refik.in.ua 1


Тема 1 Предмет, метод и задачи курса «Экономика предприятия»

1.Содержание понятия «Экономика предприятия», предмет и структура курса.

2. Методический инструментарий и задачи курса

1.

Сущность понятия “Экономика предприятия” раскрывается через его составляющие:

экономика - (от греч. Oikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон) - искусство ведения хозяйства;

предприятие - организация, осуществляющая в целях получения прибыли определенную деятельность, наделенная правами юридического лица.
Слово «экономика» имеет в русском языке двойную смысловую нагрузку. Во-первых, оно обозначает систему хозяйствования. Во-вторых, подразумевает науку, изучающую закономерности функционирования этой системы. В английском языке эти два понятия различаются и терминологически: economy – хозяйственная система, economiсs – наука.

Экономика (в целом) как система хозяйствования включает в себя следующие составляющие:


  • производственные процессы, в результате которых предметы труда трансформируются из исходных ресурсов в общественно полезные блага (изделия и услуги);

  • факторы производства (трудовые факторы, средства труда, предметы труда), в совокупности формирующие производственные процессы;

  • хозяйствующие субъекты, которые являются носителями прав и обязанностей в отношении факторов производства и результатов своей деятельности;

  • экономические отношения, т.е. принципы и методы учета затрат и результатов труда, в соответствии с которыми идет перераспределение благ между отдельными участниками производственного процесса и другими членами общества и благодаря которым реализуются упомянутые права и обязанности;
  • экономические механизмы и инструменты (цены, зарплата, дивиденды, налоги, платежи), при помощи которых реализуются экономические отношения; т.е. формируются желания людей осуществлять производственные процессы и создаются возможности их регулирования в благоприятном для общества направлении.


Это основные компоненты «экономики» как хозяйства страны, региона. Они приемлемы и для понятия «экономика предприятия», т.к. богатство страны напрямую (налоги, зарплата, прибыль, дивиденды) зависит от эффективности работы предприятий.

Экономика как наука изучает закономерности функционирования экономики как системы хозяйствования. Она предполагает овладение знаниями о совокупности законов, понятий, методов, принципов, определений о рациональном ведении хозяйства. Это накопление опыта экономического управления и его адаптация к повседневному применению.

Таким образом, предметом изучения “Экономики предприятия” как науки являются экономические отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выделение конкретных форм проявления экономических законов в его деятельности.

Внутренние экономические отношения возникают между собственниками предприятия и трудовым коллективом; между отдельными участниками трудового процесса на предприятии.

Внешние экономические отношения возникают у предприятия с государством, поставщиками, потребителями, конкурентами.
Экономика предприятия представляет собой научную дисциплину, исследующую хозяйственные процессы и явления, которые происходят в предприятиях в процессе производства продукции, выполнению работ, либо оказания услуг.

В курсе «Экономика предприятия» изучаются:

  • экономические отношения, преобразованные в конкретные виды деятельности, которые возникают у предприятия в процессе производства и реализации продукции (товаров), предоставления услуг, обслуживания потребителей;

  • конкретизация экономических законов применительно к предприятию как субъекту рыночных отношений;
  • сущность экономических понятий, категорий, показателей, которые характеризуют деятельность предприятия;


  • тенденции развития предприятия;

  • основы планирования (прогнозирования) оптимальной деятельности предприятия;

  • ресурсный потенциал предприятия;

  • основные результирующие и затратные показатели деятельности предприятия;

  • методы и показатели оценки эффективности предприятия, обоснование допустимых границ деятельности предприятия, выявления резервов, оценка альтернативных путей развития.


2.

Метод курса “Экономика предприятия” - это общенаучные способы познания и исследования явлений и процессов, происходящих на предприятии. Основой методологии являются: единство эмпирической и теоретической сторон познания и материалистическая диалектика.

Единство эмпирического и теоретического необходимо, чтобы теория не стала беспредметной, а хозяйственно-финансовая деятельность не осуществлялась методом проб и ошибок.

Материалистическая диалектика требует рассмотрения всех явлений на предприятии в их тесной взаимосвязи, логической и исторической обусловленности и движении.

Экономика предприятия в своем развитии широко использует методы программного, целевого, системного и комплексного подходов к изучению явлений и процессов.

Программный подход - позволяет на основе совокупности мероприятий, расписанных по срокам исполнения, реализовать поставленные цели.

Целевой подход предполагает подчинение развития предприятия достижению стратегической цели.

Системный подход предполагает рассмотрение процессов на предприятии как единого целого, имеющего внешние и внутренние связи.

Комплексный подход ориентирует на раскрытие всех возможных сторон и аспектов исследуемых явлений и процессов.

Важным методом экономики предприятия является экономический анализ и прогноз. Экономический анализ - это количественная и качественная оценка причинно-следственных связей явлений и процессов на предприятии. Широко используется экономико-математическое моделирование, индукция (от частного к целому) и дедукция – (от целого к частному) как приемы логического анализа, эксперимент.


В экономике предприятия также используются макроэкономический подход к оценке процессов и явлений на предприятии, инвариантность (альтернативность) разрешения тех или иных хозяйственных задач, применение современного научного инструментария принятия управленческих решений, анализ, обобщение и внедрение отечественного и зарубежного опыта хозяйствования.

Основной целью изучения курса “Экономики предприятия” является формирование у студентов необходимого набора знаний, навыков, мировоззрения в области управления экономической деятельностью предприятия.

В процессе обучения осуществляется подготовка студентов к самостоятельному принятию решений, затрагивающих различные аспекты непосредственной деятельности предприятия, на основе овладения всем набором факторов экономической информации.

Задачи курса «Экономика предприятия» связаны с формированием:


  • системы взаимосвязанных (взаимообусловленных и взаимозависимых) факторов производства и реализации продукции на предприятии;

  • инструментария (системы принципов, методов и показателей), обеспечивающего соизмеримую стоимостную оценку затрат и результатов деятельности предприятия;

  • аналитического аппарата и организационной основы, гарантирующих поиск и реализацию наиболее эффективных путей производства и реализации продукции, а также направлений развития предприятия;

  • мотивационного инструментария, необходимого, для того чтобы определять цели и находить средства для обеспечения эффективного хозяйствования.

Дисциплина «Экономика предприятия» является базовой специальной дисциплиной в профессиональной подготовке специалиста – экономиста и магистра по экономике и предпринимательству.

Она опирается на такие дисциплины общеэкономического блока специальности, как политическая экономия, макро- и микроэкономика. В структурно-логической схеме подготовки специалистов и магистров изучаемый курс тесно связан с такими нормативными дисциплинами как: потенциал предприятия; внутренний экономический механизм предприятия; планирование деятельности предприятия; бухгалтерский учет; анализ хозяйственной деятельности предприятия; финансы предприятия; стратегия предприятия; менеджмент; маркетинг;


  • экономика и организация деятельности фирм; экономика труда и социально-экономические отношения и др.

А также с такими обеспечивающими экономическими дисциплинами как:

  • ценообразование; основы предпринимательства; ценовая политика предприятия;

  • экономические риски и методы их измерения; конкурентоспособность предприятия; АРМ – экономиста; экономическая диагностика и др.