refik.in.ua   1 ... 29 30 31 32 33

Тема № 5. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью

1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания, устанавливается уголовно-исполнительным кодексом (ст.16) и включает в себя уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ и иные органы (учреждения), деятельность которых регулируется не только УИК РФ, но и другими законами и нормативными правовыми актами, с которыми студент должен ознакомиться. При изучении вопроса необходимо уяснить, какие виды наказаний исполняются каждым учреждением (органом). Следует учитывать, что исполнение наказаний есть исключительная функция государства, которое создаёт специализированные учреждения и органы (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры), специализированные подразделения государственных органов (уголовно-исполнительные инспекции, дисциплинарные воинские части) либо возлагает исполнение отдельных уголовных наказаний непосредственно на органы, обладающие иной основной функциональной задачей (судебные приставы-исполнители). Кроме того, требования приговора о лишении права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, о лишении специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград, а также об обязательных, исправительных работах и ограничении свободы обязательны для других органов, их должностных лиц, администраций организаций, не входящих в систему органов, исполняющих наказания.

Ст. 17 УИК РФ обязывает администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного к месту отбывания наказания направить уведомление о том одному из родственников осужденного по его выбору. Такое уведомление направляется почтой специальными (учетными) частями, отделами учреждений УИС по месту нахождения осужденного. В нем указываются дата прибытия осужденного в учреждение для отбывания наказания; наименование и адрес учреждения; перечень продуктов и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах или бандеролях; правила получения свиданий.


В теории уголовно-исполнительного права наиболее предпочтительным является организационное единство функций исполнения наказания и мер уголовно-правового воздействия. В настоящее время эта функция разделена между несколькими субъектами: учреждениями Федеральной службы исполнения наказания Минюста РФ, судебными приставами-исполнителями Минюста РФ, командованием воинских частей и учреждений Минобороны РФ и других «военизированных» министерств, исполняющих наказания, применяемые к военнослужащим, и судами, на которые возложены обязанности по исполнению наказания в виде лишения воинского, специального или почетного звания, классного чина или государственных наград. Такое разнообразие субъектов исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера не совсем оправдано.

2. Рассмотрение вопроса о применении к осуждённым мер медицинского характера целесообразно начать с повторения положений ст.ст. 21, 22 и Раздела VI УК РФ. Студент должен различать принудительные меры медицинского характера, осуществляемые по решению суда, и принудительное лечение, применяемое на основании решения медицинской комиссии, а также знать основания применения к осуждённым мер медицинского характера. Необходимо учитывать, что принудительные меры медицинского характера к осуждённым к ограничению или лишению свободы и аресту применяются учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний.

3. Для уяснения вопроса о взаимодействии органов и учреждений, исполняющих наказания, с судами и иными государственными органами необходимо воспользоваться знаниями, полученными при изучении таких юридических дисциплин, как уголовный процесс, прокурорский надзор, правоохранительные органы, муниципальное право и другие. Подобное взаимодействие обусловлено единством целей, задач и стратегии уголовно-исполнительной политики и иных ветвей политики государства в сфере борьбы с преступностью.

Студент должен охарактеризовать взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами расследования, судами, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.


4. Осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является важнейшим условием реализации принципа законности, предполагающим исполнение наказания в точном соответствии с требованиями законодательства. Виды и формы контроля установлены в ст.ст. 19 - 24 УИК, главе YII Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

5. Одной из наиболее действенных форм поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний является судебный контроль. Практически вся судебная система РФ - (федеральные, конституционные и мировые суды) - при рассмотрении дел, связанных с участием в них учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляют судебный надзор за их деятельностью. Выносимые в адрес этих органов постановления, определения, как и другие вступившие в законную силу судебные решения, являются обязательными для всех без исключения физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению (ст. 6 Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.).

Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от наказания, его смягчения, отсрочки отбывания наказания (в том числе рассрочки уплаты штрафа), замене наказания более строгим или при изменении осужденному вида исправительного учреждения, суд, изучает и проверяет деятельность соответствующего органа, исполняющего наказание. Тем самым, суд осуществляет контроль на стадии исполнения приговора. Суд разрешает уголовные дела о преступлениях, совершенных осужденными (ст. 313, 321 УК РФ) или сотрудниками учреждений, исполняющих наказания (ст. 285, 286, 293 УК РФ), гражданские дела и, кроме того, при обнаружении нарушений закона в его работе суд в различной форме ставит в известность о них соответствующие органы управления Федеральной службы исполнения наказания, в том числе путем вынесения частного определения. Суд рассматривает обращения осужденных. В процессе их рассмотрения суды изучают различные стороны деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Тем самым также создается возможность для реализации функции судебного контроля.


6. Прокурорский надзор осуществляет прокуратура РФ в лице Генерального прокурора и единой системы органов прокуратуры, действующих во всех административно-территориальных образованиях государства.

Прокуратура как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов (см. ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Этот же закон (наряду с уголовно-исполнительными) регламентирует порядок осуществления надзора. Этими законами на прокуратуру возлагается задача осуществлять в пределах ее полномочий надзор за соблюдением учреждениями и органами, исполняющими наказания, установленного законом и иными нормативными правовыми актами порядка содержания осужденных и отбывания ими наказания.

В предмет прокурорского надзора (глава 3 раздела 3) входят:

- законность нахождения лиц в ИУ и других учреждениях УИС;

- установленные законом порядок и условия содержания лиц в данных учреждениях;

- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных;

- законность применения сотрудниками УИС мер безопасности (ФЗ от 21 июля 1993 г.).

Осуществляя надзор, органы прокуратуры имеют широкий круг полномочий (например, посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания; непосредственно знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, а также с оперативной документацией; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные с нарушением закона, немедленно освобождать лиц, незаконно содержащихся в местах заключения, проверять соответствие приказов, распоряжений, постановлений администраций соответствующих учреждений требованиям соответствующих законов и опротестовывать их при наличии оснований, причем, действие опротестованного акта приостанавливается до рассмотрения протеста, и др.).

7. Необходимо знать основные формы реагирования на нарушения закона при исполнении наказания, для чего необходимо обратиться к рекомендованным нормативным правовым актам.


Одной из форм контроля является непосредственное посещение контролирующими субъектами учреждений и органов, исполняющих наказания (ст.24 УИК, ст.38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Следует также помнить, что осуждённые обладают правом обращения с предложениями, заявлениями и жалобами в любые органы, осуществляющие контроль за исполнением уголовных наказаний.

8. При рассмотрении вопроса о показателях и критериях эффективности деятельности системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, студент должен знать, что в науке уголовно-исполнительного права нет единого мнения по этому вопросу, в связи с чем полезно обратиться к рекомендованной литературе. Следует обратить внимание на то, что состояние преступности в целом и состояние рецидивной преступности в частности сами по себе не могут свидетельствовать об эффективности (неэффективности) системы исполнения наказаний.
Тема № 6. Уголовно-исполнительная система
1. Изучение темы следует начать с уяснения понятия уголовно-исполнительной системы. «Уголовно-исполнительная система» и «система органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания» не синонимичные понятия, хотя иногда их отождествляют. Структура и функции Уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (далее - УИС) определены Законом от 21 июля 1993 г. и Постановлением Правительства РФ № 814 от 9 июля 1994 г. «Об утверждении перечня предприятий, учреждений и организаций МВД РФ, входящих в УИС» (с последующими изменениями и дополнениями).

Уголовно-исполнительная система - единая система государственных учреждений и органов, исполняющих наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни. В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 21.07.1998 г. уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел также переданы в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ.

Таким образом, УИС РФ включает в себя:


1) учреждения, исполняющие наказания в виде обязательных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, ареста, лишения свободы, смертной казни, а также осуществляющие контроль за поведением отдельных категорий осужденных;

2) территориальные органы УИС (по мере развития регионального законодательства предполагается переход на смешанный тип управления с передачей все большего объема функций территориальным органам).

3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний – Федеральная служба исполнения наказаний (см. Указ Президента РФ № 1313 от 13.10.2004 г. «Вопросы Министерства юстиции» и Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённое Указом Президента РФ от № 1314 от 13 октября 2004 г., которыми определяются, в частности, компетенция Министра юстиции, Директора ФСИН, вопросы их взаимодействия, структура ФСИН и т.д.). Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

В УИС по решению Правительства могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно - исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

2. Необходимо знать специальные обязанности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, среди которых следует выделить обязанности, связанные с предупреждением противоправных деяний и реагированием на допущенные нарушения требований закона и нормативных правовых актов. Обязанностям учреждений УИС (ст. 13 Закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») корреспондирует достаточно широкий круг полномочий (ст. 14 Закона). При рассмотрении отдельных прав и обязанностей следует усвоить их содержание, порядок реализации, круг лиц, к которым могут быть применены те или иные правомочия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.


Особое внимание следует уделить особенностям правомочий учреждений УИС, которые могут осуществляться вне территорий, на которые распространяются режимные требования, а также в отношении лиц, не являющихся осуждёнными.

3. В статье 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17.12.1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН) закреплено право должностных лиц на применение силы «…только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей».

В ст. 54 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными сказано, что персонал пенитенциарных учреждений имеет право прибегать к насилию «…только в случае самозащиты или в случае попыток к бегству, а также и в других случаях активного и пассивного противодействия приказам, основанным на действующих законах и правилах». В п.33 перечислены соответствующие основания применения мер безопасности:

1) предотвращение побегов во время транспортировки;

2) по причинам медицинского характера и по указанию врача;

3) по приказу директора, если другие меры оказываются недейственными, когда заключенному нужно помешать причинить вред самому себе или другим или же нанести материальный ущерб.

Аналогичные положения содержатся в Европейских пенитенциарных правилах. В пояснительной записке к ним сказано: «… сила применяется, как правило, только в санкционированном порядке в случае крайней необходимости». Там же разъясняется, что «… в особых условиях мест лишения свободы всегда будут возникать ситуации, требующие немедленного применения силы без специального на то разрешения в силу срочности ситуации».

Применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы Минюста России физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентируется не только УИК РФ, но и главой V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Необходимо знать общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, среди которых следует выделить требование обеспечения наименьшего причинения вреда и предоставления медицинской помощи пострадавшим, при этом о каждом случае причинения ранения или смерти, равно как о любом случае применения огнестрельного оружия, немедленно сообщается прокурору. Применение мер безопасности допустимо только на территориях, на которых установлены режимные требования (на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях), и на охраняемых объектах, при этом сотрудники УИС обязаны предупредить о намерении использования мер безопасности, предоставив время, достаточное для выполнения соответствующих требований (курсивом выделены оценочные признаки норм).


Студент должен знать основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, виды применяемых спецсредств, различать право применения, право применения без предупреждения и право использования огнестрельного оружия. Следует иметь в виду, что в случае применения оружия, в отличие от использования, его поражающие свойства направлены в отношении живой цели.

Нужно уяснить, что применение специальных средств и оружия (газового и огнестрельного) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, существенно ограничен законом. В то же время следует обратить внимание на недостаточно корректные формулировки отдельных норм (например, «видимые признаки беременности» вместо традиционной для права «заведомости»), наличие неоправданно широкого использования оценочных признаков, что несколько размывает определённые законом основания применения физической силы, специальных средств и оружия.



<< предыдущая страница   следующая страница >>