осуществляли надзор за следствием прокуроры и стряпчие. Свод закрепил систему формальных доказательств. Сохранилось деление доказательств на совершенные (собственное признание, письменные доказательства, признанные обвиняемым, заключение медицинских экспертов,) и несовершенные (внесудебное признание обвиняемого, оговор им посторонних лиц, повальный обыск, показания одного свидетеля, улики).


Приговоры не были стабильными и весьма часто рассматривались в вышестоящих инстанциях. Крестьян, выступавших против своих помещиков, судил военный суд. Преступления против веры и против государственной власти разбирались «без промедления». Для рассмотрения таких дел по указу царя могли создаваться специальные верховные уголовные суды (такой суд судил декабристов). В судах процветали взяточничество и волокита. Образовательный уровень судей был низок.
I Основная литература


  1. Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб. Изд. СПб. Университета МВД РФ, 1999.

  2. Вернандский Г.В. История права. – СПб. Изд-во СПб университета МВД РФ, - 2000.

  3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. Изд. – 3-е. – М.: Юрист. – 1996; М., 2005.

  4. История государства и права России. /Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Былина, 1996; - М.: Проспект, 2004.

  5. История государства и права России. /Под ред. В.К. Цечоев, В.И. Власов, - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  6. История отечественного государства и права. – Ч.1 /Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Бек. – 1996; - М., 2000. Ч.2. – М. 1997; - М., 2001.

  7. История государства и права России. /Под ред. Р.И. Юшкова, - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  8. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Курс лекций. – Минск: Амалфея. – 2001.

  9. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.I – II, - М. 2003.

  10. Рогов В.А. История государства и права России IX – начало XX веков. – М. 1999.

  11. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. /Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. – М., 2005
II Дополнительная литература

  1. Ерошкин Н.П. История государственный учреждений дореволюционной России. – М. 1997, - М. 2004

  2. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. – М. 1978.
  3. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. – М. 1978.


  4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн., - М.: Мысль, 1993, - М.: 2005.

  5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М. 1993.

  6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб., 2005.

  7. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX в. – Саратов, 1994.

  8. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года в 2 частях. – Петрозаводск, 1997.