refik.in.ua   1 ... 30 31 32 33

4. Основными факторами, определяющими развитие уголовно-исполнительной системы, являются международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями. Присоединение Российской Федерации в 1996 году к Уставу Совета Европы и в 1998 году - к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными). В январе 2006 г. были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их новая редакция базируется на решениях Европейского Суда по правам человека, применяющего Европейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заключенных и стандартов по обращению с заключенными, которые содержатся в рекомендациях Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Студент должен знать суть реформы уголовно-исполнительной системы. В целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний на основе рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Президентом Российской Федерации принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ (Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100), что предусматривало её передачу в ведение Минюста РФ. 21 июля 1998 года подписан Федеральный закон, которым были внесены изменения в УИК, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УПК РСФСР и 17 Законов и Федеральных законов РФ. 28 июля 1998 г. Указом Президента с 1 сентября 1998 года уголовно-исполнительная система МВД РФ передана в ведение Министерства юстиции, при этом уголовно-исполнительная система Минюста признана правопреемницей УИС МВД РФ. Кроме того, в уголовно-исполнительную систему была включена система уголовно-исполнительных инспекций. При проведении административной реформы 2004 г. создана Федеральная служба исполнения наказаний.


Переход уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции предполагает большую демократичность УИС, преодоление чрезмерной концентрации власти у МВД, в том числе наличие у одного ведомства функций розыска, следствия и исполнения наказаний, а также соответствует международным стандартам в области исполнения наказания. Необходимо иметь в виду, что в науке уголовно-исполнительного права нет единого мнения по вопросу о необходимости проведения подобной реформы уголовно-исполнительной системы, высказываются сомнения по поводу своевременности и целесообразности таких преобразований. Студент должен составить собственное мнение по этому вопросу, для чего необходимо обратиться к рекомендованным нормативным актам и рекомендованной литературе.

Генеральные направления реформирования УИС таковы:

Приведение в соответствие с нормами УИК фактических условий отбывания осужденными наказаний. В частности, имеется явное несоответствие между правовым и фактическим положением осужденных.

Отказ от исправительных колоний как основного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение реализации положений законодательства о новых альтернативных видах наказания.

Продолжение правовой реформы в сфере исполнения наказаний.

Разработка комплекса мер социального воздействия на осужденных, оказания психологической помощи.

Снижение числа осужденных к лишению свободы. Статистика показывает: около 50% осужденных за первый же месяц своего содержания приносят государству больший расход, чем вся стоимость ущерба, нанесенного их преступлениями.

5. В 2006 г. Правительство РФ утвердило масштабную десятилетнюю программу развития УИС на 2007-2016 гг. Только капитальное строительство и реконструкция ИУ и СИЗО обойдется в 55,5 млрд. руб. Решение проблемы приведения условий содержания осужденных в соответствие с законодательством РФ будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы с учетом цели и реальных объемов финансовых средств, которые могут быть привлечены для ее реализации.


Принятый вариант Программы, как предполагается, обеспечит в течение первых 3 лет завершении строительства объектов, начатого в рамках федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002 - 2006 годы», а также позволит к 2017 году привести условия содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством РФ.. Выполнение мероприятий Программы, связанных со строительством и реконструкцией исправительных учреждений, предполагает проектирование, реконструкцию и строительство 575 объектов ИУ (объем необходимых средств рассчитан исходя из нормативов удельных капитальных вложений для такого вида учреждений).

Программа будет носить ярко выраженный социальный характер.

При расчете показателей степени соответствия условий содержания осужденных в исправительных учреждениях законодательству Российской Федерации и международным стандартам будут учитываться:

нормы санитарной площади на одного осужденного (общежития для проживания осужденных);

наличие объектов бытового и медицинского назначения (баня-санпропускник с прачечной, столовая с кухней, прачечная, медицинская часть, туберкулезное отделение)

наличие прочих объектов (административное здание с контрольно-пропускным пунктом, здание помещений камерного типа со штрафным изолятором, клуб, школа с классами профессионально-технического обучения, инженерно-технические средства охраны, здание продовольственного склада, склад вещевого имущества, здание материально-технического имущества, здание гаража, локальные участки, городок служебных собак, спортивный городок и др.).

Реализация Программы рассчитана на 10-летний период (2007 - 2016 годы). Вместе с тем сроки реализации Программы могут быть уточнены с учетом избранных цели Программы и варианта решения проблемы, экономических и иных возможностей РФ. Программу предполагается реализовать в один этап, поскольку значительное количество ее мероприятий связаны между собой и носят долгосрочный характер.



1 Правильным является лишь один вариант ответа.

2 Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2000. С. 151.

3 Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Зерцало, 1997. С. 123




<< предыдущая страница