refik.in.ua 1 2 ... 15 16
Мери Хоуп - Сущность женщины: Её Сила, тайна, архетипы. Её Богиня



УДК 159.9 ББК 88.4 Х85

Перевод с английского под ред. И. Старых Хоуп Мерри


Х 5
Сущность женщины: Её Сила, тайна, архетипы. Её Богиня / Перев. с англ. — М.: ООО Издательский дом «София», 2006. — 224 с.

ISBN 5-9550-0578-1
Книга «Сущность женщины» охватывает историю женщины с древнейших времен до наших дней, а также эволюцию женского архетипа и представлений о женственности.

Мерри Хоуп использует идеи, почерпнутые из мифологии, метафизики, психологии и парапсихологии, чтобы пролить свет на фемининный архетип и изменяющуюся роль женщины в обществе: жрица и мать, грешница и святая, профессионал и шаманка.

Образ современной женщины представлен как логическое завершение многих столетий угнетения и борьбы, — ныне у женщины есть уникальная возможность взять собственную судьбу в свои руки и пересоздать ее заново. Задача современной женщины состоит не только в том, чтобы осознать свой потенциал и обрести целостность, но также и в том, чтобы использовать женские качества и энергии для исцеления планеты и построения общества, где мужчины и женщины смогут жить в гармонии.
УДК 159.9 ББК 88.4

© 1991 Murry Норе Essential Woman Her Mystery, Her Power by Murry Hope

Все права зарезервированы, включая право на полное или частичное воспроизведение в какой бы то ни было форме.

© «София», 2006


ISBN
5-9550-0578-1

© ООО ИД «София», 2006
СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I 6


Прошлое 6

Уроборос 6

Серебряный век — Эра Рака 8

Солнце, Луна и мифы 10

Влияние Луны на женщин 12

Серебряные годы 14

ГЛАВА 3 21

Stella Mater 21

Древние фемининные архетипы 24

Афина 29

Артемида 30

Афродита 31

Гера 32

Гестия 32

Деметра 33

ГЛАВА 5 35

Ее мистерии 35

ГЛАВА 6 44

Ее цвета 44

ГЛАВА 7 56

Женщины в религии 56

Женщина — мистик и маг 65

ЧАСТЬ II 82

ГЛАВА 10 82

ГЛАВА 11 88

ГЛАВА 12 92

ГЛАВА 14 104


ВВЕДЕНИЕ

В современном мире нам то и дело приходится слышать слово «равенство» в отношении рас, вероисповеданий, национальностей и полов. Но что касается полов — насколько это равенство реально? Боюсь, не слишком. К сожалению, с точки зрения многих религий и социальных учреждений женщина до сих пор еще считается низшим существом, — причем некоторые осмеливаются высказывать такие убеждения публично и даже с совершенно неуместной гордостью. Хотя общество иногда позволяет женщине обрести власть и авторитет, это редко сказывается на положении ее сестер в более низких слоях общества, и при этом соперники-мужчины не прекращают прилагать усилия, чтобы сместить ее.

Где источник бытующего в обществе мифа о неравенстве? Что породило ложные и соЁершенно несправедливые догмы, которые его поддерживают? Или, возможно, вопрос нужно ставить иначе: какие энергии вызвали в нашем обществе тонкое генетическое программирование определенных предрассудков и табу? За сотни лет эти предрассудки постепенно пропитали собой ткань нашей жизни и настолько глубоко отпечатались в бессознательном, что люди слепо принимают их как неопровержимую догму земного существования.

На страницах данной книги мы будем исследовать эти и другие метафизические вопросы относительно истинной природы и статуса женщины, а заодно поговорим о физических и душевных страданиях, которые описанные тут факторы причинили миллионам и миллионам женщин на протяжении столетий. Прежде чем мои наименее воинственные читатели отложат книгу, хочу заверить их,что борьба полов (на мой взгляд, представляющая собой искусственно созданный и запрограммированный в подсознании конфликт, которому нет места в цивилизованном обществе) — отнюдь не тема моей книги. Как мужчины, так и женщины, сами того не желая, вписывали свои страницы в свод пороков,


правивших обществом в последние столетия, и каждый пол в той или иной мере подыгрывал другому. Возможно, освобождение требуется не столько женщинам или мужчинам, сколько некоей третьей силе, или катализатору, соединяющему их. Иными словами, нужно не ограничиваться симптомами, а попытаться отыскать истинную причину болезни, — ив следующих главах она обнажится.

Процесс индивидуализации, включающий в себя установление равновесия между анимой и анимусом* внутри личности, представляет собой неотъемлемую часть естественного эволюционного развития Homo sapiens. Чем большей духовной зрелости достигает человек, тем меньшую роль для него играют половые различия. В по-настоящему просветленном обществе мужчины и женщины будут жить в гармонии, деля друг с другом любые переживания, тяготы, страдания и радости в полном взаимопонимании, — и смогут если не полностью, то хотя бы частично «прочувствовать» опыт друг друга.

Для объективного исследования данного предмета требуется многомерный всеобъемлющий взгляд — начиная от социологического анализа и заканчивая научным и метафизическим разоблачением глубоко укоренившихся в сознании ошибочных верований и вредоносных шаблонов поведения. Способствуют ли, например, общепринятые взаимоотношения между полами росту каждой личности в соответствии с фундаментальными космическими законами? Или же они являются порождениями интеллекта, того самого интеллекта, который питается энергией конфликта, конкурентной борьбы и унижения человеческого достоинства? Если верно последнее, тогда нам необходимо отыскать и разоблачить этого слугу хаоса, который так долго правил нашей планетой, избрав женское начало в качестве козла отпущения или лабораторной мыши. После этого мы сможем разбить цепи и навсегда выйти из-под его власти. А если приношение женщины в жертву — это всего лишь стадия роста Homo sapiens, тогда не пора ли нам расстаться с лохмотьями проведенного в трансцендентной нищете детства и кричащими атрибутами бунтарской юности, чтобы надеть гармоничные одеяния личностной целостности и духовной зрелости?


Проблемы женщин, как мне видится, представляют собой всего лишь один из симптомов гораздо более серьезной болезни, которая терзала нашу планету на протяжении столетий и продолжает терзать вопреки усилиям, предпринимаемым просветленными реформаторами, психологами, социологами и духовными учителями, стремящимися к либеральным и справедливым преобразованиям.
* Термины, введенные психологом К. Г. Юнгом. Анима — женский аспект женской и мужской психики, анимус — мужской аспект мужской и женской психики. — Прим. ред.
Некоторые эзотерические школы высказывают предположение, что, когда душа (или дух) входит в женское тело, она делает это специально для того, чтобы познать подчинение. Поэтому не следует нарушать status quo в отношениях между полами. Это все равно что сказать, будто нам не нужно искать средства против болезней, ежегодно уносящих жизни тысяч людей, поскольку исцеление помешает многим душам обрести даруемый данной разновидностью страдания опыт. В то время как борьба с болезнями считается вполне оправданной и благородной задачей, многие полагают, будто незавидная участь женщины является необходимым условием сбалансированного функционирования социальных структур.

Полная чепуха! Если эта планета станет более уютной и безопасной для женщин и они смогут жить здесь, не боясь душевных и физических издевательств, которым они подвергаются на всех уровнях общества; если женщины будут признаны духовно равными мужчинам и получат право реализовать себя в любой области человеческой деятельности,— тогда смогут достичь духовной зрелости и те души, которые проходят через мужской опыт. Но всегда есть души, или духи, предпочитающие остаться «детьми» и отказывающиеся в полной мере взять на себя физические, умственные и духовные обязанности взрослого человека. До тех пор пока не вмешаются более могущественные силы и Гея не решит снова наказать своих неразумных детей, подобные духи будут снова и снова воплощаться либо в мужчинах, либо в таких женских телах, которые позволяют беззаботно жить за счет мужчин, все еще следующих устаревшим религиозным и социальным догмам.


Надеюсь, что следующие главы, где описаны верования, надежды и истории из жизни женщин прошлого и настоящего, смогут объяснить мою позицию. Причем говорить мы будем не только о тех женщинах, что оставили свой след — большой или крохотный — в памяти общества. Речь пойдет о чувствах, взглядах, проблемах, огорчениях и жертвах «обычных» женщин, столкнувшихся с трудностями и быстро изменяющимися ценностями современного мира, — о тех радостях и горестях, которыми мы тихо делимся друг с другом, чтобы хоть ненадолго освободиться от груза повседневной жизни и обрести силы для дальнейшей борьбы.




ЧАСТЬ I

Прошлое

ГЛАВА 1


Уроборос

Приглашаю читателей пуститься вместе со мной в путешествие по туннелям времени. Минуя бесчисленные страницы исторических свидетельств, мы отправимся в доисторические времена, тайны которых, дошедшие до нас в мифах, легендах и сказках, смутно проглядывают сквозь удивительные сказания исчезнувших континентов и канувших в лету цивилизаций. Основным предметом нашего исследования является ЖЕНЩИНА — ее прошлое, настоящее и будущее на этой планете.

Мифы и легенды... Вы можете спросить: много ли в них правды и какое отношение они имеют к сегодняшнему дню? Однако, как мы убедимся, в преданиях прошлого действительно можно найти ответы на некоторые вопросы современности, а иные из них дают нам ключ к пониманию внутренних процессов женской психологии. Профессор Ефремов из России недавно упрекнул западных ученых в том, что они с некоторым снобизмом относятся к народным преданиям. «Историкам следует обращать больше внимания на древние традиции и фольклор», — подчеркнул он. Поскольку нередко оказывалось, что так называемые «мифы» на самом деле описывали исторические факты (например, миф о Трое), нам не мешало бы внимательно прислушаться к совету этого ученого.


Феминизм, фактически, дал начало новой терминологии. Например, американская писательница Риан Айслер (Raine Eisler) ввела в употребление термин андрократия (вместо «патриархата»), обозначающий систему управления, основанную на применении силы или угрозе применения силы мужчинами. В качестве альтернативы она предложила гиланию (gylany — от греческих корней gyne (женщина) и andros (мужчина)).

«Буква / посередине имеет двойное значение. В английском языке она обозначает связь (linking) между двумя половинами человечества, которая должна заменить вертикальную иерархию, установленную при андрокра- тии». В греческом языке эта буква обозначает латинский глагол lyein или lyo, который, в свою очередь, тоже имеет двойное значение: «решать» (как в слове анализ) и «растворять, освобождать» (как в слове катализ). Айслер также использует термины «доминативная иерархия» в отношении систем вертикального управления и «актуализационная иерархия» в отношении систем, вложенных друг в друга (например, молекулы — клетки — органы тела), где налицо ряд все более высоких с эволюционной точки зрения и сложных систем функционирования.

Эдвард К. Уитмонт (Edward С. Whitmont) предпочитает использовать термины андролатрия и гинолатрия, а Луиза Тейш (Luisah Teish) гинан- дрия. И все эти слова оправданы этимологически. Однако, поскольку существует так много вариантов и исследователи пока еще окончательно не определились с терминологией, я решила использовать для обозначения мужского и женского доминирования в обществе, обычаях и религии традиционные термины патриархат и матриархат.


Внутреннюю силу женщины часто символически обозначают через образ змеи,' причем крупнейшие религии склонны подчеркивать негативные качества змеи, перенося их на женщин вообще. Однако змеиная энергия, связанная с большинством других природных сил, многогранна. И не просто так жрецы Древнего Египта, одной из древнейших цивилизаций мира, особо почитали змея Урея, считая его символом проницательности и глубочайшей эзотерической мудрости. Откуда к ним пришел этот символ? Несомненно, они унаследовали его от одной из доисторических культур. Многие авторитетные исследователи считают эти культуры сугубо мифологическими, и тем не менее мудрецы и духовные учители всего мира бережно пронесли знания о них через темные века невежества, предрассудков и духовной слепоты.

Как антропологи, так и хранители тайных знаний подтверждают, что представления о Богине-Создательнице очень древние. А ученые, исследующие генотип населения планеты, недавно установили, что все люди по материнской линии являются потомками одной женщины, которая, скорее всего, жила в Африке (поэтому ее назвали «черной Евой»). Очевидно, представления о женском созидательном начале появились раньше, чем идея Творца-мужчины. Каким же образом эта изначальная концепция быт
искажена и разрушена? И если женское созидательное начало можно отождествить с силой змеи, значит, несомненно, его энергии резонируют с эзотерическим символом Уробороса, который, согласно описаниям гностиков, представляет собой дракона или змея, кусающего себя за хвост. Уроборос символизирует, помимо всего прочего, самооплодотворение и природу, которая постоянно циклически возвращается к собственному началу (завершая круг), откуда ее энергии затем получают возможность подняться к более высоким колебаниям, или более тонкому уровню самореализации.

Этот символизм особенно применим к концепции Богини-Творца, поскольку София, Мудрость, или первичное женское начало, которое гностики называли Мировой Душой, поднявшись на очередной уровень эволюции, или эон (если говорить об иерархии духовных уровней), затем вынуждена совершить жертвенное нисхождение к самому нижнему уровню, чтобы впоследствии вновь вернуться и явить свою подлинную божественность, — замыкая круг Уробороса и завершая очередную эру эволюции.


Говоря в терминах отдельной личности, после того как творческий круг завершен на материальном уровне, дух обретает возможность принять в себя его продуктивные энергии, чтобы продолжить собственный трансцендентный поиск. Подтверждением этому может служить следующий отрывок из апокрифического Евангелия от Египтян — беседа между Христом и одной из его учениц по имени Саломея:

Когда Саломея спросила, долго ли будет торжествовать смерть, Господь сказал: До тех пор, пока вы, женщины, будете рожать детей, ибо я пришел сокрушить работу женщины. Тогда Саломея спросила: Значит, это хорошо, что у меня нет детей? На что Господь ответил: Вкушай каждую траву, но не вкушай траву горькую. Когда же Саломея спросила, когда откроются те вещи, о которых она спрашивала, Господь сказал: Когда вы отринете одежды стыда; когда Два станут Одним, а Мужчина и Женщина — не мужчиной и не женщиной.

Метафизические философы и психологи нередко толкуют эти слова в том смысле, что альтернативой реализации божественной искры через рождение ребенка является ассимиляция этой творческой энергии в индивидуальный дух: внутренний брак анимы и анимуса, или мужского и женского начал психики, ведущий к истинной трансперсональной индивидуализации. Индуисты эту же концепцию формулируют следующим образом: «К чему нам дети, если у нас есть Я?» Первобытные мифы всегда признавали и подчеркивали несовместимость между бессмертием и деторождением.

Почему же нужно сокрушить «работу женщины», чтобы достичь этих трансцендентных высот? Почему не «работу мужчины»? Возможно, чтобы понять, что именно произошло на всех уровнях, нам необходимо проследить испытания, треволнения и победы уроборической одиссеи Создательницы — расцвет и упадок матриархата, символическое «падение» Софии, подчиненное положение женщины, влекущее за собой страдания и унижения? Надеюсь, эти исследования помогут пролить свет на природу и смысл тонких энергий, или проявлений вселенского разума, которые, очевидно, оказывают такое сильное влияние на функционирование социального устройства на материальном, практическом и бытовом уровнях земного бытия. Я не пытаюсь утвердить какие-либо догмы и не настаиваю, что мои предположения являются единственно верным ответом, однако они могут прояснить некоторые вопросы женской психологии и опыта.






следующая страница >>