refik.in.ua 1

Как сказать «нет»?


Есть простые приемы научиться говорить "нет" как коллегам, начальству, так и родственникам, друзьям. И есть достаточно литературы на эту тему.
Но стоит только начать следовать этим приемам, как возникают сложности, внутренние барьеры.
Вроде все правильно сделано, но не работает…
Конечно, идеальное решение — это пройти курс консультирования у психолога. Но не все готовы на это. Иногда люди думают, что им просто будут давать советы.
Так вот, советы психологи дают в журналах и в телепередачах, а при индивидуальной работе применяются действенные техники, которые помогают человеку осознать и изменить внутренние стратегии поведения.

И все же! Вот некоторые рекомендации на первых порах:
Первое: (и это самое трудное) — ответьте для себя, для чего вы так себя ведете?
Именно не «почему», а зачем, для чего? Что Вы получаете для себя лично, когда соглашаетесь выполнять все подряд поручения начальства, когда помогаете друзьям в ущерб собственным интересам. И хоть на этот вопрос самостоятельно ответить трудно, все же постарайтесь!!! Не спешите с ответом. Просто поставьте для себя этот вопрос и прислушайтесь к собственным чувствам, мыслям. Ведь ответ на этот вопрос может дать вам альтернативный способ поведения. Может быть, так Вы сможете удовлетворить свои потребности, но другим способом. Вполне возможно, Вы пересмотрите собственные потребности? Может, Вы по инерции продолжаете угождать всем и всякому, в глубине души этого не желая?
Второе: (только выглядит легким) – научитесь брать паузу.
Прежде чем, кинетесь спасать мир, остановитесь и подумайте, можете ли Вы сейчас себе это позволить? Ведь, говоря «ДА» - другим, Вы говорите «НЕТ» - себе!!!
Третье: (потребуется определенное упорство) - начинайте УЧИТЬСЯ говорить "нет".

Для начала говорить это даже в тех случаях, когда вы все равно поможете. Только научитесь тому, чтобы вашей первой реакцией было слово "нет". Потом, можете извиниться, отшутиться Это уже будет не важно. Главное, что и вы, и ваше окружение станет понемногу привыкать к тому, что Вы МОЖЕТЕ отказать.

Далее: - начинайте управлять просьбами и поручениями к вам.
Именно управлять! Что-то брать на себя, что-то делегировать другим людям, от чего-то, безусловно, отказываться. И здесь будьте честны перед собой и людьми. Если просьба сослуживца затрагивает ваши интересы, если очередное поручение руководителя конфликтует с предыдущим, так и говорите об этом!
Еще можно отнести поручение или просьбу на более подходящие условия, время: "Да, я могу это сделать, но как только закончу СВОЮ работу". ""Я перепишу текст, если вы точно укажите, что нужно заменить и что добавить". "Я тебе помогу, а взамен ты мне обзвонишь клиентов по списку". 
А еще вариант — передача ответственности: «Да ты что! Меня начальство съест!" «Ты хочешь, что бы я пострадал (лишился премии, потерял бонусы, расположение и т.д.)?»
А сейчас начните репетировать все фразы перед зеркалом. Потренируйтесь, что бы у вас получалось убедительно, что бы Вы чувствовали себя комфортно.

Почувствуйте себя свободным человеком, сказав "нет". И при этом – никакой вины! Все чувство свободы должно сквозить в вашем облике, мимике, походке! Это должно проявляться в голосе, ровном и уверенном, в Вашем состоянии правоты.

Такую привычку – БЫТЬ СВОБОДНЫМ надо культивировать!